Как заменить щетки на дрели?

Самостоятельный ремонт электродрели

Дрель считается одним из самых популярных инструментов домашних мастеров и применяется при многих видах работ. Благодаря интенсивному использованию, детали инструмента могут ломаться, что выводит устройство из строя. Не спешите в сервисный центр: вполне реально сделать ремонт дрели своими руками и сэкономить немалые средства.

Схема расположения деталей

Если вы знаете устройство дрели и принцип работы инструмента, то самостоятельный ремонт изделия вас не затруднит.

Независимо от модели или производителя, все эти электрические инструменты состоят из типового набора основных компонентов.

  1. Сетевой кабель. Многие из пользователей не обращают на шнур подсоединения инструмента к сети должного внимания, а ведь по статистикие 50% неисправностей электрических изделий происходят из-за него. Шнур легко ломается во время эксплуатации, его частые места обрыва — это вход в рукоятку устройства и место пайки контактов на пусковой кнопке. Дефект часто случается из-за подвижности всего блока кнопки.
  2. Конденсатор. Эта небольшая деталь прямоугольной формы расположена в рукояти дрели и предназначена для подавления возникающих помех от искрения.
  3. Пусковая кнопка. Одно из самых слабых мест — при возникновении проблем в электрической части изделия тестируется сразу после кабеля.
  4. Статор электрического двигателя. При коротком замыкании у него может произойти пробой обмотки — весьма неприятный случай, надо перематывать всю обмотку. Внутри находится ротор или якорь.
  5. Опорный подшипник.
  6. Узлы расположения щеток электродвигателя. Щетки делаются из прочного графита и стираются от долгой эксплуатации, они могут быть виновны в неисправности электрической части изделия — при работе в нормальном режиме каждая из них искрит. Частые неполадки — пыж из пыли между телом щетки и ротором.
  7. Коллектор. Если его контакты чистые, то вращение ротора плавное.
  8. Корпус изделия.
  9. Вентилятор. Он предназначен для постоянного охлаждения электрического двигателя дрели.
  10. Переключатель режимов.
  11. Редуктор. Всегда присутствует в любой модели, т. к. патрон напрямую не одевается на ось ротора.
  12. Самая крупная шестеренка редуктора. Частые неисправности: попадание в смазку пыли и инородных частиц, из-за этого она теряет свои свойства, а редуктор быстро изнашивается и требуется его замена.
  13. Два подшипника патрона. Именно на них приходится самая большая нагрузка, поэтому они нуждаются в периодическом осмотре и техническом обслуживании — снятие, промывка, замена смазки.
  14. Ось, на которой крепится патрон. В моделях дрели-перфоратора у нее есть возвратная пружина.
  15. Патрон изделия. Его цанговый механизм для зажатия сверла или различных насадок может быть быстрозажимного вида или зажиматься специальным ключом.

Любой ремонт дрели своими руками необходимо начинать с визуального осмотра всех деталей. Принцип здесь действует простой — от простого к сложному, т. е. сначала проверяем шнур, проводку, контакты, разные крепления, потом начинаем тестировать блоки и двигатель. До полной разборки изделия не всегда доходит, но практически к такому развитию событий надо быть готовым. Как разобрать конкретную модель, поможет инструкция по эксплуатации.

Часто встречающиеся поломки

Независимо от качества сборки и производителя, довольно часто происходят следующие неисправности:

  • электродвигатель выходит из строя по причине поломки якоря или статора;
  • предельный износ щеток;
  • проблемы с подшипниками;
  • не работает кнопка регулировки оборотов;
  • у кнопки пуска окисляются или сгорают контакты;
  • поломка патрона, зажимающего сверло из-за износа губок.

Если вы решили произвести ремонт электрической дрели самостоятельно, то вначале необходимо произвести диагностику и найти неисправность. Починить вышедшую из строя деталь своими силами редко удается, как правило, она просто заменяется на новую.

Неполадки в электрической сети

Перед тем, как разобрать дрель, следует убедиться, что она отключена от сети. Любую разборку начинают с удаления крепежа. Затем откручиваем винты и саморезы, снимаем верхнюю часть изделия — в нижней части остаются все компоненты. Электрическая схема дрели довольна простая — здесь нет нужды отдельно описывать все элементы, все и так интуитивно понятно.

Естественно, что у моделей с электронными регулировками она гораздо сложнее, но и отремонтировать дрель с такими узлами самостоятельно вряд ли получится, лучше доверить это специалистам с сервисного центра.

Шнур подключения

Когда пропадает питание, стоит только изменить положение изделия — причина кроется в кабеле, скорее всего, переломился один из проводов. Надо отключить дрель от сети и проверить с помощью кабель мультиметра. Можно использовать простейший вариант — лампочка и батарейка в одной цепи.

