Резина на штампах что это?

Литье или штамповка — что лучше надеть на зиму?

С давних пор автомобилисты спорят по поводу выбора колесных дисков для лета и зимы — кто-то предпочитает классическую «штамповку», а кто-то выбирает только «литье», и единого мнения в этом вопросе нет. В этой статье мы выясним, как ведут себя разные типы колесных дисков в зимних условиях, подробно разберем несколько мифов, и постараемся сделать верный выбор.

Особенности литых и штампованных дисков

Сегодня на автомобили устанавливается два принципиально разных типа колесных дисков — стальные штампованные и цельнолитые (или легкосплавные). Определенное распространение получили кованые диски, но по ряду характеристик они схожи с литыми, поэтому их зачастую рассматривают вместе. Эти диски кардинально отличаются друг от друга конструкцией и характеристиками.

Стальные штампованные диски производятся из нескольких деталей, полученных методом штамповки из листовой стали с определенными характеристиками. Таким дискам присущи все характеристики стали — они довольно прочные, при ударах получают деформации, которые можно выправить, устойчивы к сильно отрицательным температурам, но при этом тяжелые и имеют не самый привлекательный внешний вид. Основное достоинство этих дисков как раз и заключается в сочетании их невысокой цены и высокой прочности.

Литые диски изготавливаются методом литья из легких сплавов (преимущественно — алюминиевых), поэтому они имеют низкую массу и высокую прочность, а главное — привлекательный внешний вид. Однако литые диски обладают недостаточной устойчивостью к ударным нагрузкам — удар может привести не только к образованию сколов или трещин, но даже и к раскалыванию всего диска. Также легкосплавные диски несколько теряют свои прочностные качества при сильно отрицательных температурах. Наконец, литые диски имеют более высокую стоимость, но эта цена вполне окупает все их положительные качества.

Такие различия в свойствах дисков стали причиной спора о том, какие из них лучше использовать летом, а какие — зимой. У обоих типов дисков есть свои приверженцы, однако очень часто выбор дисков производится не по объективным причинам, а только лишь на основании распространенных мифов и предрассудков.

Литые диски

Диск колесный литой LADA Granta,Kalina,Priora R14 BD

Диск колесный литой MITSUBISHI Lancer,ASX,Eclipse Cross R16 Mi13 S

Диск колесный литой УАЗ R16 КС-434

Диск колесный литой TOYOTA Camry,Corolla R16 BD

Диск колесный литой NISSAN X-Trail (14-) R18 КС-883 АЧ

Диск колесный литой MAZDA 6 (12-),CX-5 R17 КС-740 АЧ

Диск колесный литой KIA Ceed (12-) R17 КС-740 АЧ

Диск колесный литой NISSAN X-Trail (14-) R17 КС-699 ДП

Диск колесный литой MAZDA CX-5 (18-) R17 MZ88 SF

Диск колесный литой HYUNDAI Solaris KIA Rio R16 Samara КС-866

Штампованные диски

Диск колесный ГАЗ-3310 Валдай эмаль (ОАО ГАЗ)

Диск колесный HYUNDAI Porter 2 задний 4JX12 OE

Диск колесный МТЗ задний (8 отверстий) под шину 15.5R38 (16.9R38) БЗТДиА

Диск колесный МТЗ задний (8 отверстий) под шину 16.9R38 (18.4R38) с козырьком БЗТДиА

Диск колесный ГАЗ-2217 СОБОЛЬ (ОАО ГАЗ)

Диск колесный МТЗ передний (5 отверстий) под шину 11.2-20 (фаски с 2-х сторон) БЗТДиА

Диск колесный ГАЗ-3307,ПАЗ-3205 (ОАО ГАЗ)

Диск колесный МТЗ передний (8 отверстий) под шину 11.2-20 с козырьком БЗТДиА

Диск колесный HYUNDAI Porter 2 (12-) передний 5.5JX15 OE

Диск колесный КАМАЗ,МАЗ,MERCEDES,SCANIA,MAN,VOLVO (9.00-22.5) усиленный HARTUNG

Мифы об эксплуатации литых и штампованных дисков зимой

Сегодня принято считать, что традиционные штампованные диски лучше подходят для зимней эксплуатации, чем летние. В пользу этого мнения обычно приводятся следующее доводы:

