Патина что это на металле?

Нанесение патины на металлические и деревянные изделия

Патина — это особая краска, позволяющая придать металлической или деревянной поверхности состарившийся благородный вид. Значение слова «патина» никак не связано с красками. Термин означает тонкую пленку, возникающую на металлической поверхности после длительного взаимодействия с кислородом.

Процесс образования пленки на металле известен с древних времен. Раньше этот процесс назывался воронением. Однако воронение имеет ряд серьезных недостатков:

  • это сложная технология и своими руками ее повторить непросто;
  • себестоимость воронения высока;
  • процесс требует немало времени.

Современные краски позволяют покрасить поверхность (не только металл, но и дерево) гораздо быстрее — в течение нескольких минут. При этом качество материала полностью сохраняется.

Цветовые решения

Самый распространенный вид патины — оксид меди. Поверхность, окрашенная такой краской, зеленовата на вид. На других металлах окислительные процессы происходят иначе, поэтому патина дает другие цвета, например:

  • на стали — охровый или желтый;
  • на бронзе и латуни — коричневый;
  • на серебре — темновато-серый.

В строительных супермаркетах можно приобрести патину разнообразных цветов:

  • под серебро;
  • под натуральную медь;
  • под золото;
  • зеленая медная окись.

Это самые распространенные цвета, однако, выпускаются и краски с более экзотичными оттенками. Такие краски не имитируют какой-либо металл, а являются самостоятельным цветовым решением. Их применение обычно связано только с желанием придать поверхность старинный вид.

В качестве примера можно привести такие цвета:

  • синий;
  • фиолетовый;
  • розовый;
  • красный.

к содержанию ↑

Технология нанесения

Принципы патинирования металла и дерева отличаются. Для металла применяется порошковая (кузнечная) патина, а для дерева — акриловая.

Акриловая патина

Такая краска практически никогда не применяется для металлических поверхностей. Причина в плохих адгезивных качествах. Однако акрил прекрасно подходит для окрашивания деревянных изделий, так как глубоко проникает в поры древесины и подчеркивает красоту ее волокон и структуры. Древесина, окрашенная акриловой патиной, приобретает благородный вид, ее внешний вид обогащается цветовыми переходами.

Обратите внимание! Не рекомендуется применять патину по отношению к мебели, выполненной в современном стиле. Окрашенная таким образом мебель не будет выглядеть эстетично.

Окрашивание патиной часто используется для предметов, выполненных в следующих стилях:

  • классика;
  • барокко;
  • прованс;
  • кантри;
  • этнические мотивы.

Технология покрытия акриловой патиной именуется истиранием. Состаривание заключается в нанесение вначале слоя краски, которой будет выступать так называемой подложкой.

  1. Перед окрашиванием поверхность тщательно, но аккуратно очищается металлической щеткой или же крупнозернистой наждачкой. При этом часть поверхности убирается, а структура дерева становится более явной. Зашкуривать древесину нужно так, что движения направлялись по структуре и только в одну сторону. Это позволит показать текстуру, не нарушая целостность древесины.
  2. Следующий этап — нанесение густого слоя акриловой патины. Далее нужно подождать несколько минут, пока материал проникнет в древесину. При этом нужно помнить: чем дольше пауза, тем темнее будет в конечном итоге покрашенное изделие.
  3. Лишняя краска убирается губкой или же мягкой ветошью.
  4. После высыхания краски можно сделать цвет более насыщенным, если нанести дополнительный слой лакокрасочного материала. Также можно отлакировать поверхность.

к содержанию ↑

Порошковая патина

Первым видом порошковой патины принято считать серебрянку. В своей основе это порошок, который перед применением нужно смешать с олифой. Как правильно разводить серебрянку, читайте в этом материале.

Цвет кузнечных красок обычно матовый, а патина придает металлу благородный блеск. Приобрести порошковый материал можно в виде готового продукта. Для большего удобства при окрашивании патину можно перемешать с ксилолом или же сольвентом.