Внимание! Дергать за шнур, когда дрель включена в сеть, категорически запрещается, во избежание короткого замыкания — придется перематывать обмотку электродвигателя.

После проверки можно сгибать его как угодно, чтобы найти место обрыва, затем часть кабеля обрезается, производится зачистка проводов и создание новых контактов для подключения. Когда обрыв произошел посредине кабеля, то его надо полностью менять на новый. Правда, экономные пользователи предпочитают соединять оборванные провода методом пайки с последующей надежной изоляцией места ремонта, но к такому проводу уже нет полного доверия.

Кнопка включения

Эта деталь имеет весьма простую конструкцию, но при возникновении неполадок будет препятствовать включению дрели. Работа ее простая: клавиша скользит в специальном блоке, и пальцем-толкателем замыкает контакты. От долгой эксплуатации внутрь блока набивается пыль, которая препятствует перемещению кнопки и блокирует ее, не давая замкнуть цепь контактов. Устраняется дефект просто — вскрыть и удалить пыль при помощи кисточки.

Важно! Никогда не пытайтесь смазывать скользящие поверхности кнопки — пыль смешивается со смазкой, и происходит выработка, в результате весь блок подлежит замене.


Чтобы произвести ремонт кнопки дрели, надо удалить боковую стенку, проверить целостность контактов. Когда образовался нагар — зачистить контакт мелкой наждачной бумагой. В случае обгорания контакта меняем весь блок.

Щетки ротора

Не все пользователи знают, что питание от сети на ротор передается с помощью щеток, сделанных из графита — при нормальной работе между ними и ротором происходит постоянное искрение. Бывают случаи, когда между якорем и щеткой набился пыж из пыли, а так как пыль является диэлектриком, то дрель работать не будет, пока мы не удалим пыль и не восстановим контакт.

При работе щетки постепенно уменьшаются, потому что стирается их нижняя часть. Периодически их необходимо осматривать и менять — это сделать несложно, только надо иметь в запасе новый комплект.

Когда вы заметили сильное искрение в районе щеток, а меняли их недавно, то происходить такое может из-за неполадок в роторе или его коллекторе.

Проверяем ротор

Для тщательной проверки аккуратно извлекают ротор из статора. Контакты могут быть обуглены или иметь окалину — надо прочистить их наждачкой строго по ходу вращения. Причиной появления окалины может быть длительная работа на предельных оборотах. Как проверить ротор на исправность? Прозвоните мультиметром соседние ламели — их сопротивление должно быть идентичным.

Не забудьте проверить обмотку — было ли замыкание с корпусом магнитопровода. В случае обнаружения пробоя, неисправную обмотку перематывают самостоятельно или относят в центр обслуживания.

Статор дрели

Визуальный осмотр необходимо делать периодически: при перегреве, когда изделие работало с максимальными нагрузками, мог расплавиться защитный лак и произойти межвитковое замыкание. Обмотка в этом случае перегорит, и электродвигатель к дальнейшей эксплуатации непригоден. Проверка делается аналогично, как и в случае с ротором — проверяем при помощи мультиметра обмотки. При обнаружении пробоя обмотка статора подлежит перемотке.

Ведущие производители ударных дрелей особое внимание уделяют защите проводов обмотки, потому что их изделия работают в особом режиме.

Механические повреждения

Почему устройство по-прежнему не функционирует, если вы все проверили и исключили поломки в электрической схеме дрели? Ответ может быть только один — нерабочее состояние изделия возникло из-за наличия механических неисправностей.

  1. Не работают подшипники. В смазку попадает пыль из-за прорыва сальника, поэтому они быстро изнашиваются и могут в какой-то момент заклинить. Устранить легко: подшипник промываем в керосине, меняем сальники, набиваем новую смазку, лучше специального состава для изделий с высокими оборотами вращения.
  2. Сломан редуктор — весьма серьезная поломка, нужны запасные шестерни, или придется заменить весь модуль. Устанавливать надо только этой же модели. Если дрель распространенной модификации, то в магазинах купить запасные части на нее не проблема.
  3. Еще одной из самых сложных неисправностей специалисты считают поломку деталей патрона.

При работе часто во внутреннюю часть патрона попадают отходы сверления, они смешиваются со смазкой, что заклинивает внутренние губки. Патрон необходимо разобрать, все детали промываются и смазываются перед сборкой. Если обнаружен предельный износ, то деталь надо заменить, при сильном износе основания или рукава следует менять весь блок.

Мы постарались рассказать обо всех отказах, встречающихся во время эксплуатации электродрелей. Помните, что самостоятельный ремонт всегда обходится намного дешевле покупки нового изделия.

Замена щеток на шуруповерте своими силами

Причиной того, что шуруповерт перестал работать, нередко бывает чрезмерный износ щеток его электродвигателя. Устранить такую неисправность несложно, но нужно минимальное знание двигателя постоянного тока. Начнем с определения, что такое щетки.