  • Из-за морозов литые диски могут ломаться даже без сильных нагрузок;
  • Зимой дороги скользкие, поэтому вероятность бокового удара дисками о бордюры или иные препятствия выше, при этом штампованные диски после удара легче привести в норму, а литые обычно не подлежат восстановлению;
  • Под снегом могут скрываться ямы и различные препятствия, при наезде которых литые диски ломаются;
  • Литые диски, особенно открытой конструкции (с тонкими «спицами»), забиваются снегом, что нарушает балансировку, а также приводит к интенсивной коррозии тормозных механизмов, ступичного подшипника и других деталей;
  • Под действием противогололедных реагентов литые диски подвергаются коррозии, теряют свой внешний вид и характеристики.

Именно по этим причинам многие автомобилисты на зиму устанавливают колеса на штампованных дисках, и мирятся с тем, что автомобиль становится менее привлекательным и теряет некоторые преимущества, которые дают им литые диски (например, снижение неподрессоренной массы, и связанное с этим общее улучшение комфорта и управляемости). Но в действительности смысла в такой замене нет, так как все приведенные выше доводы — это что-то из области слухов, и большинство из них не совсем соответствует действительности.

Как в действительности ведут себя литые и штампованные диски зимой?

Что же в действительности происходит с литыми дисками и автомобилем на таких дисках зимой? Чтобы понять это, нужно подробно разобрать каждый приведенный выше довод «против».

Хрупкость «литья» на морозе. Принципиально этот довод верный — алюминиевые сплавы при сильно отрицательных температурах действительно становятся более хрупкими и ломкими. Однако в действительности автомобили практически не сталкиваются с такими морозами, при которых легкосплавной диск может расколоться при ударе — это возможно только в условиях Крайнего Севера. А даже в Сибири температура зимой редко опускается ниже -40°C, поэтому никакого риска при эксплуатации литых дисков нет.

Боковые удары. Этот довод тоже имеет право на жизнь, однако вспомните — давно ли вы ударялись колесами о препятствия? Такие ситуации бывают крайне редко, а если и бывают, то удары в этом случае не настолько сильные, чтобы повредить диск.

Опасность под снегом. С такими препятствиями можно столкнуться, если только ехать по целине, покрытой не укатанным снегом, однако в реальных городских условиях наехать на скрытую под снегом яму или кирпич практически нереально, потому что на дорогах и во дворах снег укатан и не может провалиться под тяжестью автомобиля. Кстати говоря, этот факт значительно снижает вероятность поломки литых дисков, так как все неровности дорог сглажены утрамбованным снегом. Хотя это, конечно, не относится к городским дорогам, которые регулярно чистятся от снега.

Снег в дисках. Мокрый снег и лед в действительности с одинаковым успехом забивает и штампованные, и литые диски, однако у последних есть преимущество — они обычно имеют такую конструкцию, которая обеспечивает самоочищение во время движения. Это, кстати говоря, облегчает и мойку дисков, и лучшее охлаждение тормозных дисков, что актуально во время гололедов, когда тормоза применяются гораздо активнее.

Коррозия дисков. Этот пункт для современных литых дисков неактуален — они несут на себе очень надежное лакокрасочное покрытие, а многие диски имеют куда более прочное химическое покрытие (например, анодирование). Так что литым дискам реагенты не страшны, чего нельзя сказать о традиционных стальных дисках — они зимой разрушаются гораздо быстрее.

Особо нужно сказать о деформациях дисков. Очень часто сторонники штампованных дисков приводят довод, что эти диски гораздо проще выправить и отремонтировать при повреждении, а литые диски после сильного удара можно будет только выбросить. Однако зимой, как мы уже выяснили, риск ударов не только не повышается, но в ряде случаев и снижается. Кроме того, штампованные диски могут не только деформироваться, но и разбортовываться, доставляя дополнительные проблемы.

