Что такое диафильм и как его делать?

Проект «Диафильм своими руками»
проект

Использование в своей практике метода создания диафильма как средства развития коммуникативных навыков очень актуален на современном этапе.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_diafilm.docx 111.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103 «Умка» г. Волжского Волгоградской области»

в подготовительной группе № 6 «Семицветики»

Воспитатель: Л.И. Назаренко.

Название проекта: «Диафильм своими руками».

Тип проекта: познавательно-творческий.

По числу участников: групповой.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели).

Актуальность проекта: ФГОСы требуют от педагогов нового деятельностного подхода к воспитанию и обучению дошкольников, т. к. «Деятельность развивает навыки в продуктивной, коммуникативной, познавательной, музыкально-художественной деятельности; помогает осваивать содержание разных образовательных областей». Известный психолог В. В. Давыдов говорит: «Творческое, преобразующее начало должно обязательно присутствовать в обучении детей». Также В. В. Гербова подчеркивает: «Педагогический процесс должен рассматриваться как творческое взаимодействие взрослых и детей, детей друг с другом». Поэтому я считаю, что использование в своей практике метода создания диафильмов как средства развития коммуникативных навыков очень актуален на современном этапе.

Цель проекта: формирование представления о создании диафильма, от идеи до ее воплощения.

Задачи проекта: Образовательные: — познакомить детей с этапами создания диафильма ; — познакомить с работой диапроектора; — познакомить с этапами создания диафильма своими руками с помощью компьютера.

Развивающие: — развивать творческое мышление и воображение; — развивать внимание и логическое мышление, умение действовать последовательно; — развивать художественные навыки и умения; — формировать навыки связной речи.

Воспитывающие: — воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве; — воспитывать ответственное отношение к своей работе.

Проблема: Для успешной подготовки ребенка к школе, включена задача по формированию связной, выразительной речи, однако традиционные приемы и методы (вопросы, образцы рассказов) не всегда приводят к положительному результату. Качество детских рассказов у многих остается низкое. Детям неинтересно сидеть и слушать однообразные и скучные рассказы. У дошкольников не развивается самостоятельность, творчество.

Гипотеза: Проблему в развитии связной речи можно решить с помощью метода, который бы активизировал творческую коммуникативную деятельность детей, их самостоятельность, т. е через создание диафильмов.

Ожидаемый результат: — у детей повысился уровень познавательной и творческой активности: усилилась их самостоятельность, инициативность, активность, уверенность в своих силах, дети стали лучше планировать свои действия; — дети имеют представление о том, как создать диафильм; — усилился интерес родителей воспитанников к жизни детей в группе детского сада, их желание участвовать в совместной деятельности; — расширилось образовательное пространство детского сада благодаря: организации работы с детьми по созданию диафильма, появлению у детей и педагогов опыта организации показа и презентации диафильма; — педагог осуществил инновационную деятельность, повысил свой профессиональный уровень; — в результате совместной деятельности создан диафильм «Самый лучший папа», презентация «Диафильм своими руками».

Продукт проекта: Диафильм «Самый лучший папа», показ диафильма в младших группах детского сада, презентация для детей и взрослых «Диафильм своими руками».

Основополагающий вопрос проекта: как создать диафильм своими руками?

Проблемные вопросы проекты: — Что такое диафильм? — Какие бывают диафильмы? — Что нужно, чтобы создать диафильм? — Как можно показывать диафильмы?

Образовательные области проекта: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие.

Этапы реализации проекта:

1 этап проекта – подготовительный Обращение к опыту детей, с целью выявить представления о диафильмах (модель трех вопросов). Беседа – рассказ для детей «Что такое диафильм?». Просмотр фрагментов диафильмов и отражение любимого сказочного героя в рисунке. Консультация для родителей по данной теме.

2 этап проекта — основной : Игра в диапроектор (знакомство с работой диапроектора, этапами создания диафильма через игровую ситуацию); организация сюжетно-ролевой игры «Студия диафильмов «Семицветики» (создание диафильма своими руками).

3 этап проекта — итоговый: показ диафильма перед детьми других групп, родителями и педагогами.

Проект «Диафильм своими руками» с детьми подготовительной группы

Елена Рычкова
Проект «Диафильм своими руками» с детьми подготовительной группы

Разрешите представить Вам проект «Диафильм своими руками». В рамках этого проекта мы смогли создать собственный диафильм по сказке «Гуси-лебеди».В нем дети проявляли творчество, интерес, самостоятельность, упражнялись в актерском мастерстве и публичном выступлении. Надеемся,что наш проект Вас заинтересует и будет полезным для Вас.

Презентация проекта «Диафильм своими руками».