Щетки

Щетки электродвигателя – это контакты, через которые ток подается в обмотки ротора. Так как ротор предназначен для вращения, ток в его обмотки невозможно подавать через стационарное проводное соединение. Для этого служит коллекторно-щеточный узел (КЩУ). Коллектор состоит из медных пластин, закрепленных на изолированном участке вала якоря. С ними соединяются выводы роторных обмоток. Щетки крепятся вплотную к коллектору. При вращении ротора они скользят по пластинам коллектора. Через эти скользящие контакты в якорных обмотках поочередно идет ток. Возникающее от этого переменное магнитное поле и является силой, вращающей ротор.

Читайте также  Как разобрать двигатель от холодильника на медь?

Зная, как работает узел, питающий обмотки якоря, несложно догадаться, что его детали должны изнашиваться. Ротор является сложным в производстве и дорогим узлом. Поэтому, чтобы защитить от износа его коллектор, материал для изготовления щеток намеренно выбирают менее стойкий к истиранию. Иначе пришлось бы заменить не щетки, а якорь. Еще одним необходимым свойством щеток должна быть хорошая электропроводность. Лучше других этим условиям соответствует смесь порошка меди с графитом. Электромоторы с меньшей мощностью или более высоким, чем у шуруповерта, рабочим напряжением могут комплектоваться щетками из графита. А двигателю шуруповерта с низким рабочим напряжением и большими токами графит не подходит по причине слишком большого для него электрического сопротивления.

Диагностика

Не спешите разбирать шуруповерт, когда при нажатии на пусковую кнопку патрон не станет вращаться. Начните с простого – поменяйте аккумулятор заведомо исправным и полностью заряженным. Если изменений не произойдет, выньте аккумулятор, выверните из корпуса саморезы и разберите его. Мультиметром измерьте сопротивление между щетками. При износе не выше допустимого они будут иметь хороший контакт с коллектором, а прибор покажет сопротивление близкое к 0. Если показания больше похожи на разрыв цепи, чем на КЗ, постучите по держателям щеток ручкой отвертки и несколько раз проверните ротор двигателя рукой. Неизменность показаний тестера укажет на то, что контакт не восстановился, и инструмент требует ремонта. Сделать такую проверку проще, чем разобрать мотор, особенно не обслуживаемый. Нужно отметить, что симптомы обрыва обмоток якоря и износа щеток одинаковы. Но обрыв обмоток – событие крайне редкое, износ же встречается намного чаще.

Замена


На обслуживаемом двигателе все просто

  • Разберите корпус
  • Выньте изношенный комплект
  • Поставьте новый
  • Соберите корпус

Необслуживаемый моторчик отличается завальцовкой тыльных торцов держателей. Часто и крышка, на внутренней стороне которой они находятся, вставленная в корпус, крепится вальцеванием. Здесь процесс несколько сложнее.

  1. Пассатижами отогните развальцовку, удерживающую крышку
  2. На периметре крышки и корпуса наметьте по 3 равноудаленные друг от друга точки
  3. Выньте крышку
  4. Используя паяльный жир, припой и мощный паяльник облудите намеченные точки
  5. Перерезав многожильные проводки, замените изношенные щетки новыми
  6. Припаяйте к держателям проводки, идущие от них. После чего, чтобы не сломать медно – графитовые контакты при установке крышки, поочередно утопите их в держатели и закрепите каждый в этом положении ниткой, завязав ее бантиком
  7. Оставив концы ниток снаружи, установите крышку в корпус
  8. Восстановите контакт в КЩУ, развязав и вытянув нитки
  9. Припаяйте крышку к корпусу двигателя

О трудозатратах

Ремонт шуруповерта с обслуживаемым двигателем можно сделать относительно быстро. Чего не скажешь о восстановлении устройства, не подлежащего ремонту. Подумайте, может, за время, необходимое для ремонта, сможете заработать тем, что хорошо умеете делать, сумму, достаточную для покупки нового. Ведь не стоит учиться чему-то, чтобы сделать это всего 1 раз.

Инструменты

Перфоратор – незаменимый помощник при любых видах ремонтных работ. Но, как и все под этим солнцем, он то же не вечен. Рано или поздно приходится сталкиваться с его обслуживанием и ремонтом. И чем внимательнее Вы к нему отнесетесь – тем дольше он прослужит.

Например, у Вашего перфоратора упала мощность. О чем это может говорить? Ожидается ремонт инструмента или «пришло его время»? В большинстве случаев ничего страшного, скорее всего – просто пришло время заменить щетки в перфораторе.

Содержание

  1. Что такое щетка и для чего она нужна?
  2. Когда необходима замена?
  3. Замена щеток: своими руками или в сервисном центре?

Что такое щетки и для чего они нужны?