Обратите внимание! Для окрашивания изделий из металла рекомендуется приобретать специальный материал для кузнечных работ.

Покрытие кузнечной патиной считается достаточно сложным делом при отсутствии необходимого опыта. Для нанесения краски понадобится нечто вроде палитры, где можно размазывать лакокрасочный материал.

  1. Сгустки патины нужно расположить с одной стороны палитры.
  2. Кисточки слегка намочить в сольвенте или ксилоле. Затем растереть краску до той стадии, пока кисточка не станет полностью сухой.
  3. Далее краска наносится осторожными мазками. Изделия нужно касаться только кончиком кисточки. В результате должен получиться неравномерный слой краски, а нечто, напоминающее потертости.

Процесс очень трудоемкий и занимает много времени. Хотя результат этого стоит — изделие приобретет благородный состарившийся вид.

По неопытности многие пытаются взять на кисть как можно больше патины, чтобы избежать ее растирания после пары мазков. Однако так поступать категорически не рекомендуется, поскольку добиться нужного результата в таком случае не удастся.

Итак, работа с патиной требует определенных навыков, поэтому начинающему трудно рассчитывать на быстрый успех. Рекомендуется для начала использовать для патинирования предметы, которые не жалко испортить. После приобретения опыта можно взяться за более ответственную работу.

Краска патина для металла и дерева

Мода на старину в дизайне – очень странная вещь, ведь прочувствовать тонкую грань между «старьём» и винтажем может не каждый. Конечно, можно накупить старинных вещей и обставить ими своё жильё, но у них есть одна существенная проблема – отсутствие современной функциональности, к которой мы все так привыкли.

В этом случае остаётся лишь одно – купить современные вещи и искусственно их состарить. И поможет с этим краска патина для металла или дерева, о которой мы и поговорим в этой статье.

Что такое патина

Само слово «патина» не имеет никакого отношения к краскам. По сути патина – это тонкая плёнка, образующаяся на поверхности изделия в результате его долгого взаимодействия с кислородом. Наиболее известным видом патины можно считать оксид меди – тот самый зелёный налёт, который появляется на поверхности после долгого использования, как показано на фото чуть ниже.

На разных металлах процесс окисления проходит по-разному, и соответственно патина имеет разные цвета:

  • Медь – зелёный.
  • Сталь – жёлтый или охровый.
  • Латунь и бронза – коричневый.
  • Серебро – тёмно-серый.

Именно патина защищает изделие от гниения и в то же время создаёт характерный внешний вид, который так ценится в винтажных вещах. Технология создания защитной плёнки на металле известна давно. К примеру, много лет оружие проходило специальный процесс, называемый «воронение».

Металл становится в результате более стойким при взаимодействии с водой и воздухом, но есть несколько существенных недостатков такого способа:

  1. Воронение – сложный процесс и его тяжело выполнить самостоятельно.
  2. Высокая конечная цена изделия.
  3. На создание такого покрытия требуется очень много времени.

Но технологии не стоят на месте и сегодня любое металлическое или даже деревянное изделие можно состарить за несколько минут, и при этом не потеряв качественных характеристик самого материала.

Если говорить о патине как о краске, то защитных функций у неё практически нет, это скорее декорирование, которое наносится поверх первого слоя и придаёт изделию вид состаренного.

Сегодня в специализированных магазинах можно встретить патину самых разных цветов:

  • Серебро.
  • Медь в чистом виде.
  • Зелёная окись меди.
  • Золото.

Это самые распространённые оттенки, так как они способны имитировать различные металлы и превращать обычное железо в золото или серебро.

К сожалению, до «философского камня» патине далеко, поэтому некоторые производители выпускают совершенно экзотические оттенки, не призванные имитировать что-то:

  • Фиолетовый.
  • Синий.
  • Красный.
  • Розовый.