Тип проекта: краткосрочный

Участники проекта:

Дети подготовительной группы;

Цель:

Вызвать у детей интерес к созданию диафильмов и создать собственный диафильм.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить детей с этапами создания диафильма.

Развивающие:

• Формировать навыки связной речи.

Способствовать развитию диалогической речи и умения публичного выступления

• Формировать художественные навыки и умения.

Воспитывающие:

• Воспитать интерес, внимание и последовательность в процесс создания диафильма.

Актуальность проекта:

Новые ФГОСы требуют от педагогов нового деятельностного подхода к воспитанию и обучению дошкольников, т. к. «Деятельность развивает навыки в продуктивной, коммуникативной,познавательной, музыкально-художественной деятельности; помогает

осваивать содержание разных образовательных областей». Известный психолог В. В. Давыдов говорит:«Творческое, преобразующее начало должно обязательно присутствовать в обучении детей».Также В. В. Гербова подчеркивает:«Педагогический процесс должен рассматриваться как творческое взаимодействие взрослых и детей, детей друг с другом».Поэтому мы считаем, что использование в своей практике метода создания диафильмов как средства развития коммуникативных навыков очень актуален на современном этапе.

Проблема:

Для успешной подготовки ребенка к школе включена задача по формированию связной, выразительной речи, однако традиционные приемы и методы (вопросы, образцы рассказов) не всегда приводят к положительному результату.

Качество детских рассказов у многих остается низкое. Детям неинтересно сидеть и слушать однообразные и скучные рассказы. У дошкольников не развивается самостоятельность, творчество.

Гипотеза:

Проблему в развитии связной речи можно решить с помощью метода, который бы активизировал творческую коммуникативную деятельность детей, их самостоятельность, т. е через создание диафильмов.

Предполагаемый результат:

В результате совместной деятельности воспитателя с детьми в рамках данного проекта, у детей активизируются коммуникативные навыки, творческий и познавательный интерес.

Продукт проекта:

Диафильм и показ диафильма в младших группах детского сада.

Первый этап проекта: подготовительный

Обращение к опыту детей.

Цель: выявить представления детей о диафильмах.

Что мы знаем и умеем?

Что мы хотим узнать?

Что будем для этого делать?

2 этап основной:

1. Чтение сказки «Гуси –лебеди».

2. После прослушивания и обсуждения сказки, детям предлагается нарисовать понравившийся эпизод. Важно,чтобы воспитатель обеспечил разнообразие рисунков и сохранение всех эпизодов сказки.

3. Из выполненных рисунков при помощи скотча составляется диафильм.

4. В дальнейшем составленный детьми диафильм стал элементом развивающей среды и использовался для упражнения детей в пересказе.

5. Из рисунков создается презентация (собственно диафильм)

3 этап — итоговый: показ диафильма перед детьми других групп или родителями.

Эффективность работы:

Детские диафильмы — хорошее пособие для упражнения детей в творческом рассказывании.

Дети самостоятельно озвучивали диафильм друг с другом.

Озвучивание диафильмов стало традиционным компонентом в развитии речи детей и упражняло в диалогической речи и в публичном выступлении условиях развивающей среды.

Составление диафильмов предполагает включение творческой деятельности родителей.

Перспектива проекта:

1. Коллективно придумать новый сюжет, новых героев сказки, установить логику событий и передать содержание сочиненной сказки в диафильме.

2. Индивидуальные диафильмы: ребенок может самостоятельно придумать новый сюжет и изобразить его.

Желаем успеха!

«Красота зимы». Украшение группы своими руками с детьми подготовительной группы Зима — самое холодное время года, пора трескучих морозов и снежных метелей. Но для многих детей зима — это любимое время года. Ожидание.

Анемометры сделанные своими руками (для детей подготовительной группы) Опыт «Ложечный анемометр» Для опыта нужны : взрослый помощник; чайная ложка; отвертка; проволока; большой винт; лист фанеры размером примерно.

Мастер-класс как сделать подарок к 8 Марта своими руками с детьми дошкольного возраста Видео Доброго всем времени суток, Меня зовут Марина. Я увлекаюсь Свит-дизайном Что же это такое? Свит-дизайн (от англ. sweet — сладкий, сласти).

Мастер-класс. Поздравительная открытка своими руками с детьми младшей группы к празднику 8 Марта Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки с детьми младшей группы к празднику 8 Марта. Для изготовления.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми 6–7 лет «Краски своими руками» Методическая разработка «Познавательно- исследовательская деятельность с детьми 6-7 лет» «Краски своими руками». Цель. Вызвать у детей.

Мультфильм по ОБЖ «Путешествие колобка». Результат познавательно-творческого проекта «Снимаем мультфильм своими руками» Видео Добрый вечер дорогие коллеги! Сегодня я хочу поделиться результатом реализации детско-взрослого проекта «Снимаем мультфильм своими руками.

