Резьба по камню для начинающих инструменты

Резьба по камню: советы для начинающих, инструменты, выбор подходящего материала для работы

Человек с ранних веков хотел обустроить мир вокруг себя под личные нужды. Первые попытки подчинить себе камень – каменный век, во время которого изготавливались инструменты из этого прочного материала. Позже из него начали строить жилища, использовать и в декоративных целях, ну а самое раннее и известнейшее творение древности из камня – египетские пирамиды. Для резьбы по камню существует множество инструментов, мы расскажем и покажем самые популярные из них!

Кроме обыкновенной породы существуют еще драгоценные и полудрагоценные камни, отличающиеся своей красотой и редкостью. У большинства женщин есть украшения из изумрудов, рубинов, агатов или ограненных алмазов – бриллиантов. Натуральную красоту можно подчеркнуть оправой или полировкой, но помимо этого существует целое направление – резьба по камню.

Прежде всего, следует разобраться с целями подобного занятия. Можно обрабатывать камень в строительных целях, например, вырезать и шлифовать гранит для создания и облицовки зданий вокзалов, университетов или просто домов. А можно заниматься ювелирной, художественной резкой по драгоценным камням.

Многие люди видели в интернете и даже в книгах различные поделки из камня в виде зверей, рыб, птиц. Уникальные творения, которые сложно с чем-либо спутать, принадлежат барнуковским мастерам. А ведь село Барнуково когда-то славилось переработкой и добычей строительного гипса – алебастра. Позже из добываемого там же цветного камня стали производить известные на весь мир статуэтки и предметы быта.

Изучаем резьбу по камню: от инструментов до популярных техник

В зависимости от вида и цели обработки этого материала, существуют различные инструменты. В резьбе по горной породе помогут кувалда, кирка, отбойный молоток, болгарка с алмазными дисками, киянки, стамески и прочее. Они нужны, главным образом, для придания формы породе. Если же речь идет о ювелирной работе, то пригодятся следующие орудия: скарпель для гравировки, чертилка для создания прямых линий, ручные и электрические фрезы для придания формы заготовке, кривые и прямые напильники и прочие мелкие вспомогательные инструменты.

Для начинающих подойдет максимально мягкая порода камня. Стеатит, мыльный, восковой камень, талькохлорит – это все названия одного и того же камня, – очень мягкий и податливый материал для работы. По нему можно вырезать даже более твердым камнем или подручными инструментами. Для работы с ним не требуется большого количества инструментов, приобрести его можно в специализированных строительных или художественных магазинах, а также заказать в интернете на многочисленных ресурсах.

Если отсутствует возможность приобрести стеатит, можно также выбрать алебастр. Он бывает разных цветов; немного тверже первого, но все же отличный материал, с ним легко работать, он легок и прочен.

С твердыми породами лучше не работать новичку. Для них понадобится много сложных специальных инструментов, процесс получится трудоемкий, а результат, возможно, не оправдает ожиданий.

Размер заготовки должен быть больше будущего изделия. Это логично, ведь в процессе работы от цельного бруска отрезаются части для придания формы. Лучше взять брусок намного больше, чтобы был запас, который необходим новичку для уверенной работы.

Выбор подходящей структуры камня для работы.

Помимо материала и размера болванки для вырезания, важно правильно выбрать структуру камня. Важно, чтобы имеющиеся трещины не были большими или проходящими через весь камень, ведь в противном случае велика вероятность раскола во время работы. Однако, если это и произошло, не следует расстраиваться: отколовшуюся деталь можно приклеить на эпоксидную смолу, которая продается в строительных отделах.