Таким образом, не существует никаких реальных причин отказаться от эксплуатации литых дисков в зимнее время. И, вопреки распространенному мнению, «штамповка» зимой не имеют никаких преимуществ перед литьем. Однако здесь нужно сделать важное замечание — это относится к качественным литым дискам, изготовленным с соблюдением всех стандартов и норм. Если же использовать слишком дешевые диски сомнительного качества, то проблем точно не избежать.

Читайте также  Резьба по камню для начинающих инструменты

Что выбрать для установки в зимнее время?

Итак, какому типу дисков стоит отдать предпочтение зимой? В действительно, ответ очень прост — выбирайте те диски, которые предпочтительнее лично для вас. Если автомобиль летом «обут» в «литье», то на зиму не имеет смысла ставить «штамповку» — никакого положительного эффекта от этой замены не будет. А если автомобиль всегда эксплуатируется на штампованных дисках, то и на зиму «литье», особенно если вы не хотите тратить лишние деньги, ставить нет смысла.

Хотя здесь есть несколько нюансов. В частности, для автомобилей, постоянно эксплуатируемых в условиях Севера, на зиму имеет смысл ставить штампованные диски, которые лучше противостоят суровым морозам.

Также нужно учитывать, что литые диски легче штампованных, поэтому имеют меньшую инерцию. Что это дает? Очень многое: литые диски быстрее затормаживаются или разгоняются, что в условиях гололеда оказывает положительное влияние на управляемость автомобиля, улучшает способность восстанавливать сцепление с дорогой после срыва в занос и т.д. Так что легкие литые диски зимой в целом более безопасны, чем тяжелые штампованные, а этот фактор очень важен.

В любом случае, выбор типа дисков для зимней эксплуатации — личное дело каждого автомобилиста, и только вам решать, во что будет «обут» ваш автомобиль этой зимой.

Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.

Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.

Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.

Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.

Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.

Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.

Использование правильного типа шин гарантирует автомобилю устойчивость и управляемость в любой дорожной ситуации. Только шины, используемые по сезону, гарантируют оптимальные сцепные характеристики с дорожным покрытием и минимальный тормозной путь.

Почему на зиму лучше выбирать штампованные диски?

Зимняя смена колес сопряжена с монтажом и перебортировкой покрышек. Летние шины снимаются с дисков и отправляются в хранилище, а на их место устанавливаются зимние, которые нередко монтируются прямо на старые колесные диски. Однако так поступать не всегда правильно. Перебортировка на станке сопряжена с массой рисков. Неквалифицированные мастера, работающие на плохом оборудовании, могут порвать боковые кольца шины, что неминуемо приводит к неисправимым повреждениям. Эксплуатировать такое колесо уже невозможно. Чтобы избежать ненужных проблем, можно один раз поставить покрышку на диск и менять колесо уже в сборе.

О том, какой диск подходит для этих целей лучше всего, рассказывает автомобильный эксперт, капитан и инженер раллийной команды «ГазРайд Спорт» Вячеслав Субботин.

Существует два распространенных вида дисков — литые и штампованные. Первые стоят дорого, хорошо выглядят и поэтому пользуются популярностью среди автомобилистов. Вторые же, наоборот, считаются непрестижными из-за непрезентабельного внешнего вида. Штамповки тяжелее литых колес, да и по динамическим характеристикам они немного проигрывают. Однако штамповки обладают двумя важными преимуществами, позволяющими им оставаться в строю. Это феноменальная ремонтопригодность и дешевизна.

Штампованный диск, как можно понять из названия, сделан путем горячей штамповки. Из нагретого до высоких температур листа металла мгновенно выдавливается деталь, которая затем проходит завершающую обработку. Тем самым металл получается мягким и при ударах не трескается, а лишь гнется. Если на разбитой дороге въехать в глубокую яму, то сильный удар об острые края не причиняет колесу фатальных повреждений. Изогнувшийся обод можно легко починить в любой мастерской или даже самостоятельно, если под рукой отыщется молоток потяжелее.

