Почему темнеет труба дымохода из нержавейки?

Дымоход из нержавеющей стали ржавеет? Основные ошибки которых можно избежать.

Когда на дымоходе из нержавеющей стали появляется коррозия, чаще всего об этом состоянии обвиняют производителя. К сожалению, чаще всего неисправности связаны с неправильной установкой и эксплуатацией дымоходов из нержавеющей стали.

Коррозионная стойкость труб из нержавеющей стали во многом зависит от правильности их монтажа и использования.

Что влияет на устойчивость труб к коррозии?

Дымоходы из нержавеющей стали — это все более популярное решение. Они имеют много преимуществ, но вы должны отдавать себе отчет в том, что они должны быть правильно использованы. Только в том случае, они сохранят свои особенности. Прежде всего, стоит задуматься, что делает сталь? Одним из основных условий иммунитета коррозии пассивный слой, который образуется на поверхности в результате контакта хрома, содержащегося в стали с кислородом воздуха. Ее повреждение приводит к тому, что сталь перестает быть сталь.

Что делать и каких ошибок избегать, чтобы дымоход из нержавеющей стали на самом деле не покрывался коррозией?

Вот основные ошибки, которые приводят к повреждению дымохода.

Ошибка № 1плохой монтаж дымохода из нержавеющей стали

Одной из причин повреждение пассивного слоя, что приводит к коррозии дымохода является неправильный монтаж проводов внутреннего сгорания.

– Чаще всего происходит через монтажников ошибкой является связывание элементов из нержавеющей стали и с элементами «черной» котловой стали без применения изоляции стыка этих материалов, например, подключение стального дымохода для дымохода из нержавеющей стали. Такая ошибка, это прямой путь к возникновению гальванической коррозии на стыке этих материалов.

Как избежать ошибки – Чтобы избежать этой проблемы достаточно использовать веревки кронштейна, для изоляции соединения и стыка различных металлов , – советует эксперт.

Ошибка № 2 – неизолированный дымоход одностенный, который выступает более чем необходимо через крышу

Если дымоход одностенный неизолированный, а его часть выступает над крышей, тогда его стенки охлаждаются. Это вызывает образование конденсата, содержащего, в частности, серную кислоту. Это явление вызывает коррозии на внутренних стенках дымохода.

Как избежать ошибки — Помните, что дымоход должен быть подобран в зависимости от длины шахт. Возможно его продолжение над крышей, но этот фрагмент должен быть изолирован двухстенным дымоходом.

Ошибка № 3использование неподходящих инструментов для резки стали

Повреждение слоя, защищающего от коррозии может быть связано с местным перегревом стали. А это происходит, когда обрезают трубы вклада с помощью угловой шлифовальной машины и ненадлежащего циферблата .
Как избежать ошибки
Для резки нержавеющей стали необходимо использовать специальные щиты (чаще всего они отмечены пометкой INOX). Они имеют повышенную твердость, не содержащих железа и серы, и обеспечивают более низкую температуру резания.

Ошибка № 4 — использование крепежных скоб без изоляционной вставки и заклепки, винты из обычной стали или оцинкованной стали

– Абсолютно запрещено использование скоб из нержавеющей, черной или оцинкованной стали, без применения дополнительного изолятора. Если мы должны использовать дополнительной защиты соединения пальто изолированных проводов в виде заклепок или винтов, мы также должны обратить внимание на материал, из которого они изготовлены.

Как избежать ошибки — Для дополнительного соединения элементов нужно использовать заклепки, винты нержавеющие и кислотостойкие. Они отмечаются символами A2 или A4 (аналоги маркировка стали, из которой они сделаны). Стоит напомнить, что такие дополнительные соединения, мы можем выполнять только на изолированных двустенных элементов дымохода, а также не забывайте, что нельзя вмешиваться в внутренние трубы (внутреннего сгорания) двухстенных элементов, а только на внешние.

Ошибка № 5 – очистка поверхности дымохода средствами для удаления цемента

Дымоходы из нержавеющей стали не должны иметь контакта с раствором. Однако случается, что во время различных работ загрязняется. Загрязнение раствором необходимо удалить, но для этого нельзя использовать средства для удаления цемента. Они содержат серную кислоту или хлориды, которые повредят пассивный слой дымохода.