При вырезании ювелирных украшений или декораций для интерьера важно помнить об осторожности:

  • Инструменты должны быть острыми и прочными, чтобы они не сломались во время работы.
  • Защитные очки использовать обязательно, так как пыль и осколки от камня могут повредить глаза. Лучше иметь запасную пару, так как они могут быстро поцарапаться и прийти в негодность.
  • Необходимо во время работы надевать маску или респиратор, чтобы не вдыхать тяжелую и вредную пыль
  • При работе с большими глыбами лучше использовать специальные защитные перчатки во избежания травм рук и натирания мозолей. Если изделие готовится небольшое, то достаточно простых садовых перчаток.
  • С большим куском породы лучше работать вне дома или обеспечить хорошую вентиляцию
  • Удобно держать камень во время работы на мешке из плотной ткани с песком или кошачьим наполнителем: так глыба будет держаться в нужном положении, при этом легко поворачиваясь под руку мастера.

Во время резки по камню своими руками очень важно соблюдать технологию:

  • Определить направление трещин у камня. Подобно волокну дерева, камень тоже имеет направление, по которому лучше высекать. В таком случае получатся более ровные срезы и уменьшается возможность того, что инструмент поведет не в ту сторону
  • Изобразить на бумаге будущее изделие. Многим помогает не просто нарисовать, а вылепить из пластилина или другого материала, в таком случае появится лучшее представление об объеме.
  • Не следует начинать со сложных форм, чтобы не разочароваться в себе и этом мастерстве. Принцип постепенности при обучении говорит о постижении от более простого к более сложному
  • При высечении фигуры из породы следует вести долото от краев к центру. Так меньше вероятность ненужных сколов. Долото при этом следует держать под острым углом к камню, иначе будут не срезаться куски, а выбиваться дырки.

Подборка видео и мастер-классов по теме статьи

Что такое глиптика (искусство резьбы по камню) и с чего начать — советы и примеры

Резьба по камню ― занимательное хобби и хорошо оплачиваемый вид заработка. Применяется для создания украшений, предметов декора или обихода. Работать можно даже на дому, поскольку для глиптики есть портативное компактное оборудование.

Что такое глиптика

Термин «глиптика» произошел от греческого слова glyphein. Обозначает «иссекание», «вырезание» или «выдалбливание». Глиптикой называют искусство художественной резьбы по камням.

Рельефные изображения делают на поделочных, ювелирно-поделочных или драгоценных самоцветах. Готовые изделия называют глиптами, глифами или геммами (резными камнями).

  • камея ― самоцветы с выпуклым изображением;
  • инталия ― драгоценные или поделочные камни с углублением рисунка.

Для вырезания также подходит кирпич, бетонные и глиняные поверхности, воск, кость. Это современные разновидности глиптики.

На видео отличные примеры работ:

История появления глиптики

В древности мастера вырезали поделки с углублением рисунка, фигурки фауны или флоры. Во времена эллинизма появились монохромные, биколорные или цветные камеи. Стали иссекать графические или рельефные картины с природными, житейскими, мифическими, историческими сюжетами.

Интересные факты про резьбу на камне:

  • могила Темура (мавзолей Гур-Эмир, Самарканд) украшена нефритовым резным надгробием, сделанным в XV веке;
  • самые древние археологические находки принадлежат мастерам Месопотамии;
  • в древности вырезали каменные печати, магические артефакты;
  • в Европе до XX века глиптами украшали королевские сокровищницы, монастырские ризницы;
  • в Европе с XX столетия стали открывать камнерезные цеха;
  • в XV веке уже делали церковные атрибуты, украшения, предметы обихода;
  • в XVII–XIX столетии камнерезничество было на пике популярности: глиптами пользовались все сословия населения.

Интересна и российская история глиптики. Камнями с резьбой восхищалась Екатерина II. Свое увлечение она называла камейной болезнью. По совету генерала А. Ланского (единомышленника по хобби) императрица приняла решение о развитии камнерезного ремесла.

Читайте также  Параметр по которому оценивается качество стали?

Указ издали в 1781 году. На Урале разыскивались пригодные самоцветы и отправлялись придворным мастерам в Петергоф. Позже в Екатеринбурге открыли гранильную фабрику. Стали делать в промышленных масштабах лестницы, табакерки, столешницы, украшения, чернильницы, столовые приборы, другие камнерезные изделия.