Чаще всего их используют, когда необходимо придать изделию схожесть с оригиналом.

Акриловая патина

Этот вид патины не используется на металле, так как имеет плохую адгезию с ним. Такие краски больше подходят для дерева, они проникают в поры изделия и подчёркивают древесную структуру и волокна.

Читайте также  Чем приклеить резину к металлу?

В результате такого покрытия изделие получает сразу несколько дополнительных качеств:

  1. Проявляется структура дерева.
  2. Игра на цветовых переходах придаёт изделию благородный вид.

Совет! не стоит использовать патину на предметах мебели с характерной современной стилистикой. Такое покрытие вносит диссонанс в общее восприятие, и создаётся ощущение плохого вкуса хозяина.

Покраска патиной мебели характерна для таких стилей, как:

  • Прованс.
  • Кантри.
  • Классицизм.
  • Барокко.
  • Этно.

Тут она будет смотреться гармонично и выдержано в общей стилистике.

Патина на основе порошковых красителей

Прародителем этого вида патины можно считать известную всем серебрянку, которая в изначальном виде является порошком и требует разведения олифой.

Именно порошковая патина используется для окраски металла. Продаётся она в готовом виде, а при нанесении для удобства можно растворить сольвентом или ксилолом.

Совет! для патинирования металлических изделий покупайте только специализированную патину для кузнечных работ. Она имеет долгий срок службы и не истирается со временем.

Ниже будет приведена подробная инструкция по нанесению патины, а пока подытожим всё сказанное и перечислим преимущества такого покрытия:

  1. Как правило, кузнечные краски – матовые, и патина придаёт блеск изделию.
  2. Появляется ощущение старины.
  3. Обычная сталь принимает вид благородных металлов.
  4. При помощи патины можно стилизовать мебель под общий дизайн интерьера.

Нанесение

Технология нанесения патины на металл и дерево очень различаются, так как акриловые и порошковые красители преследуют разные цели. Поэтому остановимся на каждом способе поподробнее.

Акриловая патина – для дерева

Специалисты называют данную технологию состаривания деревянных изделий – истирание. Заключается она в том, что на дерево сначала наносится слой краски, которая будет являться подложкой, или, если мы говорим о готовом изделии, то этот этап можно опустить.

  • Перед тем, как красить патиной, поверхность проходят металлической щёткой или крупной наждачной бумагой. Часть покрытия при этом стирается и проявляется структура дерева.

Совет! зашкуривая изделие, все движения должны быть в одну сторону и по волокнам дерева. Таким образом, проявится текстура, но не нарушится целостность дерева.

  • Далее, на поверхность густым слоем наносится акриловая патина нужного цвета. Ей нужно дать несколько минут, чтобы она проникла внутрь дерева, но не стоит забывать, что чем дольше пропитывается изделие, тем более тёмный получится цвет в итоге.
  • Теперь излишки краски вытираются мягкой ветошью или губкой. Та патина, что не успела впитаться в поры уйдёт, а волокна примут новый оттенок. Позже, когда изделие высохнет, можно добавить интенсивности цвета, добавив ещё один слой краски, или покрыть всё лаком для блеска.
  • Если технология нанесения и подготовки поверхности не совсем понятна, то можно посмотреть видео в этой статье, на котором подробно показаны все этапы.

Кузнечная патина – для металла

Довольно сложная технология, особенно, если наносить патину своими руками, не имея соответствующего опыта. Для этого нам понадобится некое подобие палитры, на которой можно размазывать краску.

  • Густая патина располагается в углу палитры, а кисть слегка смачивается в сольвенте или ксилоле, после чего краску нужно сильно растереть, до тех пор, пока кисть не станет практически сухой.
  • Теперь лёгкими мазками, касаясь изделия самыми кончиками кисти, наносим патину. У нас получается не равномерное покрытие, а потёртости, которые и создают эффект старины. Таким образом покрывается всё изделие, и уйти на это может очень много времени, но и результат того стоит.
  • Очень часто при отсутствии опыта возникает желание захватить кистью побольше патины сразу, чтобы не растирать её через каждые несколько мазков. Делать этого категорически нельзя, так как покрытие получится неравномерным, а вместо эффекта старины появится плохо прокрашенное и облезлое изделие.