Как избежать ошибки – Такие загрязнения могут быть удалены только с помощью средств или раствора, что содержит небольшое количество фосфорной кислоты. Затем поверхность необходимо промыть деминерализованной водой, которая, в свою очередь, снижает риск возникновения пятен. Необходимые препараты можно приобрести в магазинах и в интернете с профессиональными средствами.

Ошибка № 6 — использование химических средств для очистки дымохода из нержавеющей стали

Часто распространенная ошибка — это также чистка дымохода с помощью химических средств, в народе называемых катализаторами горения или сжигания сажи.

Как избежать ошибки: консервацию дымовой трубы следует поручить квалифицированным службам.

Ошибка № 7 — очистка дымоходов стальными щетками

— Часть пользователей самостоятельно очищает дымоход из нержавеющей стали, щеткой, купленной в супермаркете. Такие действия являются «лучшим способом» на неминуемое уничтожение желудка дымохода.

Как избежать ошибки: в чистке дымоходов из нержавеющей стали следует использовать только щетки из нержавеющей стали. Абсолютно необходимо следовать рекомендациям производителя по очистке и проверке дымоходов для профессионалов.

Ошибка № 8 – курение неправильным топливом

Повреждение трубы может привести использование неподходящего топлива (в том числе – сжигание мусора).

Как избежать ошибки, не забывайте, мусор не только обогреет дом, но и уничтожат печь и дымоход, а огнеопасная сажа увеличивает риск возгорания дымохода. При горении пластмассы выделяются в том числе: оксид углерода, диоксид серы, хлористый водород и цианистый водород – и это только некоторые из вредных веществ, которые засоряют не только дымоход, но и вызывают быструю коррозию труб. Помните также, что за курение отходов грозят высокие штрафы. Это очень дорогая «экономия».

Ошибка № 9 — использование в месте, где установлен дымоход химических соединений, содержащих хлор и фтор

Дымоходы из нержавеющей стали не устойчивы к воздействию соединений, содержащих хлор и фтор. Поэтому такие дымоходы не устанавливает, в частности, в химчистках и парикмахерских.

Как избежать ошибки, выбирая дымоход из нержавеющей стали необходимо обратить внимание на чистоту химической непосредственного окружения, в котором он будет находиться.

Как убрать черные потёки в дымоходе?

При образовании конденсата на трубе для оттока дымовых газов, говорят что дымоход «течёт» или «плачет». Конденсат в данном случае — это вода, которая осела на поверхности трубы по причине большой разницы температур между воздухом и материалом дымового канала. Появление капель и потёков возможно как снаружи дымохода, так и внутри него. Когда конденсат образуется с внутренней стороны, вода собирается в струйки и скатывается в топку вместе с сажей и смолой.

Вода течёт по трубе снаружи

Если на внешней поверхности дымохода образовываются потёки — это значит, что труба имеет значительно более высокую температуру, чем воздух в помещении. Такой перепад приводит к появлению капель воды на стенках канала в результате конденсации пара из воздуха. Переход воды из газообразного состояния в жидкое неизбежен при определённой степени влажности воздуха и достаточно разогретой трубе.

Выход из сложившегося положения возможен двумя способами. Первый заключается в снижении влажности воздуха помещения, где проходит дымоход. А второй — в понижении температуры поверхности трубы.

Чрезмерно повышенная влажность воздуха встречается только в банях. В частных домах воздух, как правило, наоборот скорее пересушен и требует дополнительного увлажнения. Бороться с влажностью в русской бане — занятие сомнительное, а в обычных жилых домах это и вовсе противопоказано. Потому остаётся только один вариант, связанный с охлаждением внешней стенки трубы.

Снижать температуру самой трубы нецелесообразно. Гораздо проще изготовить вокруг неё герметичный теплоизоляционный слой, который защитит разогретые стенки канала от контакта с влажным воздухом снаружи. Термобарьер должен отвечать двум важным требованиям — пожаростойкости и по возможности герметичности.

Читайте также  Водяной уровень как им пользоваться?