К просмотру передача о резьбе по камню:

Оборудование и технология работы с камнями

Мастер глиптики должен работать в защитных очках, респираторной маске, перчатках. Для осадки пыли используют пульверизатор, воду. Заготовку кладут на тканевый мешочек с песком или другую подложку с сыпучим наполнителем.

Инструменты для резьбы на небольших камнях:

Ручные Механические Для начинающих
Широкие, острые и тупые стамески Граверы, фрезы разной формы и размеров Молоток (мягкий) 700–900 г
Прямые и кривые напильники Шлифмашинка Плоское долото
Гравировальный скальпель
Чертежный инструмент Пневматическая бормашинка, фрезы, напильники, сверла Зубчатое долото
Твердосплавные наконечники (спицы) для нанесения рисунка Шаблоны рисунков, трафареты
Закольники Пневматическое зубило Набор напильников
Шпунты

Для резьбы на каменных стенах или глыбах пользуются кувалдой, болгаркой, киянкой, киркой, большими стамесками, отбойным молотком. Разрезают и шлифуют дисками или насадками с алмазным либо корундовым напылением.

Технология резьбы по каменным поверхностям:

  1. Заготовку резного камня берут на 1–2 размера больше будущего изделия.
  2. Определяют наличие и расположение трещин. Поврежденный минерал отбраковывают или склеивают.
  3. Начинают с более простых рельефов.
  4. На самоцвете или бумаге рисуют эскиз изображения или лепят его из пластилина.
  5. Вырезают вдоль текстуры породы (если есть прожилки, другие особенности).
  6. Иссекают зеркальный рельеф. Для сверки рисунка поверхность регулярно очищают, делают контрольные оттиски.
  7. Долотом сбивают камень от краев к центру, инструмент держат под острым углом.

Славится борнуковская резьба анималистическим жанром и камнями для гемм. Мастера с. Борнуково делают фигурки животных, птиц, людей и предметы быта из ангидрита.

На видео смотрите как происходит работа с материалом:

Глиптика дома своими руками

Для начинающих желательно делать резьбу на мягких минералах. Используют известняк, стеатит, алебастр (строительный гипс). Они подходят для работы дома, обрабатываются ручными или механическими компактными инструментами. Наносить лучше абстракции, но со временем будут получаться и сложные сюжеты.

Продают и портативное оборудование профессионального класса. Поэтому камнерезы с опытом также могут обустроить мастерскую дома.

В домашних условиях возможна художественная резьба:

  • по кости;
  • агату;
  • кремнию;
  • многослойной яшме.

Для работы на дому нужен крупный, средний, мелкий и тонкозернистый абразивы. Первый используют для очистки поверхности во время резьбы. Последние три ― для детализации рельефа и шлифовки, полировки.

  1. Подбирают заготовку для резьбы.
  2. Продумывают сюжет.
  3. Выравнивают поверхность камня.
  4. Обтачивают самоцвет на планшайбе.
  5. Подготавливают эскиз или слепок рисунка на пластилине, глине. Разрешено чертить изображение на камне.
  6. Начинают резьбу ручными или механическими инструментами, обдирочными и шлифовальными бурами. В процессе сверяют рисунок с моделью изображения.
  7. Полируют тонкозернистым абразивом.

При наличии трещин резьбу делают вдоль повреждения. Если камень треснул, куски склеивают эпоксидной смолой.

Все, что нужно знать о резьбе по камню для начинающих

Ручная резьба по камню использовалась во всех исторических периодах развития человечества, во всех странах и у всех народов мира. Особенно широкое распространение она получила в архитектуре, скульптуре и ювелирном деле.

В палеолите из камня изготавливали орудия труда. Отсюда произошло название этого периода — каменный век. В палеолите и мезолите обработка камня производилась путем скалывания. В неолите были созданы первые пилы и сверла. Также в это время стали применять шлифовку с использованием песка.