Щетка – часть электрической цепи включения электродвигателя, проводник тока на коллектор якоря. Поскольку якорь вращается, за счет электромагнитного поля, то неподвижного соединения, как в статоре, быть не может. Выход из ситуации реализовали при помощи кусочков графита, который скользит по пластинам коллектора, тем самым подавая ток на секционированную обмотку якоря. В свою очередь в обмотке последнего создается магнитное поле. По закону магнетизма противоположные полюса притягиваются, это и создает движение якоря. Как изображено ниже.

Но можно сказать, что это самое слабое место коллекторных электродвигателей, так как щетки в процессе работы стираются, а угольная пыль засоряет коллектор – это ведет к нарушению нормальной работы электродвигателя.

Само строение щетки очень простое: контактная клемма, провод от клеммы до рабочей поверхности щетки и пружинка, которая прижимает поверхность к пластине коллектора.

С назначением щетки разобрались, теперь рассмотрим их типы. Токосъёмные щетки бывают трех типов. На самом деле их больше – но в перфораторах их не применяют. Например, так называемые «генераторные» (медно – графитовые, медно — угольные) щетки.

В перфораторе встречаются щетки таких типов:

  • графитовые – долгий срок эксплуатации, но в силу твердости графита «притирка» не идеальна, а от этого страдает коллектор;
  • угольные щетки для перфоратора – хороший контакт с рабочей поверхностью коллектора, но малый срок эксплуатации;
  • угольно – графитовые щетки как альтернатива двух предыдущих типов.

Угольные щетки для перфоратора Bosch

Когда необходима замена?

Обычно ресурс работы щеток в бытовых перфораторах рассчитан, по заверениям производителя, на 70 – 120 часов работы. Но вряд ли владелец перфоратора будет вести учет времени работы инструментом. В этой связи следует заметить удобство такой функции как индикатор износа щетки для перфоратора Макита. Кроме того, есть инструмент с системой автоматического отключения при превышении износа.

Но даже если у Вас не столь топовая модель, есть признаки, по которым можно определить повышенный износ щеток. К ним относятся:

  • — повышенное искрение в области коллектора;
  • — существенная потеря мощности перфоратора, двигатель не развивает обороты на полную мощность.

Если нечто подобное наблюдается – самое время взглянуть на состояние щеток и коллектора.

Примечание. Обычно для долгого пользования инструментом щетки нуждаются в замене, когда их высота уменьшается от номинальной на 1/3 (около 8мм).

Если вынув щетки из щеткодержателя, Вы наблюдаете износ, в обязательном порядке меняются обе щетки, даже если износ не равномерен. При замене щеток настоятельно рекомендуется проводить чистку коллектора от графитовой пыли и нагара. Чистку коллектора можно произвести бензином (желательно для зажигалок, его качество выше) или этиловым спиртом. При замене щетки обязательно следует притереть к коллектору – это уменьшит электрическую дугу (искрение), что благотворно скажется как на коллекторе, так и на мощности двигателя. Притирка осуществляется мягкой наждачной бумагой, закрепленной на коллекторе. При вращении якоря наждачная бумага сглаживает неровности новых щеток.

Еще одним немаловажным нюансом при замене щеток, является степень твердости, как щеток, так и коллектора. Если поставить мягкие (угольные) щетки на жесткий коллектор – она быстро сотрется. Поэтому важно для замены использовать фирменные щетки от производителя инструмента.

При замене следует также обратить внимание и на сам узел щеткодержателя. Он состоит из профиля, прижимного устройства и контактной группы. При этом обращайте внимание на состояние пружины прижимного устройства, при подозрении в исправности и надежности – лучше заменить на новый. Благо стоит он не дорого. К примеру, если пружина ослаблена, это приведет к недостаточно плотному прилеганию к коллектору, что вызовет повышенное искрение. А это в свою очередь приводит к преждевременному износу пластин коллектора. А в случае если она соскочит – дел в электродвигателе успеет натворить на хороший ремонт инструмента.

Кстати, если искрит только одна щетка – возможно, сгорел статор. Это легко определить, важно иметь прибор для измерения сопротивления. У статора две обмотки, в среднем имеют сопротивление в 4 Ом каждая. Если сопротивление обеих обмоток одинаково – статор цел.

Сам процесс замены описывать не стоит, он легок и у большинства перфораторов конструкция предусматривает быструю и легкую замену щеток как у перфоратора Бош, или любого другого, как это видно на видео, приведенном в конце обзора. Ищите специальное окошко на корпусе, оно обычно закрыто пластиковой крышкой.

Замена щеток: своими руками или в сервисном центре?

Самый простой вариант – отнести к специалистам в сервисный центр, как то замена щеток перфоратора Hitachi, но не самый дешевый.