Наиболее простой метод предусматривает создание теплозащиты из негорючей минеральной ваты в рулонах. Теплоизоляционную прослойку следует закрыть листовой жестью или трубой из нержавеющей стали. В качестве термозащитного материала оптимальным вариантом будет взять каолиновую вату в рулонах: она полностью огнеупорна и не выделяет вредных веществ при нагреве.

Металлический кожух поверх минеральной ваты легче всего сделать из трубы, диаметр которой превышает внешний диаметр дымохода на 8-10 см. Таким образом между дымовым каналом и внешним металлическим кожухом будет возможно разместить теплобарьер толщиной 4-5 см. Этого вполне достаточно, чтобы предотвратить дальнейшее образование конденсата снаружи дымохода.

Течёт внутри дымохода

Образование потёков внутри дымовой трубы, как правило, приписывают тому, что у неё отсутствует внешнее утепление. И действительно, нередко именно по этой причине жидкость оседает внутри дымохода. В результате того, что дымовой канал холодный, частицы пара, находящиеся в разогретых до высокой температуры дымовых газах, конденсируются на стенках трубы.

Особенно это актуально в сильный мороз, когда температура на улице значительно отличается от температуры дымовых газов. Именно резкий перепад температур между водяным паром и поверхностью трубы становится ускорителем процесса образования конденсата. Наружное утепление дымохода выполняется в зависимости от материала, из которого он изготовлен.

Для кирпичных дымоходов создаются специальные утеплённые металлические кожухи. Поверх трубы монтируется металлический каркас, внутрь которого закладывается негорючий минеральный утеплитель. Снаружи конструкция обшивается нержавейкой и окрашивается.

Обычный дымоход из металлической трубы лучше всего демонтировать и установить вместо него утеплённую сэндвич-трубу. Такой утеплённый дымоход состоит из двух труб — внешней и внутренней, между которыми располагается термостойкий минеральный утеплитель толщиной 4-6 см. При невозможности замены старого дымохода, его просто обшивают жаростойкой базальтовой ватой слоем 5 см и обшивают жестью из нержавеющей стали.

Однако, далеко не всегда образование конденсата внутри дымового канала происходит из-за дымохода. Существует ряд факторов, которые приводят к появлению потёков даже при достаточно качественном утеплении трубы. Среди них можно назвать следующие:

  1. Эксплуатация твердотопливного котла не в полную мощность
  2. Неправильный расчёт мощности котла для конкретного частного дома
  3. Использование недостаточно сухих дров
  4. Сужение дымового канала в связи с образованием толстого слоя дёгтя внутри него
  5. Ошибки при монтаже системы отопления
  6. Неправильный выбор диаметра и высоты дымохода
  7. Попадание осадков в дымоход

Наиболее просто решается вопрос с защитой трубы от осадков. Достаточно разместить на верхушке канала металлический зонт, который предотвратит попадание воды, снега и града в дымоход и исключит образование потёков, вызванных природными осадками.

Диаметр дымохода, непосредственно выходящего из твердотопливного котла, и дальнейшего дымового канала не должны сильно отличаться. Так, если из котла выходит труба с площадью сечения вдвое меньшей, чем у кирпичного канала, в который она дальше входит, то скорость дымовых газов будет очень низкой. Вследствие чего на верхнем дымоходе возникает разряжённое пространство, и в него сверху вниз поступает холодный воздух с улицы и образует конденсат.

Первые четыре пункта в списке выше объединяет один источник — неправильное сгорание топлива в котле. Под «неправильным» сгоранием подразумевается несколько понятий:

  • Горение влажных дров с выделением лигроина и образованием смолы на стенках котла и дымохода
  • Недостаточное количество пространства для полного сгорания топлива и оседание не сгоревших остатков на стенках дымового канала
  • Эксплуатация котла не в полную мощность

С сырыми дровами очевидно лучше не связываться, если нет желания постоянно чистить дымоход и котёл изнутри от дёгтя. При работе с влажным топливом он неизбежно будет очень быстро накапливаться и, кроме как минимизацией использования сырых дров, здесь ничем не помочь.