В древнем Шумере резьбу стали применять в архитектуре и глиптике – создании рельефов на драгоценных и полудрагоценных камнях. Древнеегипетские художники изобрели собственный стиль: вокруг фигуры выбирался фон, и она сама становилась выпуклой. В Египте камень применялся во многих сферах: зданиях храмов, дворцов и пирамид, саркофагах, стелах, статуях и сосудах, предметах ювелирного и декоративного искусств. Там же резьба по камню разделилась по видам, каждым из которых занимались разные специалисты.

В античных Греции и Риме большое внимание уделяли красоте общественных мест, где граждане проводили основную часть свободного времени. Здания той эпохи украшены колоннами, резным орнаментом и скульптурами очень высокого качества.

В Средневековье появились первые цеха по обработке камня. В них мастера вырезали высокохудожественные изделия для знати. В эпоху Возрождения искусство снова возвращается к античным образцам и каменная резьба по камню переживает свой расцвет. Она применяется для изготовления ювелирных изделий, ваз, чаш и других предметов утилитарного назначения.

В XIX веке предметы камнерезного искусства наконец-то становятся доступными для широких слоев населения. Но их массовое изготовление привело к снижению качества. В XX веке каменная резьба перестает быть такой популярной, и в то же время она выходит на более профессиональный уровень.

В древней Руси резьба по камню была относительно редкой. Это объясняется недостатком подходящего каменного материала, наряду с широким распространением дерева. Архитектурная обработка камня пришла на Русь вместе с принятием христианства и ориентировалась на византийские образцы. Тогда же появились первые резные иконки-панагии. Наивысший уровень работ этого времени — древнерусская резьба по камню Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире, церковь Покрова на Нерли и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Второе рождение отечественная резьба по камню получила на Урале в XVIII веке, как сопутствующее добыче металлов ремесло. Во время разведки месторождений руды попадалось много драгоценных и поделочных камней, которые и стали сырьём для камнерезов.

Петр I основал горное ведомство, которое занялось целенаправленным поиском новых месторождений самоцветов и строительного камня. Разнообразные минералы вызвали огромный интерес к искусству обработки камня. В этом деле русские мастера достигли высокого мастерства, в чем можно убедиться, посетив соборы Санкт-Петербурга и Государственный Эрмитаж. В этих работах видна большая любовь к материалу, понимание его истинной красоты. Основными центрами по обработке стали Санкт-Петербург, Екатеринбург и Колывань.

Художественная резьба по камню в нашей стране продолжила свои традиции и в советское время.

С чего начать

Прежде всего, следует определить, какой именно резьбой вы хотите заниматься. Это может быть одна из следующих областей:

  • архитектура,
  • скульптура,
  • декоративно-прикладное искусство,
  • ювелирное дело.

Архитектурная резьба, в свою очередь, подразделяется на следующие виды:

  • барельеф – выпуклое изображение, выступающее над фоном менее чем на половину объема;
  • горельеф — изображение, выступающее на половину объема или больше;
  • врезанный рельеф — изображение, вдавленное в фон. Примером может служить древнеегипетская резьба букв на камне стен и обелисков;
  • сквозная резьба предполагает узор без фона. Наиболее распространена в качестве алтарных преград.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство разделяются в основном по жанрам:

  • портретный,
  • исторический,
  • мифологический,
  • бытовой,
  • символический,
  • аллегорический,
  • анималистический.

Ювелирное дело предполагает работу с камнями разной степени твердости.

Необходимые материалы и инструменты для резьбы по камню

В качестве материала выступает сам камень. А инструменты зависят от вида обработки, но, в любом случае, они должны быть качественными. Используя их, освоить ремесло можно на курсах по резьбе по камню https://tech-school.ru/craft-school/stone-carving-courses. В крупных скульптурных и архитектурных работах понадобятся следующие инструменты:

  • кувалда,
  • небольшой молоток,
  • кирка,
  • щётки, чтобы шлифовать изделие,
  • отбойный молоток,
  • болгарка с дисками по камню,
  • долото или зубило,
  • киянки,
  • стамески,
  • наждачная бумага.
Читайте также  Из чего состоит припой для пайки?