Оформление группы своими руками Каждая группа в нашем детском саду имеет свое название. Наша группа называется «Красная шапочка. » Вот так я оформила стенд информации для.

Оформление группы своими руками Для уголка природы изготовили календарь природы-облако из потолочных плит с набором карточек для изменения дня, месяца, природными явлениями,.

Оформление группы своими руками Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется сделать уютным и теплым.

Программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительной группы «Кукла своими руками» Пояснительная записка «Без неё, без куклы, Мир бы рассыпался, развалился, И дети перестали бы походить на родителей, И народ бы рассеялся.

Что такое диафильм и как его делать?

Недавно я нашел в чулане диапроектор и коробку с диафильмами, которые много лет назад засунул на самую дальнюю полку. Увидев эти коробки, я тут же вспомнил, как в детстве с друзьями мы любили смотреть диафильмы, и удовольствие было не меньше, чем от просмотра мультфильмов по телевизору. Я сообщил сыну, что сегодня мы дома устроим настоящий кинотеатр. И стал готовиться к показу.

Но к моему разочарованию, все диафильмы, кроме двух, настолько поблекли, что разглядеть что-либо было очень сложно. Нормальную контрастность и цветность сохранили только два диафильма — «Ёлка в Сокольниках» (про Ленина) и «Хрюн на ёлке». Фотопленка на этих диафильмах была с зеленым оттенком (а не с коричневым, как на остальных). Видимо, состав эмульсии или реактивов на «зеленой» пленке оказался более устойчивым к воздействию времени.

В коробке с диафильмами лежал еще один артефакт — самодельный диафильм про ковбоев, нарисованный синей ручкой на прозрачном целлофане. Я нарисовал его в школе, где-то во втором-третьем классе. И глядя на него, мне пришла в голову мысль — а почему бы не сделать самодельный диафильм, но с использованием современных технологий? Сейчас у каждого дома есть компьютер, а бытовой лазерный принтер способен выдавать разрешение 1200 dpi. Этого вполне достаточно, чтобы разместить на кадре размером 22×17 мм картинку размером 1050×800 точек! А фотопленку может успешно заменить пленка для черно-белых лазерных принтеров, которая продается в компьютерных магазинах.

Да, диафильм будет черно-белый, но разве это недостаток, если процесс создания — это чистое творчество, близкое к киноискусству и мультипликации? И после недели размышлений «получится — не получится», я решился на эксперимент.

Вначале я выяснил стандартные размеры кадра, измерив их на первом попавшемся диафильме.

Так как лист прозрачной пленки имеет размер А4 (210×297 мм), то выходит, что по высоте на листе поместится 14 кадров и останутся небольшие поля про запас. Я решил для первого раза не делать длинный диафильм в стандартные 50 кадров, чтобы не тратить время на выяснение, как лучше склеивать пленку. (Где-то нашел совет клеить ацетоном, пока не пробовал). В общем, на все про всё у меня было 14 кадров.

Прикинув в голове сюжет, и нарисовав примерную раскадровку с подписями, я за три вечера нарисовал весь диафильм. Рисовал в программе Inkscape 0.47, так как изначально решил, что диафильм будет «открытый», чтобы каждый мог его скопировать и делать с ним что заблагорассудится. Соответсвенно, векторный формат должен быть тоже открытым — а это на сегодняшный день формат SVG, который является «родным» форматом для программы Inkscape.

После того, как диафильм был нарисован, я начал пытаться его напечатать в максимальном качестве. Все эксперименты делал на обычной белой бумаге. Печать проводил на принтере HP Laser Jet 1020.

Тут же выяснилось, что подсистема печати в Inkscape никуда не годится. Некоторые линии почему-то печатались с явным размытием, мелкие детали не пропечатывались, все выглядело даже без увеличения просто ужасно.

Тогда я попытался распечатать растровую картинку. В Inkscape сохранил диафильм в виде PNG файла с разрешением 1200 dpi (получилась картинка размером 1654×12567 пикселей), и попытался напечатать её. Результат тоже был неудовлетворительный, так как принтер пытается передавать оттенки серого с помощью сетки точек, регулируя размер точек. Это называется линиатурой. Шаг этой сетки на моем принтере — около четверти миллиметра. То есть, принтер дает разрешение линиатуры 90-100 lpi. Таким образом, все тонкие линии, которые были на границе всех объектов просто исчезли. Это произошло потому, что в конечном итоге принтер пытается передать оттенки серого с разрешением 90-100 lpi, для чего апроксимирует оттенок серого на квадрате 0,25×0,25 мм, в который попадает область примерно в 12×12 точек растра. Учитывая, что толщина черных контурных линий была около трех точек, становится понятно, почему контуры небыло видно.