Маленькое замкнутое пространство в топке, как правило, не рассчитано на то, чтобы его полностью заполняли дровами. Оптимально закладывать не более одной третьей части камеры сжигания, чтобы газы, выделяющиеся при горении древесины, могли полностью сгореть. Если это условие не выполнить, то несгоревшие частицы обязательно осядут на стенках камеры и дымовой трубы.

Работа котла не в полную мощность

Котлы на твёрдом топливе должны работать на максимальной мощности. Любые манипуляции с количеством поступающего в топку воздуха или интенсивностью потока выходящих дымовых газов имеют серьёзный побочный эффект. Он заключается в неэффективном горении топлива внутри.

Когда в камере сгорания не хватает воздуха для обеспечения наиболее интенсивного процесса горения, древесина в топке просто тлеет. Дымовые газы в такой ситуации всегда содержат повышенное количество смолы. Эта смола в идеале должна полностью сгорать, но при недостатке кислорода процесс пиролиза дерева (когда на дровах видны языки пламени) проходит не полностью и смола сгорает только частично.

Запирание дымохода шиберными или другими задвижками приводят к заполнению топки лишними газами и дымом, которые не дают полностью разгореться топливу. Это приводит к тому, что топка как бы «задавливается» избыточными газами. Как результат — опять неэффективное горение топлива со всеми вытекающими последствиями.

Описанные эффекты касаются не только дерева, как наиболее распространённого топлива для ТТ котлов. Очень схожие процессы происходят при неполном сгорании угля, брикетов, а также пеллет. Отличаться будут только вещества, которые определяют состав смолы в дыме, но самой смолы от этого меньше не станет.

Как избавиться от потёков?

Появление конденсата в дымоходе связано с определёнными законами физики и полностью избавиться от него не выйдет. То же касается сажи и смолы в дымовых газах — какое-то количество этих веществ неизбежно оседает на стенках трубы. Грязные чёрные потёки в дымоходе появляются именно от того, что струйки сконденсированной воды захватывают частицы сажи и смолы и скатываются вниз по трубе.

Если котёл настроен правильно и эксплуатируется на полную мощность, то несмотря на вездесущий конденсат, грязных потёков не будет. Дело в том, что продуктивной горение топлива приведёт не только к сжиганию практически всей смолы в дымовых газах, но и к эффективному просушиванию дымового канала.

В результате, потёки сконденсированной жидкости перестанут собирать по дороге сажу и будут просто бесследно высыхать за короткие промежутки времени. Остаётся только один вопрос. Как использовать котёл на полную мощность, если необходимо максимально продлить его горение и не допустить перегрева воды в системе?

Для решения этого и многих других вопросов, возникающих при проектировании системы отопления, было разработано устройство под названием теплоаккумулятор. Тепловой аккумулятор (ТА) — это специальная ёмкость с водой объёмом от 250 до 3000 литров, которая выполняет роль накопителя тепловой энергии.

Как бы мощно не был разогрет котёл, он никогда не перегреется, если в системе присутствует теплоаккумулятор. Буферная ёмкость с большим количеством воды возьмёт на себя все излишки энергии. А накопленный запас начнёт постепенно расходоваться после того, как всё топливо в котле прогорит и агрегат перестанет нагревать воду до нужной температуры. Резерва энергии у правильно рассчитанного ТА может хватить на 4-5 часов полноценного функционирования отопления даже в самые холодные зимние месяцы.

Исходя из всего вышесказанного, наиболее правильный подход к решению вопроса с грязными потёками на трубе дымохода лежит в эксплуатации котла на полной мощности. Кроме избавления от данной проблемы, такое рациональное использование отопительного агрегата даст максимальные показатели КПД работы всей отопительной системы. В свою очередь, единственным приемлемым вариантом постоянной эксплуатации котла на полную мощность является установка теплового аккумулятора.

Чудесные превращения трубы

История такая — месяц назад установил на даче печку. До перекрытия ( потолка ) дымоход был сделан одноконтурной нержавейкой. В процессе эксплуатации печки нержавейка трубы слегка пожелтела. Пока ничего криминального
На прошлых выходных , пока занимались делами на участке , печка топилась. Зашел уже вечером в комнату , а там . труба стала цвета расчудесного , от медного до фиолетового да с переливами Сначала подумал копоть — руками потер , следов никаких, сама труба не мажется. Вот думаю над химией процесса . Есть идеи какие ?