В ювелирном деле и декоративно-прикладном искусстве нужны следующие инструменты:

  • скарпель или резцы для гравирования,
  • чертилка, чтобы проводить прямые линии,
  • различные фрезы, чтобы придавать форму заготовке,
  • напильники разных форм и размеров.

Процесс работы

Работа разделяется на следующие этапы:

  1. создание эскиза, как и в любом проекте;
  2. создание чертежа будущего изделия в 3-х проекциях, а в случае необходимости и с разрезами;
  3. лепка макета из глины или пластилина, чтобы оценить пропорции;
  4. придание приблизительной грубой формы заготовке с помощью отбойного молотка и болгарки;
  5. скалывание всего лишнего молотком и зубилом для проработки деталей; инструмент надо вести под углом не более 45 градусов, чтобы откалывались небольшие осколки;
  6. обработка напильником для сглаживания углов;
  7. полировка изделия наждачной бумагой в порядке возрастания зернистости.

В ювелирном деле и декоративно-прикладном искусстве этапы те же, но с применением другого инструмента.

Советы новичкам

  1. Для начала надо выбирать мягкие породы, более легкие для обработки. Это может быть мыльный камень, алебастр или гипс.
  2. Важно правильно подобрать размер – кусок должен быть больше готового изделия по всем измерениям, потому что все лишнее надо будет удалить.
  3. Далее необходимо тщательно осмотреть заготовку на предмет выявления трещин. При наличии любой трещины, уходящей вглубь, при обработке изделие, скорее всего, рассыплется.
  4. Необходимо соблюдать технику безопасности при работе. Глаза должны быть защищены очками, нос – маской или респиратором, а руки – перчатками.
  5. Инструмент надо вовремя затачивать и осматривать на предмет повреждений. Это ускорит обработку и понизит риск получения травм.

Итог

Резьба по камню на протяжении всей истории человечества оставалась востребованной, хотя и меняла свое значение от чисто утилитарного до элитного и высокохудожественного. Произведения резьбы по камню широко распространены по всему миру. Сейчас она применяется в отделке значимых общественных и дорогих частных зданий, а также в своих менее монументальных формах: скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и ювелирном деле.

Камень как произведение искусства – основы резьбы по камню, выбор сырья и инструментов

Резьба по камню, или глиптика – интересное хобби, которое позволяет сполна проявить свою творческую фантазию. Оно может стать и отлично оплачиваемой работой, если всерьез подойти к вопросу и научиться разным тонкостям. Попробовать себя в глиптике сможет даже новичок, а на сырье не понадобится тратить много средств.

Особенности резьбы по камню

Резные камни с художественными изображениями называют глиптами, или геммами. Их делают из разных видов сырья – поделочных, ювелирно-поделочных, драгоценных камней.

Глипта из халцедона

На заметку! Для резьбы подходит даже кирпич и бетон. Такие поделки можно с успехом применять для декорирования интерьера.

Все глипты можно поделить на две группы:

  • камеи – изделия с выпуклым изображением;
  • инталии – камешки с углубленным рисунком.

К искусству резьбы по камню можно отнести также изготовление каменных скульптур, статуй. Такая задача под силу лишь профессионалам, но несложные проекты осилит и начинающий мастер.

Какой камень выбрать?

Если нет опыта в резьбе, стоит пробовать себя в работе с мягкими породами камня. Для этой цели подойдет даже обычный силикатный кирпич.

Его минус заключается в сильном крошении и растрескивании, зато он пластичен и дает возможность сделать красивейшие объемные композиции. Также можно раздобыть стеатит, или восковой камень, который еще более податлив и мягок, режется даже другим твердым камешком или простейшими инструментами.

Неплохим вариантом станет алебастр. Он продается в разных цветовых вариациях, чуть тверже стеатита, зато прочнее и легче.