В любом случае лучше сначала потренироваться на чём-то другом, и уже когда рука почувствует уверенность, можно браться за патинирование изделия. Теперь вы знаете, как выполняется эта работа и все сделаете по технологии.

Патина: что это, и может ли она быть на драгоценных металлах?

«Благородство всем нравится, особенно если сопровождается скромностью»

Драгоценные металлы благородны по природе, но еще более благородными, и это больше касается серебра, они становятся с легким «налетом старины», который таким ювелирным изделиям обеспечивает патина.

Да, при слове патина на металле мы представляем памятник, возведенный гению человеческого таланта, проявленного в той или иной сфере жизни. Как правило, это благородная патина на бронзе. Представляем мы и изумрудно-рыжую патину на медных и латунных изделиях. Но и благородные металлы патина не обходит стороной.

Природа патины

«Патина» — слой окислов различных оттенков, образующихся на поверхности изделий из металлов под влиянием кислорода, углерода, кислот и солей вследствие химической реакции или специальной обработки (патинирования). Это понятие пришло к нам из итальянского языка. Визуально патина выражается в потускнении, выцветании, потемнении или каком-либо другом изменении поверхности изделия. Состав ее зависит от состава самого материала и состава среды.

Наличие слоя патины на металле не сказывается на характеристиках изделия и не разрушает его. Больше того, этот благородный «налет», благодаря переходам цвета, подчеркивает красоту узоров и фактур.

Виды патины

Естественная патина бывает благородной и дикой. В первом случае, она имеет плотную структуру и защищает металл от коррозии, вторая – по структуре рыхлая и защитных свойств металлу не добавляет, поэтому от такой патины избавляются.

Также патина бывает пулевая (цвет изменяется от периферии к центру), радужная (множественная смена цветов), переливчатая (сверкающая, оттенки ее варьируются в зависимости от угла обзора).

Патина на серебре

Серебряная патина образуется из-за содержания сероводорода в воздухе или окружающих металл предметов, в результате чего на поверхности серебряного украшения образуется тонкий слой сульфида серебра, и цвет патины изменяется от переливчатых оттенков желтого, зеленовато-голубого до черного. Взаимодействует серебро и с хлоридами, но в таком случае патина непривлекательная – с серыми и черными пятнами, выступающими над поверхностью металла.

Как правило, серебро покрывается патиной из-за содержащейся в серебряном сплаве меди. На таких серебряных сплавах может появляться налет зеленоватого оттенка.

Золотая патина

Золотые украшения обладают малой химической активностью, однако и в золотых сплавах есть примеси, обеспечивающие украшению патину. Так, золотые сплавы с содержанием меди или серебра, могут иметь патину глубокого оранжевого цвета. Некоторые золотые украшения могут приобретать светло-коричневые или темно-оранжевые точки или прожилки патины. Но все же, на золоте патина — явление более редкое, чем на серебре.

Естественная и искусственная патины на серебре

Правильная, естественная патина – длительный процесс, протекающий под действием различных химических веществ, присутствующих в небольшом количестве в атмосферном воздухе. Натуральная патина защищает серебро от дальнейшего окисления, а значит, и разрушения. Как только слой патины равномерно лег на поверхность, естественное патинирование прекращается.

Но патину наносят и искусственным путем – не нужно ждать десятки лет, чтобы дать своему украшения «налета старины», нужно просто это украшение прооксидировать.