Читайте также  Как соединить пропиленовые трубы без пайки?

нержавейка- сплав металлов у каждого-разная теплоемкость. процесс- физический. не химический.

Процесс химический, а не физический. На трубе образовались окислы никеля, железа и хрома, которые яркоокрашены.

ZV написал :
Вот думаю над химией процесса . Есть идеи какие ?

а что тут думать ? Обычные цвета побежалости. началось высокотемпературное окисление.

Может быть , может быть . Но печка в крайних режимах не грелась , так потихоньку ,чтобы дом не остывал.

2ZV Вы кастрюльку из нержавейки ( если не жалко ) на включенную газ(электро) плиту БЕЗ ВОДЫ поставьте — и погрейте потихоньку, увидите.
» >

А Вы хотите,чтоб из трубы у Вас черное дерьмо текло, горячая труба лучше холодной. нормальная температура шибера в обычной печке должна быть не менее 200 (по памяти)- иначе будет конденсат течь.

думаете добавки «капля на бочку»этих металлов дадут такой эффект? 2DSP007

ZV написал :
в крайних режимах не грелась

Крайних и не надо.
Например, на кухонные электроплиты и электроплиткиплитки, в которых используются чугунные конфорки, вокруг конфорок устанавливают ободок из нержавейки. Это ободок обычно в процессе эксплуатации превращается в разноцветный, даже синий оттенок присутствет у многих (кто любит подолгу на высоких температурах эксплуатировать печки).

C2h5-OH написал :
думаете добавки «капля на бочку»этих металлов дадут такой эффект?

ничего себе «капли» — никель, хром — единицы, десятки процентов ,
» >
остальное в подавляющей процентовке железо, у которого очень ярко проявляются цветА побежалости
» >

C2h5-OH написал :
нержавейка- сплав металлов у каждого-разная теплоемкость. процесс- физический.

И Вы считаете, что каждый из этих металлов выщелкнулся из сплава, чтобы дать свой цвет трубе?
Это побежалость. Правильно сказали.

Alex_Penza написал :
Это побежалость

которая обусловлена появлением тонких оксидных пленок на поверхности металла . и интерференцией света в них.
» >

..добавлю лишь, что «побежалость» удаляется полированием

Палецкий написал :
удаляется полированием

и так каждый раз после топки? а смысл? Труба, она и есть труба. Для чего только её из нержи делать?

Alex_Penza написал :
и так каждый раз после топки? а смысл?

Мне это не ведомо. Может автор хочет, что бы его труба всегда блестела?

Alex_Penza написал :
Для чего только её из нержи делать?

..устойчива к кислоте

Alex_Penza написал :
Для чего только её из нержи делать?

Что бы служила подольше.

Кислота, подольше. Это всё плюсы. Но нержавеющие конструкции от нагрева, тем более не очень равномерного, очень сильно ведёт. Однажды приходили ОЧЕНЬ богатые клиенты и заказывали банную печь. Приносили эскизы с размерами. Что это была за печка. Чудо. Всё предусмотрено, всё красиво и аккуратно. Хотели из нержавейки, 6мм. Долго их отговаривали, убеждали. Ничего не получилось. Пришлось собрать из нержавейки. Когда они забирали печь, мы им намекнули, что надолго не прощаемся. Так и вышло. После первой топки печь так потащило, что хозяину пришлось её демонтировать и заказывать то же самое, но из чёрного листа. Эскизик мы, конечно же, сохранили.

Какую марку стали выбрать?

Почему ржавеют дымоходы, ведь они сделаны из нержавейки? Чаще всего причина кроется в неверном выборе стали.

ДЛЯ ТЕХ, КОМУ НУЖНО БЫСТРО:

AISI-430 и AISI 409 – обладает умеренными антикоррозионными свойствами и жаростойкостью до 450 С. В дымоходах ее можно применять только для газовых котлов с низкой интенсивностью эксплуатации (периодическое использование, например в загородном доме на время выходных). Это сталь общего применения, из которой также можно делать бытовые вытяжки, наружные кожухи.

AISI-439 – благодаря небольшому количеству добавок никеля и титана применима для бюджетных дымоходов (но с условием образования небольшого количества конденсата).