Меньше грязи

Мягкий металл штампованных колес намного лучше переживает крепкие морозы. Он имеет гораздо большую вязкость и менее хрупок, чем легкие сплавы.

Легкосплавные колеса, наоборот, уже при минус 10 градусах становятся более хрупкими и хуже сопротивляются нагрузкам. Поэтому поездки на дальние расстояния на машине с литыми дисками зимой сопряжены с гораздо большими рисками. Его проще повредить. Кроме того, литой диск имеет толстые спицы с большим шагом. Он открыт для пыли, воды и снега. Во время движения вращающиеся спицы создают область пониженного давления, куда всасывается грязь и оседает на рабочих элементах тормозной системы и подвески.

Нередко во время снегопадов, когда дорога покрыта снегом вперемешку с реагентами, спицы литых дисков цепляют комья этой субстанции и разбрасывают по сторонам. Мокрый снег налипает на внутреннем ободе диска и превращается в лед. Разбалансированные колеса начинают вибрировать. Снег также забивает внутренние пространства арок колес и препятствует работе подвески.

Со штампованными колесами такие неприятности случаются реже, так как они не имеют спиц и закрывают механику тормозной системы и подвески. Кроме того, сверху штампованного диска часто ставится защитный колпак, который тоже препятствует попаданию снега и грязи внутрь колеса.

Поэтому для зимней эксплуатации при российских экстремальных зимах лучше использовать дешевые штампованные диски и на них монтировать зимние шины. Такие колеса можно не разбортировать годами и хранить в течение летних месяцев в сборе. Кроме того, если такой диск потеряет часть краски от химических реагентов или погнется во время удара, то его не жалко выбросить и купить новый.

На какие диски ставить зимнюю резину

С наступлением зимы у владельцев авто возникает небольшая проблема, связанная с заменой колесных изделий, поскольку не все знают, на какие диски ставить зимнюю резину. Чтобы решить эту задачу, необходимо учитывать, при каких условиях будет эксплуатироваться транспортное средство.

Опытные автомобилисты считают, что в зимний сезон лучше всего использовать штамповки. Это связано с тем, что они являются наиболее доступными в плане ценового сегмента и в случае какого-либо дефекта легко выправляются самостоятельно.

Однако это решение не всегда можно назвать оптимальным. Прежде всего, это связано с тем, что они имеют ряд недостатков.

Штампованные диски

Недостатки

Вес. В отличие от литья, штамповки утяжеляют колесо. На мягкой заснеженной трассе могут возникнуть неприятности, связанные с проходимостью автомобиля. Тяжелая конструкция автодиска приведет к тому, что колесо зароется в снег. Также стоит отметить увеличенный расход топлива.

Подверженность деформации. Какие бы мнения не высказывались, но штампованные диски гнутся при ударах быстрее, чем литые колесные изделия. При сильных механических воздействиях обод способен прогнуться и привести к износу автомобильной покрышки.

Читайте также  Защитное зануление и заземление в чем разница?

В другом случае это может привести к проколу или даже разрыву камеры. Однако при этом стоит отметить, что и воздействие должно быть серьезным, поскольку незначительный удар все же не повлияет на конструкцию.

Химические реагенты. Штампованные диски подвержены влиянию химреагентов и солей. Поскольку они сделаны из тяжелого металла, то подвергаются коррозийному воздействию.

Неправильное крепление балансировочного груза на дисковом ободе может привести к тому, что соль и вода или другие реагенты проникнут внутрь и приведут к деформации резины. Чаще всего это приводит к гниению колесного корда.

Внешние признаки. По мнению автолюбителей, громоздкая покрышка с установленным штампом выглядит грубовато и не так привлекательно, как с легкосплавным диском. Однако этот фактор не играет такой значимой роли, поскольку главная цель преследуется в борьбе с заснеженными и обледенелыми дорогами.

Преимущества штамповок

Доступная стоимость, даже в случае поломки можно без проблем установить новые автодиски;

Взаимозаменяемость с вероятностью 80-90%. Если диск поврежден, то не составит труда найти идентичное изделие в автомагазине или шинном центре.