Стало ясно, что необходимо напечатать картинку так, чтобы контурные линии передавались в принтер в виде векторов, ну а оттенки серого пусть печатаются грубой линеатурой. Эта линеатура даст на конечной картинке текстуру из точек, что меня вполне устраивает.

Я решил переконвертировать картинку в PostScript формат, и напрямую загнать его на принтер. Но выяснилось, что в бытовых принтерах Hewlett Packard не поддерживается PostScript, вместо него используется собственный формат PCL.

Тогда я решил переконвертировать диафильм в формат PDF, в надежде, что программа просмотра/печати PDF будет однозначно отправлять на принтер векторные данные. И оказался прав! Правда, контурные линии были раза в два-три толще, чем требуется (хотя в просмотрщике PDF отображались тонкими). Заодно, при конвертации некоторые элементы исчезли, некоторые элементы некрасиво сдвинулись, потерялась градиентная заливка. Но главное, что верный путь был нащупан. Я попробовал печать в разных просмотрщиках PDF — от Acrobat Reader до Evince, печатал в разных операционных системах — и в Windows, и в Linux. Более правильную картинку дал Acrobat Reader под Windows.

Таким образом, если программа просмотра PDF давала приемлемую картинку на печать, то мне нужно было найти такую программу для векторного рисования, подсистема печати которой так же отправляет на принтер векторые данные, но с правильным учетом толщины линии.

Не буду утомлять читателя подробностями поиска такой программы. Скажу сразу, что ей оказалась многими заслуженно любимая программа Xara Xtreme Pro 5. Именно она способна напечатать достаточно тонкие контурные линии, находящиеся на границах областей, залитых серым цветом. Полностью рабочую пробную версию (30 дней) можно совершенно легально взять на офицальном сайте: http://downloads.xara.com/downloads/software/xaraxtremepro5dl.exe.

С помощью программы UniConvertor я переконвертировал формат SVG в AI, который понимает XARA. Подчистил огрехи, которые возникли в результате конвертирования. После чего из XARA напечатал пробу на обычной бумаге, и понял что результат тот, который я и ожидал. Во всяком случае, большего из моего принтера выжать было нельзя.

Далее я засунул в принтер лист прозрачной плёнки Lomond 100 mcm (плёнка для чёрно-белых лазерных принтеров прозрачная односторонняя), и напечатал диафильм. Картинка на плёнке кажется более бледной, чем на белой бумаге, так и должно быть. Затем ножницами вырезал полосу с диафильмом.

Наверно, резать надо было резаком под металлическую линейку, чтоб края были поровнее, но, впринципе, ровность края некритична.

Для просмотра диафильмов я использую фильмоскоп «Экран», изготовленный ленинградским производственным объединением «Луч». Фильмоскоп изготовлен в 1977 году, партия 35000 штук. Лампа родная.

Проецирование происходит на дверь, покрашенную белой масляной краской. По-хорошему, конечно нужно использовать глаженную белую простынь или специальный экран. Фильмоскоп установлен на расстоянии чуть больше двух метров от импровизированного экрана.

Картинка меня даже порадовала. Я ожидал, что будет хуже. Разрешения 1200 dpi вполне достаточно, чтобы отрисовывать картинку на такой маленькой площади, которую имеет кадр диафильма. Лесенки и пикселизации линий на увеличенном диапроектором изображении практически не видно.

В общем, затея получилась, и можно констатировать, что с помощью компьютера и бытового принтера любой человек может легко сделать диафильм в домашних условиях. А если где-нибудь у знакомых (например, в конструкторских бюро) есть цветной лазерный принтер, то можно напечатать и цветной диафильм.

Зачем это нужно

У многих, наверное, возникнет вопрос — зачем вообще нужно заморачиваться с пленкой и фильмоскопом, когда нет недостатка в мультиках, а показывать самодельные диафильмы можно и на плазменном телевизоре?

Отвечаю. Показ диафильмов через фильмоскоп — очень важный этап в понимании окружающего мира ребенком. Ребенок должен знать, что создать изображение на стене можно с помощью лампочки, линзы и пленки. И все эти предметы ребенок должен иметь возможность увидеть и пощупать. Если вы доверите ребенку самостоятельно зарядить фильмоскоп, навести резкозть и крутить ручку перемотки — можно гарантировать, что в будующем он будет прекрасно разбираться в оптике и фотографии, и знать, что на самом деле всё просто. И когда в школьных учебниках он будет видеть описания опытов со светом, он будет представлять себе такие опыты более предметно, чем дети, ни разу не видившие диафильмов.