Оксидированное серебро

Да, оксидированное серебро – это, по сути, серебро со слоем патины, которая формируется в специализированных химических растворах, в которые погружают изделие на непродолжительное время. И, как правило, после проведения операции оксидирования, серебряная поверхность приобретает красивый, глубокий, темно-серый цвет. Оксидная пленка, нанесённая на серебро искусственным способом, защищает его от дальнейшего потускнения и делает благородное серебро еще благороднее. Так сказать, благородность в квадрате…

Патина на драгоценном металле – это и его защита, и его декорирование. Конечно, эти металлы прекрасны и в классических модификациях, но с патинированием они выгодно оттеняются, становятся более объемными и контрастными, подстраиваясь своим внешним видом под наш гардероб и стиль жизни.

Читайте также  Чем клеить металл к дереву?

Что такое патина на клинке?

Патина — это тонкий слой, который со временем формируется на поверхности металла. Это вид коррозии, который может перевести нож в ржавую железку в долгосрочной перспективе или наоборот стильно изменит внешний вид лезвия. Патина может образовываться естественным образом или наноситься на металл. Давайте подробнее рассмотрим, как образуется патина и что можно сделать, чтобы либо нанести ее на лезвие, либо избавиться от нее.

Патина на лезвиях ножей — это вид коррозии. Это слой оксида железа, образующийся в результате окисления железа при контакте с кислородом

Наиболее распространенный тип патины вызывает черное/серое пятно на лезвии, которое может полностью покрывать весь клинок. Патина может также содержать много других веществ, в том числе другие оксиды, сульфаты и карбонаты. Магнетит, мягкая форма окисления, является веществом, ответственным за древесно-серый цвет.

Слово «патина» также используется для описания обесцвечивания и накопления изменений в текстуре и внешнем виде лезвия с течением времени. Другими словами, патина обычно представляет собой старение клинка.

Как и ржавчина, патина является формой коррозии металла и вызывает пятна и следы на лезвии. Как и ржавчина, патина влияет на углеродистую сталь больше, чем на нержавеющую. Так в чем же разница между патиной и ржавчиной?

Во-первых, химия каждого из них немного отличается. Оба соединения представляют собой форму оксида железа. Однако, ржавчина имеет другую химическую формулу. Также патина может иметь различные химические составы (с участием других оксидов, карбонатов и сульфатов). Это может привести к изменению толщины, цвета, оттенка и общей эстетической привлекательности!

Обычно патина состоит из черных или серых пятен. Поэтому, если вы видите оранжевые или красные пятна, это не патина. Это ржавчина!

Как же формируется патина?

Во-первых, давайте поймем одну вещь. Патина формируется на клинках из углеродистой стали. Это потому, что лезвия из нержавеющей стали содержат хром, что делает их устойчивыми ко всем видам коррозии. Вы редко встретите патину на ноже из нержавеющей стали, однако, она легко образуется на ноже из углеродистой стали, из-за отсутствия хрома.

Патина обычно образуется в похожих, но более мягких условиях, чем ржавчина. Поэтому при наличии воздуха и ограниченного количества воды на клинке может возникнуть химическая реакция, образуя патину. Углеродистая сталь очень чувствительна ко многим факторам окружающей среды: кислотности, влажности, солям. Как только вы прикасаетесь к ножу влажной рукой, вы уже влияете на химический состав лезвия.

Это не значит, что вы не должны использовать нож! Химические реакции происходят повсюду, и здесь не о чем беспокоиться. Обычно при воздействии кислой среды на клинок из углеродистой стали образуется патина. Например, если вы нарежете лимон или апельсин (цитрусовые содержат много лимонной кислоты), вы заметите, что нож быстро начинает окрашиваться. В этом нет ничего страшного! Это и есть патина.

Вид образующейся патины обычно зависит от условий, в которых она образуется. Поэтому, даже если у вас есть два точно одинаковых ножа, они могут образовывать патины разных цветов в разных средах.