При небольшом дефекте или прогибе штамповку можно выровнять самостоятельно с помощью молотка.

Литые колесные диски

Преимущества

Легкий вес и улучшенные показатели управляемости. Литье обеспечивает маневренность и стабильную устойчивость колеса на зимней трассе. Уменьшается топливный расход – благодаря отличной проходимости.

Настолько прочная конструкция, что при сильном механическом воздействии автодиск не разрушается, а растрескивается. И даже в случае подобного повреждения на бескамерном колесе можно будет добраться до ближайшего СТО, поскольку в отличие от прогиба штамповки, трещина на литом диске не приведет к интенсивному прониканию воздуха в покрышку.

В большинстве случаев их создают из алюминиевых сплавов, а это говорит о том, что легкий металл не вступает в реакцию с химическими реагентами и соляными смесями.

Стоит отметить и внешнюю привлекательность, в отличие от штампованного изделия.

Недостатки

Стоимость превышает в 2-3 раза цены на штампы;

При сильном воздействии автодиск моментально растрескивается, а не прогибается. Поэтому необходимо покупать новое колесное изделие, поскольку расколотое практически невозможно запаять.

Трудности, связанные с поиском замены. В случае поломки на эксклюзивные автодиски невозможно найти замену.

Выбор

В качестве альтернативного варианта можно использовать и кованые диски. Они отлично переносят даже сильные удары и подлежат восстановлению. Кроме того, они способны выдерживать низкие температурные условия. Однако их конечная цена делают такую замену практически нерентабельной.

Штампованные изделия обладают более мягкой структурой и поэтому легко переносят удары. А поскольку механическая энергия при ударе дисковой конструкции направлена на загибание поверхности, то весь процесс останавливается не на подвеске автомобиля, а на автодиске, то есть при любом ударе основное воздействие приходится именно на него.

Этого нельзя сказать о литье, когда всю нагрузку на себя принимает автомобильная подвеска. Поэтому очень часто при ударах легкосплавного автодиска изнашивается подвеска. Соответственно, ремонт подвески обойдется значительно дороже нового штампа.

Резюмируя, можно сказать о том, что при выборе более экономного варианта диска для установки зимней резины, лучше всего остановиться на штампованных. Для стабильной курсовой устойчивости и управляемости рекомендуется использовать литые. Для максимальной прочности и безопасности можно использовать кованые.

Резина на штампах что это?

В настоящее время листоштамповочное производство располагает прогрессивным оборудованием и новыми способами листовой штамповки. Однако многие из этих способов имеют один существенный недостаток – не могут быть использованы без наличия дорогостоящей специальной или даже универсальной оснастки, изготовленной из дефицитных инструментальных сталей рабочими высокой квалификации.

Этот недостаток отсутствует при изготовлении деталей в штампах, где использована эластичная среда. Оснастка, в которой использована эластичная среда, значительно дешевле (часто в десятки раз), чем специальные или универсальные жесткие штампы.
До недавнего времени этот способ не находил широкого применения, так как в качестве эластичной среды избиралась резина различных сортов. Ввиду низких механических свойств резины получать детали высокого качества не удавалось (как правило, их доделывали вручную). Резина неспособна выдерживать многократные высокие нагрузки, имеет недостаточное сопротивление разрыву, разрушается под действием различгых смазочных масел и эмульсий.
В 1960-х годах положение существенно изменилось. В связи с бурным развитием химии и производства новых синтетических материалов – адипренов, авотанов, вулкаланов, прексоланов, полиуретанов, появилась реальная возможность широко использовать эластомеры в листоштампововочном производстве в качестве рабочих частей штампов.
В штамповой оснастке для изготовления матриц, пуансонов, съемников, буферов, прижимов и других деталей применяют литьевой полиуретан марок СКУ-7Л, СКУ-ПФЛ, не требующий дополнительной вулканизации. Полиуретан этих марок легко поддается всем видам обработки резанием.
Особенности полиуретана:
— сочетание пластичности с твёрдостью;
— высокое сопротивление истиранию;
— высокое сопротивление на разрыв – раздир;
— способность выдерживать высокую нагрузку сжатия (до 25-30 кг / мм2);
— высокая стойкость при ударных нагрузках;
— стойкость к действию масел, разбавленных кислот и других веществ.
В табл. 1 даны физико-механические свойства основных эластомеров типа полиуретанов, применяемых в листоштамповочном производстве США, Германии, Великобритании, России.
Таблица 1
Физико-механические свойства основных эластомеров типа полиуретанов, применяемых в листоштамповочном производстве США, Германии, Великобритании, России.