Достоинства замены в сервисном центре:

  • — качество, если в авторизованный СЦ;
  • — оригинальные щетки, так же если центр авторизован;
  • — сохранение гарантии на инструмент, если ее срок не истек;
  • — как правило, производится полный осмотр всех «жизненно» важных узлов инструмента с чисткой и смазкой.
Читайте также  Дисковая пила Бош или макита что лучше?

Есть и минусы: придется ждать и если это не гарантийные работы – заплатить. Кроме того, сервис не всегда близко…

Есть и другой путь – собственноручно. Например, замена щеток перфоратора Skil, это не сложно, но…

Примечание. «Попыток самостоятельного ремонта инструмента, вне уполномоченного сервисного центра. К безусловным признакам, которых относятся: сорванные гарантийные пломбы, заломы на шлицевых частях крепежных винтов, частей корпуса и т.п.» — выдержка из инструкции к перфоратору.

Если инструмент на гарантии, лучше отнесите в сервис. Вы можете все сделать правильно, но кто даст гарантию, что в перфораторе ничего не выйдет из строя? И придется ремонтировать за свои кровные. Но, это просто предостережение, для того чтобы не вскрывать инструмент до завершения гарантийного срока, обычно в качественных моделях при умеренной эксплуатации щетки требуют замены по истечении срока.

Какие же преимущества у замены своими руками:

  • — скорость, инструмент под рукой и готов к работе;
  • — дешевле, Вы экономите на услугах мастеров;
  • — Вы не ждете поломки инструмента, его состояние всегда под контролем, достаточно лишь заглянуть внутрь;
  • — повышение уровня мастерства, в том числе и по обслуживанию электроинструмента.

К минусам, пожалуй, следует отнести следующее:

  • — нет гарантий выполненной работы;
  • — может возникнуть проблема с оригинальными запчастями;
  • — страх что – то испортить, а это потеря нервных клеток.

На самом деле замена щеток легкая и быстрая процедура, к тому же, как правило, щетки для перфоратора идут вместе с инструментом.

Ремонт дрели своими руками

Список необходимых инструментов у каждого мастера отличается в зависимости от основного направления его деятельности и методов работы. Но есть такие инструменты, обойтись без которых практически невозможно. И дрель – один из них. Поэтому если этот инструмент выходит из строя, то починить его требуется, как правило, достаточно оперативно. И для этого вовсе не обязательно бежать в сервис, вполне реально осуществить ремонт дрели своими руками.

Безусловно, прежде чем браться за ремонт любого инструмента, стоит разобраться в его устройстве. Не стоит пугаться того, что бывают различные виды дрелей. Как правило, состоят они из одних и тех же частей.
Видимые части дрели – это корпус и патрон со сверлом. Внутри корпуса находится собственно механизм дрели, включающий электрическую и механическую части.

В свою очередь, для работы электрического механизма наиболее важной частью является электрический двигатель. Также в эту часть входят щеткодержатель с контактными щетками, кнопка для запуска дрели, механизм, позволяющий регулировать число оборотов дрели, реверс, конденсатор и кабель.
Если чуть подробней остановиться на устройстве электродвигателя, то он, как правило, двухфазный и в него входят ротор с коллектором и статор.

В механической части находятся подшипники и система редуктора. При помощи редуктора передается элемент вращения от электродвигателя к валу. Тут стоит упомянуть, что если вы счастливый обладатель перфоратора, там механическая часть несколько сложней. Чтобы обеспечить не только вращение, но и ударное движение, в нем предусмотрено наличие шестеренок, тарана и бойка.

С конструкцией разобрались, теперь можно перейти к видам поломок дрели.

Электрические неисправности

Первая и наиболее явная поломка – это когда не работает электродвигатель при включении. Как проверить, действительно ли это барахлит двигатель? Вы можете легко повернуть патрон, а дрель не работает – первый признак. Вы не можете отрегулировать скорость – второй. Дрель искрит, есть посторонние шумы или временные перебои при ее работе – это третий признак, что с двигателем что-то не так.

Замена контактных щеток

Чаще всего «что-то не так» — это износ контактных щеток. Когда они стачиваются больше, чем на сорок процентов, то возникает перебой и летят искры. Если же износ еще больше, то двигатель просто перестанет работать.

Но перед их заменой, конечно, следует проверить, какая составляющая является причиной поломки. Для этого следует использовать тестер, которым проверяется питающий кабель. Также важно проверить исправность кнопки пуска и конденсатора. Кроме того, важно осмотреть обмотки электродвигателя на предмет целостности.
Итак, мы все осмотрели и пришли к выводу – это все-таки щетки виноваты в неисправности. В этом случае нужно провести их замену. Очень важно, чтобы новые щетки были точно такого же размера, формы и модели, что и предыдущие.

Чаще всего в дрели подобраться к щеткам несложно, хотя есть и такие модели, в которых вам придется разобрать корпус полностью.