Фильмоскоп может дать понимание, что окружающие предметы, сделанные людьми, в своей основе имеют простые принципы работы, и познаваемы человеком. А «как показывает» плазменный телевизор ребенок никогда не поймет, потому что не понимает главного — откуда берется изображение. То, что оно хранится на жестком диске компьютера в виде байтов, и видеоданные по проводу перебегают в телевизор, который их показывает — ни о чем не говорит, так как слишком сложно понять — что такое «видеоданные»? Как они хранятся? Эти принципы работы лежат за гранью детского понимания. А как только сложность слишком высока, ребенок перестает интересоваться предметом. И начинает использовать предмет, не думая о его устройстве — то есть, потреблять.

Как бы пафосно это не звучало, фильмоскоп способствует развитию человека-творца. У плазменного же телевизора больше шансов поспособствовать развитию человека-потребителя.

Диафильм «Мышка и сыр». Сюжет построен по канонам дуализма, и пропитан размышлениями о характерах героев. С одной стороны, мышка поступает нехорошо, возжелав чужой сыр. С другой стороны — она храбрая и сметливая особа, сумевшая использовать зло себе во благо. Образ зла в виде кота, служащего невидимому хозяину, не оставит равнодушным ни одного эстетствующего критика.

Что такое диафильм и как его делать?

  • Диафильмы [6085]
    • Озвученные диафильмы [18]
    • Сказки [1260]
    • Мультфильмы [53]
    • Стихи и басни [334]
    • Повести и рассказы [902]
    • Образовательные и учебные [2176]
    • Исторические и документальные [1412]
    • Диафильмы на других языках [240]
    • Диафильмы студии DEFA [5]
  • Слайды [787]
  • Диапроекторы
    • Этюд
    • Экран
    • Экран-6 Универсал
    • Свет
    • ДП
    • ДМ-4М (ДМ-4Т)
    • Лектор 600
    • ЛЭТИ-60
    • Пеленг 500 К
    • Ф 75-1М
    • ФД-2
    • ФД-2М
    • Детский диапроектор «Светлячок»
    • Regio
    • Фильмоскопы
  • Студии
  • Художники
  • Форум
    • Регистрация
    • Войти
    • Добавить диафильм

    Что такое диафильм ?

    Автор: Mek, категория: Информация, просмотров: 134 178, комментариев: 8

    Что такое диафильм в наше время знает не каждый, что совершенно не удивительно во время бурного развития информационных технологий. Подрастающее поколение начинает приобщаться к миру, в котором живет, сразу с просмотра передач и фильмов по телевизору. Сегодня проще купить DVD-диск или же скачать фильм из интернета, нежели прочитать книгу.

    Диафильм – позитивная фотоплёнка, кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную иллюстрацию.

    Значительное число диафильмов, главным образом цветных, выпускалось для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Это ленты на сюжеты народных сказок, по произведениям художественной литературы, кинокартинам.

    Кроме художественных диафильмов выпускались обучающие диафильмы, которые использовались в качестве наглядных пособий для школ, ВУЗов и других учебных заведений. В начале 1990х годов бытовые видеомагнитофоны практически полностью вытеснили диафильмы из повседневного использования.

    Диафильмы производились студиями «Диафильм» основанной в 1930 г., «Укркинохроника», киностудиями Тбилиси и Ленинграда. Самый ранний диафильм, находящийся на нашем сайте, датируется 1948 годом.

    Диафильмы выпускали на позитивной пленке шириной 35 мм. Количество кадров в такой плёнке было больше, нежели на обычных фотоплёнках. Как правило, каждый диафильм состоял из 38-56 кадров. Встречаются диафильмы количество кадров в которых превышают 100 шт, это как правило двух серийные диафильмы на одной плёнке.

    Создание диафильма — непростое дело, требующее внимательного участия людей самых разных профессий. Над созданием диафильма работают автор, сценарист, художник, редактор, художественный редактор, руководитель, оператор. Сценарист напишет сценарий, в котором будет учтена специфика жанра, сделает разбивку текста по кадрам. Художник под руководством художественного редактора нарисует изображение каждого кадра, и они убедятся, что рисунок выглядит хорошо не только на пленке, но и в проекции. Особую ценность диафильмы представляют также потому, что рисовали их профессиональные художники. Рисовали тогда ещё без компьютерной обработки, вкладывая свою душу в каждый штрих своего рисунка. Именно работа художника, его неповторимый стиль и манера рисовать оживляет сюжет рассказа, наполняет его красивыми, узнаваемыми и любимыми образами.
    Некоторые умельцы умудряются сами, в домашних условиях, изготавливать самодельные диафильмы, печатая их на листе прозрачной плёнки.

    Оцифровка диафильмов является тоже довольно сложным и кропотливым процессом. Существует два основным способа перевода плёночных диафильмов в цифровой вид: сканирование и фото пересъёмка. В первом случае применяется любой подходящий сканер, тут могут подойди как профессиональные аппараты с автоподатчиками плёнки, так и недорогие домашние сканеры со слайд адаптерами. Для второго варианта Вам не понадобится сканер. Достаточно иметь цифровой фотоаппарат и умелые руки.