Сравнительные характеристики резины и полиуретана:
Плотность резины 1,37, цена техпластины МБС 43,2р./кг.; плотность полиуретана 1,259; расчетный размер:500*500*45мм. СКУ-7Л = 14,1 кг = 5063руб.; МБС = 15,4 кг = 665руб., ценовая разница — в 7,6 раз, а стойкость полиуретана в несколько сотен раз выше стойкости резины.

Преимущества и технологические возможности штампов с применением элементов из полиуретана.

Основными преимуществами таких штампов являются их низкая стоимость(2 – 10% от стоимости соответствующих специальных стальных штампов), простота изготовления и универсальность. Применение полиуретана в штампах расширяет технологические возможности штамповки. Например, благодаря свойству полиуретана не повреждать поверхность штампуемой детали его можно использовать в штампах для формоизменения металлов, имеющих рисунок или покрытия различных видов. Полиуретан способствует созданию в замкнутом объеме высокого давления, что позволяет применять его для вырубки и пробивки. В штампах с деталями из полиуретана можно штамповать сферические, конические и другие детали сложной формы, которые трудно получить на обычных штампах.
Если на обычном штампе изготовляют деталь из листа одной толщины, то на штампе с элементами из полиуретана можно получить детали различных толщин. Благодаря несжимаемости полиуретана применение его в гибочных штампах обеспечивает получение деталей более точной формы и с малыми радиусами изгиба. Это объясняется тем, что реактивные силы, возникающие в процессе гибки, равномерно распределяются по всем поверхностям, с которыми соприкасается полиуретан, при этом значительно уменьшается упругая отдача.
Штампы с элементами полиуретана применяют для выполнения следующих операций: вырубки по контуру; пробивки отверстий и пазов; вырубки по контуру с одновременной пробивкой пазов, отверстий, совмещая эти операции с формовкой рифтов, пуклевок; вытяжки, чеканки и гибки.
На рис. 1 дана классификация процессов и операций, выполняемых в штампах с использованием полиуретана в зависимости от характера деформаций.

Особенности вырубки и пробивки деталей из листа.

В процессе вырубки и пробивки в штампе с элементами из полиуретана в заготовке возникает сложное напряженно-деформированное состояние: изгиб, растяжение, и срез. Определяющей деформацией является срез. При вырубке и пробивке большое значение имеет скорость деформации. Большая скорость обеспечивает лучшую поверхность среза и меньшее утонение по контуру или отверстию штампуемой детали. Число ходов пресса может достигать 200 ударов в минуту.
Следует отметить, что величина перемычек между вырубаемыми деталями при вырубке в штампах с полиуретановыми матрицами больше, чем при вырубке в инструментальных штампах.

Конструктивные рекомендации по применению полиуретана.

Читайте также  Как правильно наточить цепь бензопилы на станке?

В штампах для вырубки, пробивки, формовки и гибки применяют эластичную полиуретановую матрицу. Вытяжку производят по двум схемам: эластичный пуансон с жесткой матрицей, эластичная матрица с жестким пуансоном.
Использование полиуретана вместо резины и пружин в съемниках и прижимах дает значительные преимущества. При этом достигается большее и более равномерное давление при меньшей деформации.
Для обеспечения долговечности полиуретановые детали штампа не должны деформироваться больше чем на треть их высоты. Стойкость полиуретановых деталей штампа повышается при правильном применении и эксплуатации. Например, острые кромки металлического пуансона могут повредить поверхность полиуретановой матрицы. Такое же повреждение могут нанести заусенцы на заготовке.
Поскольку давление, создаваемое посредством полиуретана, равномерно передается по всем направлениям, контейнеры, в которые вставляются полиуретановые детали штампа, рассчитывают по методике расчета толстостенных цилиндров. Радиус сопряжения стенок контейнера с дном должен быть 10— 15 мм. Контейнеры изготовляют из высокопрочной конструкционной стали достаточной пластичности (относительное удлинение 10— 15%, ударная вязкость 4—5 кгс-м/см2).