Хорошо поддается обработке известняк, но он довольно ограничен в цветовой гамме. От обработки гранита и мрамора на начальном этапе стоит отказаться: даже профессионал может сутками трудиться над этими материалами.

Важно! Размер камня должен соответствовать габаритам будущего изделия и зависит только от конкретной задумки.

Инструменты для работы

Начальный набор не включает дорогостоящих приспособлений. Некоторые из них уже могут быть у мастера:

  • средства индивидуальной защиты – респиратор, перчатки, очки;
  • подложка – мешочек с песком;
  • пульверизатор с водой;
  • плоское долото (простое или зубчатое);
  • мягкий молоток массой 600-900 г;
  • набор напильников разного размера;
  • бур или гравер;
  • наждачка;
  • шаблоны и трафареты.

Опытные специалисты также могут использовать более сложные инструменты: гравировальные скальпели, закольники, шпунты, особые спицы и стамески, фрезы и сверла.

Подготовка к резьбе

На первом этапе продумывают и рисуют эскиз будущей картинки. Обычно ее делают на бумаге, потом лепят изделие из глины или пластилина в натуральную величину и продавливают на нем изображение.

Совет! Работать с мелкими элементами стоит только если есть опыт. Вначале нужно практиковать лишь легкие абстрактные рисунки.

Далее камень готовят к резьбе – придают ему нужную форму. Действуют молотком, другими инструментами, сколы и неровности стачивают напильниками. Работают осторожно, чтобы не появилось трещин.

Предварительная обработка камня

Финишное шлифование и полирование делают наждачкой с разной степенью зернистости. Регулярно сбрызгивают камень водой в течение всего процесса обработки.

Основной этап

Вырезание рисунка производят вдоль текстуры породы и с учетом прожилок, особенностей структуры камня. Картинку постоянно сверяют с образцом из пластилина. Пыль смахивают, чтобы она не мешала работе.

Напильник с тонкозернистым абразивным покрытием применяют для детализации изображения и шлифования камня. Если изделие с уже нанесенным рисунком треснуло, склеивают его при помощи эпоксидной смолы.

Специалисты дают такие советы при выполнении резьбы по камню:

  • высекать рисунок нужно от краев к центру;
  • движения и удары молотком должны быть мягкими, медленными;
  • по камню двигают напильниками только в одном направлении;
  • готовое изделие можно покрыть парафином, отполировать с пастой, затонировать.

к содержанию ↑

Резьба по кирпичу

Дешевым сырьем для тренировки в резьбе является кирпич. Для работы с ним можно взять напильник любой формы и размера с алмазным напылением.

Ход действий будет таким:

  1. Нагрев. Кирпич прогревают до +1000 градусов путем обжига, чтобы его верхний слой немного подплавился.
  2. Царапание. На поверхность наносят рисунок, тщательно процарапывая его. Также можно предварительно хорошо отполировать кирпич, а потом в центре сделать картинку.
  3. Травление. Рисунок можно выполнить с помощью кислоты, которую наносят прямо на раскаленную каменную поверхность.

Художественная резьба по кирпичу

Резьба по камню очень увлекательна и необычна. Она дает возможность соорудить как незамысловатые поделки, так и настоящие произведения искусства, которые украсят интерьер или станут небанальным подарком близкому человеку.

Резьба по камню: из чего и как создаются удивительные изделия

Приветствуем, друзья! Тяга к прекрасному у человека заложена от природы. Нам мало окружить себя комфортными и функциональными вещами, мы стремимся к эстетическому наслаждению и это стремление делает нас людьми. Является ли резьба по камню в вашем понимании тем самым прекрасным, к которому хочется быть как можно ближе? Знаем точно, что как один из старейших видов искусства, это занятие не оставит равнодушными.