AISI-321 – является коррозионно-устойчивой, кислотостойкой и жаропрочной из-за большого объема никеля и титана в своем составе. Трубы и дымоходы из нее обладают повышенным сроком службы и могут работать при температуре 600. 800°С.

AISI-316 – наличие молибдена повышает коррозионную стойкость, прочность и вязкость стали. Является оптимальным вариантом для дымоходов дизельных и газовых котлов.

ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ИНТЕРЕСНО РАЗОБРАТЬСЯ :

При горении топлива в печах и каминах выделяется целый ряд кислот, агрессивно воздействующих на металл. Они входят в состав конденсата, оседающего на внутренних стенках дымохода, и вызывают быструю коррозию.

Какие кислоты образуются при горении:

  • Азотная – результат реакции оксида азота (NO2) с водяным паром (Н2О);
  • Серная – результат реакции оксида серы (SO3) и воды;
  • Угольная — результат реакции оксида углерода (CO2) и воды.

Чтобы противостоять постоянному воздействию кислот в сталь добавляют различные антикоррозионные добавки. Их содержание определяет отечественный стандарт ГОСТ или аналогичный американский стандарт AISI.

Как выбрать правильную марку стали для дымохода?

Что выбрать: дымоход из стали марки AISI 321 толщиной 0,5 мм или AISI 430 толщиной 1 мм?

Большинство покупателей выберут сталь толщиной 1 мм. Ведь чем толще, тем надежнее. А на самом деле все обстоит с точностью наоборот! И дело тут в составе стали.
Смотреть нужно не столько на толщину, сколько на кислотостойкость и жаростойкость металла.

Марки сталей, применяемые в производстве дымоходов

Марка стали Aisi 409 Aisi 430 Aisi 201 Aisi 444 Aisi 304 Aisi 321 Aisi 316 Aisi 309/310
Содержание хрома (Cr) 12% 17% 15% 18% 18% 18% 17% 24%
Содержание никеля (Ni) 1% 8% 10% 12% 20%
Содержание титана (Тi) 1% 1%
Содержание молибдена (Mo) 2% 2%
Коррозионная стойкость
(слабо агрессивная среда)
очень низкая очень низкая очень низкая + хорошая хорошая + +
Кислотоустойчивость
(агрессивная среда)
отличная отличная хорошая
Температура до 400 до 450 до 700 до 450 до 1000
Жаростойкость низкая средняя средняя средняя хорошая хорошая
Жаропрочность хорошая отличная
Действия магнита магнитится магнитится не магнитится магнитится не магнитится не магнитится не магнитится не магнитится
При внешнем контуре в утепленных дымоходах большая
коррозия
следы
коррозии
следы
коррозии
изменения
не заметны
Жидкое топливо + +
Газ + + + + +
Древесина + +
Уголь +

Краткие выводы из данной таблицы:

AISI-430 – обладает умеренными антикоррозионными свойствами и жаростойкостью до 450 С. В дымоходах ее можно применять только для газовых котлов с низкой интенсивностью эксплуатации (периодическое использование, например в загородном доме на время выходных). Это сталь общего применения, из которой также можно делать бытовые вытяжки, наружные кожухи.

AISI-439 – благодаря небольшому количеству добавок никеля и титана применима для бюджетных дымоходов (но с условием образования небольшого количества конденсата).

AISI-321 – является коррозионно-устойчивой, кислотостойкой и жаропрочной из-за большого объема никеля и титана в своем составе. Трубы и дымоходы из нее обладают повышенным сроком службы и могут работать при температуре 600. 800°С.

AISI-316 – наличие молибдена повышает коррозионную стойкость, прочность и вязкость стали. Является оптимальным вариантом для дымоходов дизельных и газовых котлов.

AISI 304 – — это высоколегированная хромникелевая нержавеющая сталь. Кроме того она является аустенитной сталью с низким содержанием углерода. В отличие от других марок сталей, сталь AISI 304 востребована, из-за своего высокого качества и приемлемой цене. В производстве дымоходов эта сталь незаменима в качестве внешнего кожуха.

Читайте также  Для чего нужен алмазный диск для болгарки?