КОНСТРУКЦИИ ШТАМПОВ
Штамп с полиуретановой матрицей для вырубки шайбы.

На штампе (рис. 2) вырубают шайбу из стали 12Х18Н9Т толщиной 0,1 мм. Вырубка такой шайбы в инструментальном штампе затруднена, так как в результате быстрого износа увеличивается зазор между пуансоном и матрицей, что приводит к появлению заусенцев, снять которые с шайбы такой толщины практически невозможно.
В штампе с матрицей из полиуретана обеспечивается вырубка шайбы без заусенцев вне зависимости от числа изготовленных деталей.

Нижняя часть штампа, состоящая из плиты 12, пуансонодержателя 11, полиуретанового буфера 10 и пуансон-матрицы 13, не отличается по конструкции от нижней части обычного вырубного штампа. В верхней части штампа находится полиуретановая матрица 5, помещенная в стальной контейнер 6. Корпус 15 опирается на буфер 4. Верхняя плита 3 с хвостовиком 1 и вкладышем 2, создающим замкнутый объем для полиуретановой матрицы 5, соединена с нижней частью штампа направляющими колонками 8 и втулками 7. На съемнике 9 установлены фиксаторы 14.
Полосу штампуемого материала укладывают на съемник 9 с упором в фиксаторы 14. При рабочем ходе ползуна пресса полиуретановая матрица 5, сжимаясь, создает давление, необходимое для вырубки шайбы. Перед штамповкой полосу обезжиривают авиационным бензином или этиловым спиртом. Штамп устанавливают на механический пресс, оборудованный противоперегрузочным устройством.
Универсальный гибочный штамп с полиуретановой матрицей.
Этот штамп (рис. 3) предназначен для гибки деталей различной формы. Штамп состоит из контейнера 1, прокладок 2, прутков 3, пуансона 4 и полиуретановой матрицы 6.
Штамп для гибки деталей 5 различной формы из листа разной толщины переналаживают подбором прокладок 2 и диаметра прутков 3.Зазор между прутками 3 и полиуретановой матрицей 6 обеспечивает хорошее прилегание полиуретановой матрицы к пуансону.

Формовочный штамп с полиуретановым пуансоном.
Рельеф в деталях часто выполняют вручную или последовательной формовкой в штампах. Детали, полученные такими способами, недостаточно точны, их поверхность низкого качества. Применение пуансона из полиуретана позволяет штамповать детали замкнутого контура с рельефом за одну операцию, обеспечивая при этом точность размеров и высокое качество поверхности.
Примером может служить формовочный штамп для обечайки (рис. 4).
Обечайка 6 из листа сплава ХН78Т толщиной 0,3 мм надевается на цилиндрический полиуретановый блок 7, фиксируемый стойкой 8, установленной на нижней плите 9. Разъемная матрица 5, секции которой вращаются на оси 11, закрывается с помощью ручек 10 до упора в палец 12. На плите 1 ступенчатыми винтами 2 закреплен корпус 4 с пружинами 3.

При рабочее ходе ползуна пресса корпус 4 входит в уступ разъемной матрицы 5 и фиксирует ее положение. Кольцо 13, сжимая полиуретйноый блок 7, создает в замкнутом объеме давление, необходимое для растяжки обечайки по диаметру и формовки рельефа. Диаметр обечайки перед штамповкой меньше на 1,5—2% диаметра ее после штамповки.