  • 1 Резьба по камню: как все начиналось?
    • 1.1 Этапы резьбы
    • 1.2 Вариация резьбы: работа с кирпичом
    • 1.3 Художественная резьба и виды
    • 1.4 Какие инструменты понадобятся
    • 1.5 Резьба по мрамору — где используется

Резьба по камню: как все начиналось?

О том, что с камнем можно проводить интересные манипуляции, человеку стало известно много тысяч лет назад. Люди старались использовать камни в обиходе, придавая им удобную форму. Так возникли первые орудие труда, приспособления для охоты и даже украшения. Со временем резьба по камню стала разнообразней, люди научились использовать навыки по работе с камнем для улучшения повседневной жизни, как с практической, так и с эстетической стороны.

Читайте также  Какой свариваемостью обладают низкоуглеродистые стали?

Интересен тот факт, что в резьбе по камню как ремесле, каждый может найти для себя, реализовать творческий потенциал и неплохо заработать своими руками. У кого-то получаются изысканные статуи для интерьерного дизайна, а кто-то преуспевает в огранке драгоценных камней.

Этапы резьбы

Любой резчик по камню знает, что проект начинается с эскиза и резьба не исключение. Эскиз появляется на бумаге, затем перевоплощается в небольшую модель из глины или пластилина для оценки соблюдения пропорций. Если вы только пробуете себя в новом деле, начните с абстрактных форм, не уделяя внимания деталям. Мелкие элементы — это сложно и получаться они начнут лишь со временем.

Работу с камнем начинают с придания ему нужной формы. Используя молоток, инструментом работают по направлению от центра к краю для снижения вероятности появления случайных сколов. Очень важно не забывать работать параллельно образующимся трещинам. Последние штрихи легко наносятся напильником, шлифование выполняется обычной наждачной бумагой. Неровности фигуры и асимметрию легко исправить дополнительными инструментами, срезая и подравнивая. Из камня можно вырезать как простые поделки, так и настоящие произведения искусства — все зависит от мастерства, терпения, усидчивости и творческого видения.

Вариация резьбы: работа с кирпичом

Интересный вариант обработки камня — отделка кирпича. Для работ подходит напильник любого размера и формы. Особенно эффектно получается, если работать с инструментом с алмазным напылением. Ему поддаются любые поверхности камней, а результат превосходит ожидания даже у начинающих мастеров. Работать с алмазным инструментом несложно и быстро. Обработка кирпича бывает нескольких видов:

  1. Обжигающим инструментом. Камень нагревают до 1000 градусов по Цельсию. В результате обработки плавится верхний слой с сохранением структуры.
  2. Царапание. В процессе воздействие происходит на фактуру кирпича, на поверхности образуются царапины. Рисунки получаются интересными и необычными. Такой способ обработки — самый популярный и эффектный.
  3. Отполированное зеркало — еще один вариант отделки кирпича. С наружной стороны поверхность становится гладкой как зеркало, сам же рисунок гармонично дополняет картину слегка размытыми линиями.
  4. С применением кислоты. Самый необычный вариант воздействия на камень. Характеризуется нанесением на раскаленную плиту кислоты с непродолжительным выжиганием.
  5. Природная текстура — кирпичу придают вид массивного природного камня, который ничем не отличается от обычного булыжника.
  6. Симметричные неровности — обработка позволяет придать кирпичу вид обычной скалы с помощью подручных инструментов.

Все это простые виды отделки камня для незамысловатых поделок и дизайнов. Но есть и другая сторона медали — художественная резьба. Это уже искусство.

Художественная резьба и виды

С минимальными опытом и навыками добиться создания художественных шедевров из камня непросто. Резьба по камню — мастерство, оттачиваемое годами. Опытные мастера способны вдохнуть жизнь в огромную глыбу, придать ей сходство с человеком, животным, вырезать из нее целый сюжет с несколькими действующими лицами.

В России пользуется популярностью борнуковская резьба. Это один из самобытных и уникальных способов обработки камня, не имеющий аналогов. Его отличает анималистический стиль и объемность фигур. Чаще за основу берут природный алебастр, голубой или розовый ангидрид, монокристаллический гладкий гипс.