AISI 409 – — бюджетная жаростойкая нержавеющая сталь общего применения с довольно низкими показателями. Она находит применение в областях с мягко коррозийной средой, или где необходимо сопротивление в умеренных температурах.

Теперь вы понимаете почему даже при толщине в 0,5 мм дымоход из AISI 321 прослужит дольше, чем из AISI 430. Высокое содержание никеля обеспечивает ей долговечность и кислотостойкость.

Рекомендации по маркам сталей, используемым при производстве дымоходов

Тип установки Температура отходящих газов,°C Толщина базальтовой теплоизоляции, мм Марка стали
Конденсационные газовые котлы 60 30 AISI 304,
AISI 316
Дизельные котлы 150—250 30 AISI 316
Газовые котлы 110—180 30 AISI 304,
AISI 316
Газопоршневые установки 450—600 50 AISI 304,
AISI 316
Дизельгенераторные установки 450—600 50 AISI 316
Газотурбинные установки 450—600 50 AISI 316
Твердотопливные котлы,
Банные печи
500—700 50—100 AISI 304,
AISI 430
Камины 500—600 50—100 AISI 304,
AISI 430

Специалисты компании ооо «АРТ-ИЗБА» открыты к вашим вопросам и подберут систему и модель, оптимально подходящую особенностям вашего объекта и целевому назначению.

Почему в трубе дымохода образуется конденсат и как от него избавиться?

В процессе работы отопительной системы появление влаги в дымоходе наносит вред не только самому дымоходу, но и отопительному прибору. Вступая в реакцию с продуктами горения, влага превращается в химически агрессивные вещества, нарушающие работу отопительной системы.

Избавиться от конденсата полностью нельзя, но можно минимизировать его количество и предотвратить нежелательные последствия.

Причины образования влаги в дымоходе

Любое топливо для котла, печи или камина при сгорании выделяет водяной пар, который в трубе дымохода остывает и образует на стенках осадок в виде капель. Происходит это из-за перепада температур на выходе из отопительного агрегата и в отдельных частях дымохода.

Дополнительно влага может попадать в дымовой канал снаружи во время дождя. Химическая реакция воды с сажей и смолами приводит к образованию кислот и щелочей.

По гладким стенкам конденсат стекает вниз, где скапливается, препятствуя отведению дыма и ухудшая тягу. Шероховатые поверхности задерживают и впитывают влагу, подвергаясь коррозии и преждевременному разрушению.

Кроме того, скопившиеся в дымоходе вещества могут проникать в помещение, вызывая неприятный запах и нанося вред здоровью.

Обратите внимание! Конденсат может образовываться не только с внутренней стороны, но и снаружи дымохода – при сильно отличающихся температурах в трубе и на улице. Результатом может стать разрушение самой трубы, если она изготовлена из влагопоглощающих материалов, а также стен и крыши в местах соприкосновения с дымоходом.

Факторы, влияющие на образование конденсата

Процесс образования конденсата в дымоходном канале зависит от нескольких факторов:

  • Влажность топлива, используемого отопительной системой. Даже внешне сухие дрова содержат влагу, которая при горении превращается в пар. Торф, уголь и другие горючие материалы имеют определенный процент влажности. Природный газ, сгорая в газовом котле, тоже выделяет большое количество водяного пара. Не существует абсолютно сухого топлива, но увеличивает процесс конденсации плохо просушенный или отсыревший материал.
  • Уровень тяги. Чем лучше тяга, тем быстрее выводится пар и меньше влаги оседает на стенках трубы. Он просто не успевает смешаться с другими продуктами горения. Если же тяга плохая, получается замкнутый круг: в дымоходе скапливается конденсат, способствующий засорению и еще больше ухудшающий циркуляцию газов.
  • Температура воздуха в трубе и выходящих из отопительного прибора газов. Первое время после растопки по непрогретому каналу движется дым, также имеющий невысокую температуру. Именно на старте происходит наибольшая конденсация. Поэтому образованию конденсата наименее подвержены системы, работающие постоянно, без регулярных отключений.
  • Температура и влажность внешней среды. В холодное время года из-за разницы температур внутри дымохода и снаружи, а также повышенной влажности воздуха на внешней и торцевой частях трубы конденсат образуется активнее.
  • Материал, из которого изготовлен дымоход. Кирпич и асбестоцемент препятствуют стеканию капель влаги и впитывает образующиеся кислоты. Металлические трубы могут быть подвержены коррозии и ржавчине. Выполненные из керамических блоков или стальных нержавеющих секций дымоходы не дают химически агрессивным соединениям зацепиться за гладкую поверхность. Чем ровнее, глаже внутренняя поверхность и ниже влагопоглощающая способность материала трубы, тем меньше конденсата в ней образуется.
  • Целостность дымоходной конструкции. При нарушении герметичности трубы, появлении на ее внутренней поверхности повреждений ухудшается тяга, быстрее засоряется канал, внутрь может попадать влага извне. Все это приводит к усилению конденсации пара и ухудшению работы дымохода.