    Диафильмы чаще всего просматриваются с помощью диапроектора или фильмоскопа, изображение в котором увеличивается и проецируется на специальный экран. Обычно, для просмотра диафильмов, используется белая простыня, стена или же дверь.

    Пленка заряжается в специальный держатель, вставляется в диапроектор и прокручивается при помощи специальной ручки.

    Выпускались также озвученные диафильмы, которые, кроме фотопленки содержали в комплекте грампластинку или магнитную ленту с записью звукового сопровождения (текст диктора и музыка). При просмотре озвученных диафильмов одновременно проигрывалась грампластинка или магнитная лента, а перевод кадров должен был осуществляться после звукового сигнала.

    Диафильмы пользовались огромной популярностью в нашей стране в течение более чем полувека. Начиная с пятидесятых годов студия «Диафильм» выпускала ежегодно более трёхсот новых диафильмов.

    Помимо развлекательной функции, диафильмы гораздо сильнее, чем телевидение или компьютерные игры, способствуют самостоятельному творчеству ребенка, особенно в раннем возрасте.

    Динамика современного мультфильма или компьютерной игры порой не оставляет ребенку времени осмыслить происходящее на экране. Оставляет роль пассивного наблюдателя или «нажимателя» кнопок компьютера, чтобы пройти очередной уровень.

    Зато просмотр диафильма с кем-то из родителей увеличивает личное общение. Появляется замечательный и приятный повод проводить вместе больше времени. Обсудить увиденное на следующий день. Диафильм стимулируют ребенка поскорее научиться читать самому – мама или папа могут быть заняты, а еще раз посмотреть сказку так хочется!

    Когда ребенок начинает учиться читать, диафильмы помогут быстрее познакомиться и полюбить мир литературы. Увлекательные иллюстрации диафильма помогают лучше понять и осмыслить как текст, так и сюжет. Кроме того, диафильм стимулирует и расширяет самостоятельное образное и словесное творчество

    Нашу теперешнюю жизнь уже сложно представить без телевизоров, DVD-проигрывателей, компьютеров и прочих чудес техники, но они не смогут вытеснить из вашего сердца эту чистую детскую радость от цветной сказки, нарисованной лучом света на белой простыне.

    И пускай прошло уже столько лет, мы предлагаем вам попробовать снова пережить те непередаваемые ощущения. Вы удивитесь, насколько легко эти забытые детские чувства могут охватить вас, вернуть вас, казалось бы, в безвозвратно ушедшее прошлое.

    Что такое диафильм и как его делать?

    ВВЕДЕНИЕ

    Однажды мама рассказала мне, что в детстве у нее был диапроектор, на котором в свободное время она с друзьями и родителями смотрела пленки с интересными историями. Эти пленки назывались диафильмами. Меня заинтересовала эта информация, и я захотел узнать об этом больше.

    В Интернете я обнаружил, что есть люди которые тоже этим интересуются. В 2012 году был создан фестиваль «Диазавр», на котором не просто вместе смотрят диафильмы, но и показывают созданные своими руками пленки. Его основательницей является Евгения Ставицкая. 13 октября в Москве, Санкт-Петербурге и Орле прошел шестой фестиваль самодельных диафильмов [9].

    Мне тоже захотелось, сидя в темноте, вручную прокручивать пленку и на белой стене просматривать кадр за кадром интересные истории. Для этого мне нужны были диафильм и фильмоскоп. Но ни того, ни другого у нас дома не сохранилось. И тогда мне пришла в голову мысль, что можно сделать фильмоскоп своими руками, а потом придумать и нарисовать для него пленку диафильма, как это делают участники фестиваля «Диазавр».

    Актуальность проекта

    Зачем же мне понадобился фильмоскоп, когда вокруг меня столько приспособлений и гаджитов, на которых можно посмотреть фильмы, и даже маленький ребенок умеет ими пользоваться? Но все эти действия в основном машинальные, автоматически многократно повторяющиеся, направлены на развлечения. В них нет осмысленности, они ни чему нас не учат. С другой стороны совершенно незаслуженно забыты диафильмы. Ведь они способствуют развитию речи, воображения, памяти, образного мышления, повышению техники чтения и улучшению дикции. К тому же просмотр диафильма не создает такого напряжения для нервной системы ребенка и его зрения, как компьютер, телефон или телевизор. Поэтому возвращение фильмоскопа с диафильмом в нашу жизнь я считаю очень важным и нужным делом.

    Цель проекта:

    Создать фильмоскоп и диафильм, и, познакомив с ними своих друзей и одноклассников, дать им новую жизнь.