После того как вы достали старые щетки, нужно произвести замену на новые. Для этого их следует закрепить так, чтобы они хорошо держались в щеткодержателе, а также закрепить плотно провод, подводящий питание. Перед сборкой корпуса нужно убедиться, что щетки и коллектор якоря находятся в контакте, а также в том, что пружина действует исправно.

Неисправность электродвигателя

Еще один популярный вид поломки – это неисправность собственно электродвигателя. Чаще всего возникает из-за того, что повреждаются статор или якорь в части обмотки. Причиной поломки может быть, как заводской брак, так и неправильное использование дрели, к которому относится слишком долгое время непрерывной работы, сверхнагрузки на дрель.

Пробои обмотки чаще всего видно невооруженным глазом. Если же визуально вы определить место пробоя не можете, можно использовать для этих целей тестер или мегаомметр. При этом обмотка может быть повреждена тремя способами, может замкнуть, случиться пробой или просто оборваться провод. Если повреждение касается якоря или статора, то не стоит производить их ремонт своими силами.

Если требуется заменить какой-то элемент двигателя, то для этого нужно аккуратно разобрать корпус, важно правильно отсоединить контакты щеток и провод питания. После этого сам двигатель достается и производится замена сломанной детали.

Проверка элементов электрической части

Еще один популярный вид поломки – это неисправная работа кнопки-выключателя, обыкновенно отвечающей и за регулирование скорости вращения. На первом этапе проводится проверка, есть напряжение. В случае его отсутствия кнопка снимается и осматривается на предмет, не залипли ли или не подгорели ли контакты.

Проводится протирка и зачистка контактов и их повторное подключение. Если же нарушен контакт с питающим проводом, то проводится припаивание провода. Если после этих манипуляций кнопка не работает, ее придется сменить на новую.

Аналогичным же образом проверяется реверс вращения, если там возникает неисправность. Дополнительно проводится проверка проводов, соединяющих его с щетками и статором.

Механические поломки

Еще одна из частых причин поломки является неисправность в редукторе или подшипниках. Проявляется она чаще всего таким образом, что у вашей дрели заклинивает патрон или раздается при работе скрежет, хотя слышно, что двигатель работает. В этом случае проводится замена подшипников (чаще всего выходит из строя опорный подшипник). Для решения о замене достаточно визуального осмотра на предмет целостности шестеренок по всему диаметру.

Проверка подшипников проводится при проворачивании вала. Если вал движется с трудом, то для устранения неисправности может быть вполне достаточно обычной смазки. Если и после этого подшипник вращается с трудом, проводится его замена.


Случается и такое, что неисправен патрон. В этом случае вы не можете извлечь сверло. Наиболее частая причина этого в том, что из-за попадания пыли и стружки металла изнашивается зубчатое соединение. Тут уже ничего сделать нельзя, следует заменить патрон.

Почему искрит дрель

Почему искрит дрель

Причины сильного искрения и способы их устранения

Теперь перейдем к сильному искрению. Оно возникает в основном по следующим причинам:

  1. загрязнение контактов коллектора нагаром
  2. попадание графитовой пыли между контактами коллектора
  3. межвитковое замыкание в обмотке якоря

Пройдемся по каждому пункту отдельно.

1) Загрязнение нагаром получается в результате перегрева двигателя. Наличие нагара приводит к еще большему трению, что ведет к еще более быстрому перегреванию и еще большему образованию нагара. Что очень быстро приводит к поломке.

Излишнее искрение же здесь получается из-за того, что нагар образует дополнительное сопротивление, при котором искра при разрыве получается более крупной и мощной.

В общем нагар следует незамедлительно удалить.

Делается это нулевой наждачной бумагой. То есть надо извлечь коллектор вместе с якорем и аккуратно его зачистить. В идеале желательно проводить зачистку на токарном станке, чтобы не нарушить правильность окружности. Но, как правило, такой возможности нет, поэтому можно обойтись и ручной зачисткой. Главное при этом не переусердствовать.

2) При работе дрели щетки стираются, из-за чего образуется графитовая пыль. Она запросто может скапливаться между контактами коллектора и приводить к замыканиям между ними, так как она является проводником электричества и имеет свое сопротивление. Из-за этого ток распределяется неравномерно, что приводит к возникновению крупных искр в некоторых местах.

У исправной дрели стирание происходит довольно медленно, поэтому графитовая пыль почти не скапливается. Соответсвенно ее накопление сигнализирует о том, что щетки при работе занимают неправильное положение. Обычно такое бывает, когда они стоят не вплотную в своем пазе, а, наоборот, имеют некоторый люфт.

Читайте также  Можно ли пилить плитку болгаркой?

Часто такое происходит при замене щеток, когда их подбирают не совсем подходящими по размеру. Поэтому при замене этому моменту следует уделять пристальное внимание.