В конечном счете, патина — это защитный слой на лезвии. Она предотвращает дальнейшее окисление углеродистой стали и может сделать ваш нож более устойчивым к другим формам коррозии. В процессе длительного использования вы заметите, что ножи, на которых естественным образом образовалась патина, как правило, не ржавеют. Есть даже бренды, которые поставляют ножи, у которых уже есть промышленно образованная патина. Это часто улучшает дизайн и визуальную привлекательность лезвия.

Патина — неотъемлемая и важная деталь клинка из углеродистой стали. Без патины клинок из углеродки определенно можно содержать в чистоте и блеске. ровно до момента появления первых ржавых пятен. Поэтому многие любители ножей из углеродистой стали сознательно наносят патину на клинок.

Как сформировать патину на ноже

Патина хорошо формируется продуктами с повышенной кислотностью. Так что один из вариантов — натереть лезвие горчицей. Вот, что нужно сделать:

Шаг 1: Сначала тщательно почистите лезвие. На нем не должно быть следов от еды.

Шаг 2: Теперь нанесите слой горчицы на лезвие. Вам не нужно много, достаточно просто покрыть его. Вы можете попробовать сформировать различные узоры, не размещая горчицу на некоторых участках.

Этап 3: Горчица очень кислотный продукт, и патина быстро сформируется. Через 15 минут удалите её, и Вы должны увидеть некоторую степень потемнения на клинке.

Шаг 4: Промойте лезвие водой и высушите его полностью. Сушка — важный шаг (иначе нож может заржаветь), так что не забывайте об этом!

Другие кислотные вещества, которые вы можете использовать — это уксус (хотя это немного рискованно, если оставить его надолго). Окуните лезвие в уксус на несколько минут, и вы увидите пятна патины. Плотность и цвет будут зависеть от типа используемого уксуса. Вы также можете сформировать патину, просто порезав лимон, апельсин или даже яблоко. Через некоторое время вы сможете увидеть пятна патины, которые появляются на вашем клинке.

Ну, а если вас не устроил результат, то все можно повторить сначала. Но для этого придется удалить патину с клинка. Так же это может быть полезно тем, кто порезал лимон, потом просто забыл вымыть и вытереть свой нож и при этом совсем не собирался заводить патину на своем клинке.

Самый простой вариант удаления патины — это полировка клинка. Важно помнить, что даже самая легкая шлифовка происходит за счет снятия определенного количества металла. Один из самых безболезненных вариантов — использовать финишный мелкозернистый камень обильно смоченный водой. Аккуратно водите клинок по камню вперед и назад до того момента пока не сотрется вся патина.

Что такое патина, ее виды и применение для декора мебели

В первоначальном своем значении патина означала оксидную пленку на медном изделии зеленого (малахит) или голубоватого (азурит) цвета. Позднее так же стали называть любого рода налет, появляющийся под действием времени на поверхности металла или дерева.

Сегодня под патиной подразумевают еще эффект состаривания, столь модный при оформлении мебели и кухонной утвари.

Искусственная и природная патина

Любой материал, кроме золота и платины, в какой-то мере взаимодействует с кислородом и влагой в воздухе. В некоторых случаях эффект проявляется очень быстро – например, ржавление железа; в других – процесс растягивается на долгие годы, как в случае зеленой патины на меди, патины серебряной, то есть чернения и так далее.

Как ни странно, наличие такого налета, если покрытие не сказывается на характеристиках изделия и не разрушает его, не только не уничтожается, но и зачастую приветствуется. Ведь этот благородный налет благодаря переходам цвета подчеркивает красоту резьбы и ковки, объемную фактуру или указывает на возраст предмета, что невольно переводит мебель для гостиной или другое изделие в разряд раритетных или хотя бы старинных. В результате на свет появилась искусственная патина. Получают ее, конечно, другими способами.

  • Естественная патина – результат окисления металла в атмосфере. Разделяется на благородную и дикую. Первая имеет плотную структуру и защищает металл от коррозии (например, зеленая патина на меди), вторая – рыхлая и от влаги металл не убережет. От такой пленки необходимо избавляться.
Читайте также  Как удалить хром с металла?