    Задачи:

    Изучить строение фильмоскопа и создать собственную конструкцию.

    2. Придумать историю для диафильма.

    3. Создать пленку с диафильмом.

    4. Устроить просмотр диафильма вместе со своими друзьями.

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Строение фильмоскопа

    Старые аппараты для просмотра диафильмов называют диапроекторами. Выясним в чем различия между диапроектором и фильмоскопом. Диапроектор – это проекционный аппарат для демонстрации диапозитивов (слайдов) и других носителей на прозрачной основе с увеличением. Значит основное назначение диапроектора – это показ слайдов, хотя они могут показывать и диафильмы. Фильмоскоп – это проектор, предназначенный только для просмотра диафильмов. Поскольку я хочу создать аппарат для просмотра диафильмов, то мое устройство будет фильмоскопом [4].

    Работа фильмоскопа основана на принципе диапроекции [1]. Диапроекция – это получение на экране увеличенного изображения при прохождении света от источника света сквозь прозрачный объект проекции на экран. Простейший фильмоскоп можно сделать по схеме изображенной на рис. 1 (см. приложения).

    Источник света, излучает световую энергию во всех направлениях, вокруг него располагают зеркальный отражатель, благодаря этому значительная часть света направляется на объект проекции. Объектом проекции является наш диафильм. Между источником света и диафильмом находится конденсор, обычно он состоит из двух линз, но может и из одной. Конденсор предназначен для равномерного освещения объекта проекции [3].

    Свет – это лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым [7]. Поэтому на схемах свет изображается лучом. Источник света располагается так, что лучи, выходящие из линзы конденсора образуют сходящийся световой поток. Он попадает на диафильм и проходит сквозь него. Объектив располагается приблизительно в фокусе линзы конденсора. Объектив тоже представляет из себя линзу. Он необходим для получения на экране четкого изображения. Изображение формируется за объективом и является увеличенным и перевернутым. Фокусировка объектива (наводка на резкость) осуществляется перемещением объектива вдоль оптической оси для совмещения создаваемого объективом изображения с поверхностью экрана.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Создание собственной конструкции

    Изучив конструкцию фильмоскопа, я принялся за создание своего собственного прибора (рис. 2, см. приложения). В качестве источника света я выбрал диодную лампочку. Она создает мощный поток света и при этом мало нагревается. Поэтому не будет вызывать деформации пленки. Для того чтобы подключить лампочку к электрической сети в строительном магазине я купил патрон с пластиковым креплением и шнур с вилкой. Дома я присоединил шнур к патрону и ввернул лампочку, источник света был собран (рис.3).

    Затем нужно было изготовить рефлектор. Я посмотрел видео в интернете и решил сделать его из пластикового стакана. Для того чтобы одеть его на патрон, я вырезал в дне стакана круглое отверстие с помощью прибора для выжигания (рис.4). Затем взял пищевую фольгу и клеем карандашом приклеил ее к стакану (рис.5). Край фольги укрепил скотчем. В качестве конденсора и объектива я решил использовать лупы с трехкратным увеличением. Основные элементы были подобраны и теперь оставалось собрать конструкцию в единое целое. Фильмоскоп я решил делать из картонной коробки подходящего размера (рис.6). Для увеличения жесткости я укрепил ее стенки переплетным картоном. Наибольшую сложность представляло подобрать две входящие друг в друга картонные трубы. Они должны свободно перемещаться друг в друге для наведения резкости и при этом не выпадать. Трубы необходимо было покрасить в черный цвет, чтобы свет меньше рассеивался (рис.7).

    Источник света я прикрепил к задней стенке коробки с помощью болтов и гаек (рис.8). Рефлектор я приклеил к пластмассовому креплению клеем. Затем на рефлектор я надел лупу и приклеил ее к заранее сделанной конструкции для прохождения пленки скотчем и клеевым пистолетом (рис.9). Конструкция для прохождения пленки состоит из трех слоев переплетного картона. В наружных вырезаны окошки, а в среднем полоса для прохождения пленки (рис.10). Далее крепится труба большего диаметра, которая выходит за пределы коробки через вырезанное круглое отверстие(рис.11). В него вставлен труба меньшего диаметра на конце которой с помощью подъемного скотча и клеевого пистолета вклеена линза-объектив (рис.12).

    Теперь необходимо провести первые испытания. Вставив имеющийся у нас кусок пленки, мы убедились что аппарат работает (рис.13). И изображение, которое он выдает перевернутое.

    История для экранизации

    Следующим этапом было создание самой пленки диафильма. Мне хотелось показать свою собственную историю. Незадолго до этого мы с мамой посмотрели в кинотеатре фильм «Пираты Карибского моря». И я под впечатлением решил написать сою собственную пиратскую историю. Историю эту я назвал «Приключения капитана Флинта». Мы оформили ее в виде буклета, который находится в приложении (рис.14).