Ремонт такой неисправности осуществляется путем удаления пыли каким-либо заостренным инструментом и замены щеток на более подходящие по размеру.

3) В случае возникновения межвиткового замыкания в якоре, ток поступает в большем значении на одни контакты и в меньшем на другие. Из-за этого в некоторых местах проходит ток большего значения, чем нужно, в результате чего образуются крупные искры.

Выявлением такого замыкания нужно заниматься, когда два предыдущих пункта не дали особого эффекта. Оно производится на специальном приборе, который создает переменное магнитное поле. При помещении в это поле якоря он начинает дребезжать, так как в нем появляются наведенные токи.

Такой прибор некоторые изготавливают сами из силового трансформатора, в сердечнике которого делается вырез, куда и помещается якорь.

Если причина оказалась в межвитковом замыкании, то нужно перемотать обмотку либо полностью заменить якорь.

Таковы причины возникновения чрезмерного искрения на щетках дрели. Помните, если ничего с этим не делать, то, скорее всего, двигатель в скором времени сломается. Поэтому не ленитесь и проделай указанные в статье рекомендации.

Причины

В обмотках ротора возникают переходные процессы вследствие прерывистого механического контакта щеток с пластинами коллектора, что является причиной образования мелких дуг.

Важно: полностью исправный двигатель не исключает искрение при работе. Существуют другие причины, вызывающие сильное искрение и создающие вероятность поломки электродвигателя.

Износ щеток

При длительной эксплуатации или некачественного материала щеток, они перестают плотно прижиматься к контактам коллектора. Из-за плохого контакта двигатель не набирает обороты или не сразу запускается. Изношенную щетку легко определить визуально.

Исправить ситуацию, заменив только изношенную деталь, иногда не удается. Следует сделать замену щеткодержателя и пружины.

Замыкание в обмотке якоря

Следствие такого дефекта – неравномерное искрение на коллекторе. На одних пластинах оно будет сильнее, чем на других. Из-за наличия межвиткового замыкания ток в отдельных секциях обмотки ротора будет сильнее, чем в других.

Перемотка ротора или его замена устранят неисправность.

Неисправность в обмотке статора

Дефект, аналогичный замыканию обмотки ротора, имеет место для обмотки статора. Проверить наличие можно замером сопротивления частей его обмоток. При сильном различии необходимо перемотать обмотку или заменить.

Загрязнение

Продукт износа щеток – графитовая пыль, она дополнительный источник повышенного искрообразования. Скопление пыли происходит между пластинами, что создает добавочные условия к процессу образования искр. Профилактические работы по чистке коллектора наждачной бумагой и уборка грязи между пластинами сохранят его в чистом виде.

Неправильно установлены щетки

Если щетки расположены с отклонением от нормы к поверхности коллектора, во время работы образуется значительно большее количество графитовой пыли. Сместившиеся щетки необходимо поправлять.

Плохой контакт щеток с коллектором

Электродвигатель часть эксплуатационного времени проводит в режиме перегрева. В таких условиях на коллекторе образуется нагар. Плохой контакт приводит к увеличению искрообразования щеток и еще большему нагару.

Нужно наждачной бумагой с мелким зерном зачистить поверхность коллектора. Для увеличения эффекта зачистки используйте шуруповерт. В патрон зажать ротор двигателя и на малых оборотах выполнить шкуркой зачистку от нагара. После нужно окончательно заполировать его на войлочном круге.

Механические нарушения

Механические причины вызваны несоблюдением требований конструкторско-технологической документации. Большая часть механических причин устраняется проточкой коллектора на токарном станке. Выполнение этой ремонтной операции доверяют квалифицированному специалисту. Вот некоторые виды неисправностей, которые могут указать на поломку:

  1. Поверхность коллектора имеет неровности;
  2. Биение вала превышает значение, указанное в технической документации;
  3. Отдельные коллекторные пластины выступают за общий для всех уровень;
  4. Выступ изоляции (слюды);
  5. Щетки в щеткодержателях двигаются с заклиниванием;
  6. Наоборот, щетки вставлены в щеткодержатели с большим зазором, что создает вибрацию при работе;
  7. Щеткодержатели установлены далеко от коллектора;
  8. Неравномерное натяжение пружин, как следствие разница в усилии поджатия щеток.

Что делать, если искрит дрель

Если вы в быту или по работе пользуетесь дрелью или перфоратором, то наверняка сталкивались с таким явлением, как искрение в районе коллекторно-щеточного узла, — там, где всегда имеются вентиляционные отверстия. Но что же делать, если дрель сильно искрит? Что значит это явление, каковы его причины, и как от него избавиться?

О причинах искрения и о путях избавления от него и пойдет речь в данной статье. Мы рассмотрим главные причины искрения, а также предложим несложные типовые методы устранения этих причин.