Перечень литературы:
1. Применение полиуретана в штампах. А.Д. Комаров, Е.М. Татке. №3 1969г. журнал «Кузнечно-штамповочное производство»
2. Листовая штамповка легированных сплавов/ Поляков Ю. Л.— М.. Машиностроение, 1980. — 96 с.
P. S.
Из личного опыты вместо полиуретана лучше использовать вакуумные трубы по ТУ У 6 00152135.059-98, но они круглые и ограничены по размерам. Украинский полиуретан выкрашивается от масла, стойкость на прессе очень низкая, а купить европейские аналоги как то все время «жаба давила». Кто пробовал — напишите об результатах.

Какой материал выбрать для штампа

Сегодня мы хотим поговорить с вами о том, какой материал лучше выбрать для будущего штампа. Как вы уже поняли, мы изготавливаем штампы из двух материалов: фотополимер (не путать с силиконом) и резина.

Фотополимер — вещество, изменяющее свои свойства под воздействием света, чаще ультрафиолетового.

В чем преимущества?
1. На готовом штампе с обратной стороны виден рисунок (рельеф), а значит его удобно позиционировать на любой поверхности при использовании прозрачного держателя и акрилового блока. Это идеальный вариант для создания открыток, скрап-альбомов, визиток, бирок и т.д.
2. Материал имеет небольшую липкость, поэтому его можно крепить практически к любой поверхности без применения дополнительных средств. Т.е. держатель можно сделать из подручных предметов: будь то коробка из под CD диска или металлический шпатель (актуально для больших штампов).
3. Готовый штамп из фотополимера достаточно эластичный. Вы можете регулировать четкость оттиска и толщину линий с помощью усилия, прикладываемого на оснастку. Например, если нужно добиться эффекта потертостей — достаточно прикладывать небольшое усилие, если же наоборот нужен четкий оттиск — посильнее надавите на оснастку.
4. Цена на фотополимерные штампы как правило ниже, чем на резиновые.

Недостатки:
1. Подходят не все чернила. В основном фотополимерные штампы используют с чернилами на водной основе или пигментными чернилами. Но бывают такие ситуации, когда нужно поставить оттиск на работе (особенно актуально для декупажниц). В этом случае многие используют акриловые краски и даже спиртовые чернила. Мы допускаем использование фотополимерных штампов с данными видами чернил в двух случаях:

— если вы делаете это не регулярно;

— после использования промываете теплой водой.

2. Недолговечность. Заявленный срок службы штампов из фотополимера – от 10000 до 50000 тыс. оттисков (в зависимости от фирмы фотополимера), однако со временем (обычно 2-3 года) штампы из такого материла могут начать крошиться (особенно, если хранить их на свету), даже если вы поставили всего 500 отисков.

Резина.

В работе мы используем специальную резину для лазерной гравировки (да-да, это не резина из которой делают шины, как многие могут подумать).

В чем преимущества?

1. Очевидное преимущество – долговечность. Резина служит около 10 лет. Она выдержит самые непредсказуемые испытания судьбы: будь то переезд в Антарктиду или режущиеся зубы вашего питомца.
2. Использовать можно абсолютно любую краску: спиртовая, водная, акриловая, гуашь, акварель – все, что душе угодно.
3. Четкость. Толщина линий получается всегда одинаковой, вне зависимости от того, как вы давите на штамп. (не прим. к слишком слабому усилию).

Недостатки:
1. Жесткость материала. Резиновые штампы мы клеим на вспененный скотч, однако, чтобы получить хороший оттиск нужно прикладывать неслабое усилие на оснастку.
2. Плохая впитываемость краски. Чтобы полностью пропитать штамп краской может понадобиться чуть больше времени. Лучше всего положить штамп в штемпельную подушку и оставить на десять минут.
3. Неудобное позиционирование. Используя штампы из резины вы никогда не увидите место, куда хотите поставить оттиск.

Какой же материал выбрать для штампа? Подводя итог, хочется отметить, что штамп в первую очередь нужно выбирать из поставленных задач. Например, для скрапбукинга идеально подойдут штампы из фотополимера. Если же нужно четкое несмываемое нанесение логотипа на какую-либо нестандартную поверхность (дерево, пластик) – лучше использоваться резиной штамп.