Патинирование меди в домашних условиях

Способы и правила патинирования меди

Патинирование меди, или оксидирование, — это создание на поверхности металла искусственной оксидной пленки. Его применяют для состаривания медных и латунных украшений, предметов интерьера из бронзы (например, деталей шкатулок или мебели, статуэток). Антиквары обрабатывают монеты, чтобы придать им аутентичный вид после чистки, когда натуральная патина повреждена или ее пришлось снять.

По составу искусственные оксидные пленки аналогичны атмосферной патине, но некоторые из них легко стираются, поэтому их покрывают лаком. Есть несколько способов обработки металла для нанесения на него пленки оксида, при этом патинирование латуни и меди проводят одинаково:

  • Химический (обработка химреактивами). Часть растворов токсична или работа с ними требует соблюдения сложной технологии; другие можно без боязни использовать дома.
  • Электрохимический (обработка в ванночке с электролитом).
  • Термический (воздействие огнем).

Перед началом работы предмет очищают, обезжиривают спиртом или средством для посуды, промывают и высушивают. Изделия с рельефными деталями и монеты после обработки не протирают тканью, а сушат в опилках. Ткань стирает непрочные пленки, а в углублениях остается влага, и цвет в них продолжает меняться, хотя и менее интенсивно.

Быстрые способы

1) Патинирование меди в домашних условиях можно проводить всеми способами, однако самый простой из них — термический. Если водить струей огня по поверхности металла, получаются радужные разводы от бледно-желтого и оранжевого до лилового — по мере нагрева окраска металла становится темнее. Если у вас нет ювелирной горелки, зажмите украшение в плоскогубцах и «обмакивайте» его в краешек пламени на конфорке кухонной плиты. Опустите раскаленную деталь в воду, и «цвета побежалости» зафиксируются, а чтобы окраска не стиралась, ее покрывают лаком.

2) Для простого химического патинирования используют серную мазь. Наложите слой мази на деталь и оставьте на 3-4 часа, а потом вымойте ее мылом или средством для посуды.

  • Серная мазь очень жирная, поэтому не применяйте ее для предметов с рельефом: из углублений трудно убирать ее остатки.
  • При окислении меди на воздухе образуется темная и неустойчивая к истиранию патина. Наносите состав на предметы, погруженные в воду, смазав их вазелином: мазь ляжет равномернее, а оттенок будет слабее.
  • Чтобы снять неудачную патину положите украшение или монету на 10 минут в теплый раствор лимонной кислоты или отмойте хозяйственным мылом под струей воды.

3) Безопасный и действенный способ облагородить цвет брошки, кольца, монеты — использовать вареное яйцо. Дайте ему остыть, поместите в пакет, разомните вместе со скорлупой и положите в смесь обезжиренный предмет. Через полчаса на украшении появится «налет старины», а 5-6 часов выдержки дадут прочную радужную патину.

Состав с серной печенью

Серной печенью, или печеной серой, называют сернистое соединение натрия или калия, полученное сплавлением порошка серы с поташом (древесной золой) либо содой. Она продается в магазинах химреактивов в виде гранул, порошка или геля. Состав с содой можно приготовить самостоятельно:

  • расплавьте 20 г серы и добавляйте в нее соду, пока смесь не перестанет пузыриться;
  • долейте 50 мл воды, перемешайте и кипятите 2 минуты.

Когда жидкость отстоится и остынет, ее сливают, оставляя осадок, и хранят в холодильнике в закупоренной непрозрачной банке 2-3 дня. Для раствора из покупного сырья берут 10-20 г порошка либо гранул на литр воды, а гель наносят в неизменном виде или разбавляют. В подогретой жидкости реакция идет активнее, но можно прогреть под струей горячей воды саму деталь и опустить ее в холодный раствор. Цвет пленки варьируется от красновато-коричневого, пурпурного, густо-лилового до черного и зависит от концентрации, температуры и времени выдержки.

Состав для чернения меди может испортить вставки в кольце, кулоне, сережках. Восприимчивы к реактивам жемчуг и некоторые камни — бирюза, агаты, яшма.

Оксидирование в парах аммиака

Нашатырный спирт, или 10 % водный раствор аммиака, применяют для тонирования меди в коричневый, оливковый цвет (в углублениях — до синего и черного), пятнистый голубой с вкраплениями меди. Если перед обработкой опустить деталь в раствор поваренной соли, на темной поверхности проступят ярко-голубые или темно-голубые вкрапления.