    Диафильм

    Теперь нужно было нарисовать картинки к «Приключениям капитана Флинта», которые будут использоваться для диафильма. Существует много способов изготовления самодельных диафильмов. Кто-то царапает их на фотопленке, кто-то рисует на ней маркером [5, 8]. Я выбрал способ при котором диафильм распечатывается на прозрачную пленку на принтере [2, 6]. Пленку я решил сделать шире, чем с настоящими диафильмами. Рисовал я рисунки карандашом на бумаге (рис.15), потом обводил маркером (рис.16), чтобы линия была более видимой. Для того чтобы перенести их на компьютер, я отснял их с помощью фотоаппарата (рис.17). Затем, получившиеся изображения, я покрасил на компьютере в программе Фотошоп (рис.18). Полученный файл был распечатан на пленку, затем порезан на полоски и склеен. Получившуюся пленку можно увидеть на рис. 19 (см. приложение).

    Показ диафильма в классе

    Теперь все готово и можно показать мою работу друзьям (рис. 20). В один из классных часов я принес фильмоскоп в класс. Я объяснил ребятам его устройство и показал им, придуманный мною диафильм (рис. 21). Одноклассникам очень понравилось мое выступление. Они с удовольствием рассматривали фильмоскоп и пленку. Каждый хотел себя попробовать в роли создателя диафильма. Тогда мы договорились нарисовать рисунки и потом все их объединить в общую историю. Это будет диафильм, автором которого будет весь наш класс.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, создав работающий фильмоскоп, я сумел привлечь внимание одноклассников к просмотру диафильмов и доказал, что существует гаджет, который может развивать и объединять людей в группу по интересам. Фильмоскоп сделал нас дружнее. После совместного просмотра с одноклассниками, мы решили придумать и нарисовать всем классом историю и создать по ней диафильм. Я думаю что теперь, создание новых диафильмов станет нашим общим увлечением!

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Диаскопическая проекция. https://studopedia.su/1_29181_diaskopicheskaya-proektsiya.html (дата обращения: 08.09.2017).

    Диафильм своими руками http://lanc.su/handmade/diafilm/ (дата обращения: 06.09.2017).

    Для пионерской комнаты. http://rifmovnik.ru/lib/2/book16_3.htm (дата обращения: 08.09.2017).

    Какой фильмоскоп или диапроектор выбрать? http://diafilm-nsk.ru/kakoi_filmoskop_vybrat.php (дата обращения: 09.09.2017).

    Креативная физика для детей и их родителей. http://mariun.ru/nauchnyiy-master-klass-diafilm-svoimi-rukami/ (дата обращения: 05.09.2017).

    Самодельный диафильм. https://webhamster.ru/site/page/index/articles/hmake/6 (дата обращения: 11.09.2017).

    Современный толковый словарь русского языка Ефремовой https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/241843/Свет (дата обращения: 25.09.2017).

    Техника — молодёжи 1954-09, страница 39. http://zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1954-09—num39 (дата обращения: 12.09.2017).

    Фестиваль «Диазавр». https://daily.afisha.ru/archive/gorod/archive/diazavr-fest/ (дата обращения: 06.09.2017).

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Рис. 1. Схема фильмоскопа.

    1 – источник света; 2 – зеркальный отражатель (рефлектор); 3 – линза конденсора, 4 – объект проекции, 5 – объектив, 6 – изображение объекта проекции, 7 – проекционный экран.

    Рис. 2. Моя модель фильмоскопа.

    1 – источник света, 2 –рефлектор, 3 –конденсор, 4 – отверстие для пленки, 5 –труба большего диаметра, 6 – труба меньшего диаметра, 7 – объектив.

    Рис. 3. Сборка источника света

    Рис. 4. Прорезаю дырку для крепления рефлектора

    Рис. 5. Оклеивание рефлектора фольгой

    Рис. 6. Коробка, из которой будет сделан фильмоскоп

    Рис. 7. Крашу трубу для объектива

    Рис. 8. Креплю источник света к коробке

    Рис. 9. Закрепляю лупу, которая будет конденсором

    Рис. 10. Устанавливаю приспособление для протягивания пленки

    Рис. 11. Делаю отверстие для трубы

    Рис. 12. Монтаж объектива

    Рис. 13. Первые кадры с собранного фильмоскопа

    Рис. 14. Буклет к диафильму

    Рис. 15. Рисую кадры диафильма Рис. 16. Обвожу рисунок маркером

    Рис. 17. Фотографирование кадров диафильма

    Рис. 18. Раскрашивание в программе фотошоп

    Рис. 19. Готовая пленка

    Рис. 20. Готовый фильмоскоп и пленка диафильма