Требования к конструкции дымохода

Выполнение требований норм и правил при возведении и эксплуатации дымоотводящей системы продлит срок ее службы, в том числе благодаря минимизации образования конденсата:

  • При вертикальном расположении трубы допускается наличие горизонтальных участков длиной не более метра или наклонных, но без острых углов.
  • Внутренняя поверхность дымохода должна быть гладкой, без выступов, щелей и других неровностей.
  • Не допускается уменьшение диаметра канала по сравнению с выходным патрубком отопительного агрегата.
  • Возможность для прочистки дымохода — важное требование при сооружении дымохода.
  • Для обеспечения хорошей тяги и свободного выведения продуктов горения высота трубы должна учитывать высоту крыши отапливаемого здания.

Как устранить проблему?

Даже выполнив все требования при возведении дымохода, совсем избежать конденсации не выйдет. В готовой конструкции это тем более невозможно. Но решить проблему можно, избавившись от уже образовавшегося конденсата, снизив его концентрацию и минимизировав разрушительные последствия:

  • Использовать только сухое топливо. При сгорании будет выделяться меньше влаги, уменьшится образование сажи, кроме того, такое горючее дает больше тепла при меньших затратах.

Важно! Этот способ не поможет при использовании газового котла, так как снизить количество выделяемого водяного пара при сгорании природного газа невозможно.

  • Если дымоход выполнен из гигроскопичного материала, применяют гильзование. Внутри шахты прокладывают трубу из нержавеющей стали, которая принимает воздействие агрессивных веществ на себя. Гильза решит еще одну проблему – она нагревается быстрее кирпича или асбестоцемента, значит капли не будут образовываться в самом начале дымохода.
  • Уменьшить разницу температур поможет утепление частей трубы, находящихся вне отапливаемого помещения. Дым будет медленнее остывать, большая его часть успеет выветриться вместе с конденсационным паром. Тонкие стальные трубы с этой целью обматывают теплоизоляционными материалами или прячут в дополнительно возведенную кирпичную шахту.
  • Для улучшения тяги следует прочистить дымоход и устранить нарушения целостности трубы. Это облегчит выведение продуктов горения и обезопасит систему.
  • Чтобы предотвратить попадание дождя и мусора, навершие дымовой трубы оснащают конусовидной насадкой – дефлектором. Он не пропускает внутрь осадки, а также улучшает тягу.
  • В начале дымоотвода и на поворотах конструкции следует установить конденсатоотводчик. Монтируют его таким образом, чтобы было легко опустошить при наполнении.

Профилактические меры

Серьезных проблем с конденсацией можно избежать, проводя профилактику. Ряд превентивных мер, которые принимаются своевременно, облегчат содержание системы отопления и продлят срок ее безопасной и эффективной эксплуатации:

  • очистку дымохода – отсутствие засоров обеспечит хорошую тягу и быстрое выведение продуктов сгорания и водяного пара (не реже одного раза в год);
  • освобождение конденсатоотводчика от влаги по мере наполнения;
  • плановый осмотр и проведение необходимого ремонта всей обогревательной системы.

Все эти работы при регулярном проведении позволят уменьшить количество конденсата и избежать множества других проблем в работе отопительной и дымовыводящей системы.

Обратите внимание! Профилактику обязательно проводят перед стартом отопительного сезона, не помешает она и после его завершения.