На фото — кухонный гарнитур с патинированием под бронзу.

  • Искусственно сделанная патина образуется намного быстрее за счет проведения определенных химических реакций. Такие покрытия менее прочны и более пористы, чем благородная пленка, но все же металл защищают.
  • Можно выделить и группу декоративной патины. Это род имитации, создаваемый с помощью обычных морилок и краски – например, акриловой. Цвет в этом случае может быть абсолютно любой – от светло-золотистого и белого до черного, а может включать и оттенки, совершенно несвойственные природному материалу.
  • Патинирование дерева

    Налет на дереве зачастую ни о чем хорошем не говорит, поскольку появляется при поражении грибками или гнилью. Однако на древесине высокой плотности и твердости, малочувствительной к воде – например, дуб, белая или темная патина становится указанием на старину.

    Мебель в классической гостиной часто подвергают искусственному патинированию, поскольку получить естественный налет очень сложно. Для лучшего эффекта необходимо сочетать химические и механические методы.

    На фото — мебель в гостиной из дуба с золотой патиной.

    Разновидности патины для дерева

    Для дерева применяют несколько составов. Приобретаются последние в строительных магазинах.

    • Густая патина – в виде пасты, как правило, двухкомпонентная. Обычно таким образом получают светло-коричневые, красноватые или золотые оттенки. Для эффекта позолоты основой служит естественный цвет дерева – того же дуба например.
    • Жидкая – по сути, это специальный лак, придающий древесине светло-желтый или золотой оттенок, присущий старинному дубу или ясеню.
    • Фацетный лак – не совсем патина, скорее, эффект старины на основе растрескивания. После высыхания лак покрывается тончайшими трещинками, как бывает на очень старом дереве.

    Виды покрытий можно комбинировать, чтобы получить более интересные эффекты.

    Методы патинирования

    Технология практически одинаковая для всех способов, отличается лишь количеством слоев краски или лака.

    1. Первый этап после очистки и обезжиривания – это браширование. Обработка металлической щеткой, а на худой конец стамеской и гвоздями сводится к удалению мягких волокон на поверхности древесины, что, собственно, и происходит со временем.
    2. Затем мебель для гостиной или кухни обрабатывают белой грунтовкой и шлифуют. Белая чаще используется под серые и светлые тона. Но если основу эффекта хотят сделать контрастную, то прозрачная грунтовка используется.
    3. Наносят слой лака и высушивают.
    4. Затем наносят патинирующий состав и после очень непродолжительной сушки удаляют избытки, чтобы состав оставался в глубоких порах.
    5. Покрывают темной патиной и вновь снимают избытки в той мере, в какой хотят сохранить контраст между волокном светлым и темным. Затем мебель дважды покрывают обычным прозрачным лаком.

    На фото — результат обработки мебели из дуба.

    Патина на металлах – естественная и искусственная

    Металлические изделия в интерьере гостиной или спальни встречаются не так уж часто и обычно являются предметами небольшими и декоративными: люстры, бра, подставки, подсвечники и прочее. Несмотря на то, что новое изделие обладает ярким блеском и красивым цветом, желающих придать им менее современный вид, находится много. А поскольку ждать, пока такой эффект будет достигнут естественным путем долго, прибегают к использованию химических веществ.

    Разновидности патины

    Цвета и вид пленки на разных металлах при разных условиях отличаются и весьма заметно.