Дрели и перфораторы, как правило, имеют в качестве привода ротор коллекторного двигателя, статор которого является частью корпуса всего устройства дрели или перфоратора.

Не удивительно, что в таких условиях коллекторный двигатель оказывается весьма уязвимым, тем более, что имеются нагруженные трущиеся части, подверженные износу: щетки трутся о ламели (медные пластинки) коллектора, а через вентиляционные отверстия на столь важный узел так или иначе попадает грязь.

Между тем, причины искрения могут быть различными, но в любом случае, если дрель сверх всякой меры искрит, значит ей требуется скорейший ремонт.

Стоит отметить, что умеренное искрение — нормальное сопутствующее явление при работе любого высокоскоростного коллекторного двигателя, ведь практически коллекторно-щеточный узел является механическим коммутатором, который работает под высоким напряжением с нелинейной нагрузкой, именно по этой причине в данном узле всегда время от времени проскакивают искорки. Для защиты сети от высокочастотных помех, вызываемых работой щеток, во входной цепи дрели имеется конденсатор.

Если же искрение ярко выражено, если имеется запах гари, или при нажатии на кнопку дрель не всегда срабатывает, а только при приложении дополнительной силы, значит имеет место серьезная неисправность, которую нужно устранять.

Дрель искрит, не развивает полную мощность, нестабильно включается

Проверьте степень изношенности щеток следующим образом. Используя отвертку с диэлектрической ручкой прижмите щетки по очереди к коллектору. Нажмите кнопку пуска, и прижимайте щетку к коллектору. Если имеется ощутимое «хождение» щеток, когда вы нажимаете на них отверткой, и во время прижима щетки дрель начинает выдавать полную мощность, значит дело в изношенных щетках.

Замените щетки на новые, желательно вместе с держателями, чтобы держатели и щетки нормально взаимодействовали. Когда искрение только начинает ярко себя проявлять, проведите диагностику щеток, и в случае необходимости позаботьтесь заранее о покупке новых. Почернение на ламелях коллектора — явный признак изношенности щеток.

С щетками все в порядке, но искрение и запах гари присутствуют

Скорее всего ламели коллектора и пространство между ними сильно загрязнились. Необходимо почистить коллектор. Возьмите самую мелкую наждачную бумагу нулевку и почистите коллектор. Если есть возможность зажать ротор (якорь) в токарном станке и вращать его для более эффективной чистки наждачной бумагой — лучше всего воспользоваться такой возможностью.

Если токарного станка под рукой нет, то проведите чистку ламелей вручную. Пространство между ламелями не проводящее, и диэлектрические прокладки могли также загрязниться металлической пылью, поэтому уделите внимание и этим местам — прочистите прокладки между ламелями, воспользовавшись ножом или резаком.

Вся процедура чистки коллектора лучше всего выполняется, конечно, при помощи токарного станка или хотя бы при помощи другой дрели или шуруповерта, куда можно зажать ротор ремонтируемой дрели и вращать его на небольшой скорости в процессе чистки, прижимая наждачную бумагу к коллектору.

Искрение сопровождается перегревом инструмента

Обмотки якоря и статора должны быть полностью целыми. А сильное искрение сопровождаемое перегревом может как раз оказаться симптомом неисправности в обмотках якоря или статора. Дело в том, что производители недоброкачественного инструмента могли сэкономить на проводе с качественной изоляцией, и эта изоляция в конце концов и подвела.

Возможно в обмотке якоря произошло внутреннее межвитковое замыкание. Проверьте обмотки якоря омметром, прозвонив между каждыми двумя противоположными ламелями каждую из его обмоток, сопротивления всех обмоток якоря должны быть равны между собой.

Проверьте омметром и обмотку статора — ее сопротивление должно соответствовать документации производителя, в противном случае обмотка неисправна, и есть риск того, что она скоро полностью перегорит. В случае целесообразности необходимо неисправную обмотку перемотать, в противном случае — купить новую дрель.

Дрель стартует нестабильно, работает со сбоями

Проверьте, не перетерлись ли провода питания, они могут быть перетерты, и дрель от этого может срабатывать нестабильно. Воспользуйтесь омметром — прозвоните провода питания до самой клавиши пуска, подергайте их во время проверки, не меняется ли сопротивление хотя бы одного из них при этом. Проверьте попутно целостность конденсатора на входе, если он там есть. Данный конденсатор защищает сеть от помех, вызываемых работой щеток.

В заключении отметим, что если вы пользуетесь именно бытовой дрелью, а не мощным промышленным перфоратором, то не нужно в процессе работы насильно пытаться загонять сверло в поверхность, которую сверлите. Пользуйтесь качественными сверлами, не перегружайте дрель зря. При перегрузке инструмента даже качественные его части могут перегореть. Нужна большая мощность — приобретите дрель помощнее в соответствии с вашими потребностями.