Для остальных видов резьбы по камню часто выбирают как мягкие, податливые породы, так и твердые.

  • Самый мягкий камень — стеатит. Его еще называют мыльным из-за особенностей структуры. Порода настолько гибкая, что при нажатии на нее остаются отпечатки пальцев. Важно подбирать образцы стеатита без включений асбеста, опасного для здоровья.
  • Алебастр — лучший камень для резьбы, особенно для начинающих. Его второе название «строительный гипс» говорит само за себя. Порода пластична, удобна в обработке и достаточно прочная. Работа с алебастром доставляет сплошное удовольствие.
  • Еще один вариант — известняк. Так же, как и алебастр, он удобен в обработке, подходит для начинающих мастеров. Единственный минус — скудность оттенков, ограничивающих возможности для развития творческого потенциала.

Мало знать, как называются камни, подходящие для резьбы. Важно понимать, какие тонкости использования каждого из них. Например, стеатит, представленный обычно в серых, черных и зеленых цветах не требует специальной подготовки и подастся обработке с минимальным набором инструментов. В то же время, его суперэластичость — серьезный недостаток для создания небольших фигурок с обилием мелких деталей.

Известняк для работы нужно выбирать только тот, что поддается шлифовке, а строительный гипс — лучший вариант для отработки навыков с минимальным набором инструментов, доступный по цене и приятный в использовании.

Из сложных для работы материалов, подходящих для опытных скульпторов, выделяют мрамор и гранит. Эти породы подходят для реализации масштабных задач, требуют определенного опыта, мастерства, терпения и инструментов. Над одним проектом мастера трудятся годами, работая только над отдельными деталями беспрерывно на протяжении 4-5 дней.

Какие инструменты понадобятся

Как только получится выбрать подходящий материал для работы, стоит перейти к вопросу о наборе инструментов. Если вы начинающий мастер и пока не знаете с чего начать, советуем сформировать универсальный комплект, в который будут входить:

  • мягкий молоток — вес до 900 г;
  • плоское или зубчатое долото;
  • напильники для работы с разными деталями и площадями;
  • мешок с сыпучими наполнителями для подложки;
  • защитные средства (перчатки, маска, очки);
  • пульверизатор с водой для уменьшения пыли во время работ;

Кроме того понадобятся шаблоны, трафареты и правильное освещение, если работы проводятся в помещении.

Резьба по мрамору — где используется

Мрамор для скульптора, как полотно для художника. Это самый желанный и обожаемый камень. Его используют для создания художественных шедевров, активно применяют в архитектуре. Уникальность мрамора в его природной грации, красоте и прочности, с годами лишь усиливающимися.

Мраморные изваяния не просто долговечны, они бессмертны. Важно, что технические характеристики породы не ограничивают возможностей ее обработки разными методами. Мраморные плиты шлифуют, накаливают, кристаллизуют и полируют. При желании породу искусственно старят и конечно же, популярна резьба по мрамору.

Мраморные изделия с изящной резьбой привносят в атмосферу грации и королевской роскоши. Чего только стоят мраморные солидные и прочные ступени, балюстрады или массивный резной камин. Отдельная история — мраморные скульптуры. Иметь такую в собственном саду — роскошь и счастье. Изящные фигурки животных, героев сказок и мифов, античные девы и эльфы станут яркими акцентами в оформлении ландшафтного дизайна.

Активно пользуются техникой резьбы по камню и мастера прикладного искусства. Камнерезы используют нефрит и яшму, горный хрусталь и кораллы, аметист и бирюзу, а также другие яркие, отличные по свойствам камни для создания миниатюрных шедевров, таких как раковина с художественной резьбой, например, цветных фигурок птиц и животных.

Если вы только начинаете осваивать мастерство резьбы по камню, уже имеете какой-либо опыт и даже фото готовых работ — поделитесь постом с друзьями в соцсетях для обсуждения!