    • Наиболее привлекательно выглядит эффект состаривания на серебре. Металл этот довольно инертный, и пленка возникает обычно при реакции с серой, создавая переливчатые оттенки от светло-желтого до малинового и бирюзового. Черная патина возникает при воздействии аминокислот и хлоридов. Дикая разновидность такого рода непривлекательна: пленка грубая, выступает над поверхностью. А вот чернение серебра придает изделию редкостное изящество.
    • Золото – металл благородный и в реакции практически не вступает. Однако если сплав содержит медь или никель, могут со временем появиться светло-коричневые или оранжевые пятна. Гораздо больше дизайнеров привлекает имитация патинированной поверхности на основе золотого цвета. Эффект это чисто декоративный и создается краской цвета золота, причем реализовать можно патину по металлу и по дереву – например, на древесине дуба.
    • Чаще всего в гостиной сталкиваются с медными и бронзовыми изделиями, иногда – железными, если речь идет о гостиной в стиле лофт. На меди зеленая и голубая пленка обусловлены отложением хлоридов, ацетатом меди, черная – образованием оксида или сульфита.

    Красная патина также сформирована солями хлора, но, как правило, образуется искусственным путем. Коричневая патина появляется при воздействии солей аммония. Для меди практически все виды отложения являются относительно безопасными, что и превращает медные кованые изделия в превосходный декор для гостиной.

    • А вот для бронзы зеленые и голубые покрытия представляют опасность. Благородной патиной для сплава является только черная пленка. Искусственным образом они достигается за счет воронения – масляной обработки и прокаливания в медных опилках.

    Методы патинирования

    Способов придать металлическому изделию старинный вид существует множество. Однако все они предполагают применение химически агрессивных веществ, поэтому реализуются с осторожностью.

    Наиболее известным и универсальным относится патинирование при помощи серной печени. Состав изготавливают смешав 1 часть серы в виде порошка и 2 части поташа и прокалив их на огне. В результате получают серную печень – массу коричневого цвета, которую можно хранить в стеклянной банке.

    • Из вещества готовят водный раствор (концентрация зависит от цели) и обрабатывают им рельефные и выступающие детали, а также те, которые со временем должны подвергнуться наибольшему износу. Цвет можно получить от светло-золотого на бронзе до голубого и черного на меди и серебре.
    • Водный раствор 1 доли медного купороса и 1 доли хлорида цинка позволяет получить эффект состаривания красного или коричневого цвета.
    • Черная пленка образуется при воздействии сернистого аммония. Здесь, однако, есть и свои сложности: раствор имеет очень сильный запах, так что патинирование нужно проводить в вытяжном шкафу.
    • Готовая битумная патина может выручить тех, кто не хочет самостоятельно изготавливать смеси. Раствор готовят на основе органического растворителя, а после патинирования проводится масляная обработка. Цвет налета – светло-коричневый. Смесь допускается применять на золотых изделиях, если хотят придать им старинный вид.

    Декоративная патина

    Здесь весь процесс патинирования сводится к окрашиванию рельефных участков металлического или деревянного изделия. Используется для этого акриловая патина, растворимая в воде. Она наносится кисточкой или губкой на выступающие места и растушевывается. Преимущество ее перед акриловой краской состоит в том, что высыхает состав не столь стремительно и позволяет создать ощущение естественности.

      Акриловая патина наносится и на металл, и на дерево. Цвета, как правило, близки к естественной гамме – коричневая, светло-желтая, но, пожалуй, самой большой популярностью пользуются цвета металлик, в частности золотое и серебряное покрытие.

    На фото — золотое покрытие на дубе.

    Применяется также восковая, масляная и другие виды. Распространены они меньше, поскольку сложнее в нанесении.

    Обычно перед патинированием металлические изделия окрашиваются, а не только грунтуются. И если выбрано золотое патинирование, то краска-основа предпочтительнее темная.

    Деревянная мебель окрашивается, если патину хотят сделать максимально контрастной – например, при создании эффекта позолоты на дубе. Или в том случае, когда окрашивание поверхностей является частью дизайна: например, гарнитур голубого цвета в стиле кантри с патиной, как на следующем фото.

    Патина – не просто имитирующее старину покрытие на основе металла или дерева. Это красивейший декоративный прием, позволяющий подчеркнуть фактуру изделия и красоту очертаний.