Гладкая поверхность предварительно шлифуется наждачной бумагой или шлифмашинкой с насадками: тогда пленка ляжет ровнее и ее тон будет однороднее. Фактурную поверхность не шлифуют — перепады тона в углублениях и шероховатостях создают дополнительный художественный эффект.

Каждый из вариантов патинирования меди в парах аммиака имеет свои недостатки и преимущества, на цвет пленки это не влияет. Учитывайте, что нашатырь способен повредить тонированные агаты, малахит, натуральный жемчуг, бирюзу. Он безопасен для кварцев (аметисты, цитрины), гранатов, стекла, камней Сваровски.

1) Раствор наливают в рюмку (один колпачок пластиковой бутылки), ставят на дно контейнера, вокруг раскладывают предметы для обработки и закрывают крышку. Медь темнеет через 30-60 минут и приобретает темно-оливковый цвет. Таким способом удобно оксидировать большое количество деталей, но из-за низкой концентрации аммиака в воздухе процесс может длиться от 4 до 6-8 часов для других металлов.

2) Деталь погружают в раствор. А если нужно состарить части украшения, вставки которого неустойчивы к раствору аммиака, их подвешивают в стеклянную емкость, на дно которой наливают нашатырный спирт. Для этого применяют проволоку сечением 0,4 или 0,3 мм: ее свободный конец выводят через дырочки в крышке. При этом способе оксидирование происходит за 10-15 минут.

Если подвесить предмет не получится, мелкие детали кладут на подставки из колпачков, а крупные закрепляют на каркасе из деревянных палочек. При таком способе обработки одновременно окрашивают меньше предметов.

Получив нужный оттенок, достаньте и промойте деталь. Иногда процесс проходится повторять, так как окончательный цвет патины проявляется, когда медь высохнет. Готовое украшение покрывают воском или лаком в аэрозоле, например, Krylon Matte Finish.

Патинирование в опилках

Для работы используют чистые отходы деревообработки. Опилки из клееной фанеры использовать нельзя, так как клей реагирует с патинирующим раствором. Таким способом на меди получают крапчатый розовый, голубой и черный оттенки, а на латуни — крапчатые золотой, зеленый или голубой, коричневый, черный. Раствор готовят из:

  • 16 грамм соли;
  • 300 мл (для латуни и других сплавов) / 600 мл (для меди) нашатырного спирта;
  • 700 мл воды.

Смешайте ингредиенты и пропитайте раствором опилки — они должны быть влажными, но не мокрыми. Поместите смесь в пластиковый контейнер, погрузите в них изделие, закупорьте емкость. Положите пару кусочков меди близко к поверхности смеси, чтобы по их цвету контролировать окрашивание, не касаясь обрабатываемого предмета.

Раствор можно использовать не только с опилками, но и с другими впитывающими влагу носителями: сухой листвой, сеном, наполнителем для кошачьих лотков. Время обработки зависит от того, в каком носителе окрашивается металл (для меди в опилках это 4-6 часов, для латуни — от 12 часов до суток) и от структуры носителя. Материалы с мелкой текстурой нельзя ворошить во время процесса, а изделие в листьях или сене нужно поворачивать, чтобы окраска шла равномерно.

Также на интенсивность цвета и другие параметры оксидной пленки влияют:

  • Пропорции нашатырного спирта и/или соли.
  • Увлажненность носителя. Если опилки недостаточно влажные, окрашивание будет слабым, если мокрые — крапчатой окраски не получится (поверхность меди стравится).

Промойте и высушите детали в сухих опилках. Готовая смесь пригодна в течение нескольких дней, а раствор в герметичной таре в холодильнике либо погребе хранится довольно долго.

Электрохимический способ

Цветное («радужное») электрохимическое патинирование применяют не для состаривания, а для декорирования изделий. Его оттенки зависят от напряжения, температуры электролита, времени воздействия, текстуры поверхности. Как источник тока можно использовать автомобильный аккумулятор: «плюс» подается на медную палочку-анод, «минус» — на обрабатываемую деталь.

Для приготовления электролита понадобится 60 г медного купороса; 90 г рафинада, 45 г каустической соды (едкий натр) и дистиллированная вода. Работать придется в резиновых перчатках, респираторе и защитных очках — раствор настолько едкий, что его можно было бы использовать для прочистки сантехники. Патинирование проводят с открытыми окнами в помещении с мощной вытяжкой.

  • Подогрейте 300 мл воды до 60-80 градусов, растворите в ней медный купорос и сахар.
  • В таком же количестве холодной воды растворите едкий натр, понемногу всыпая его в емкость (если всыпать порцию сразу, то вода закипит — при растворении NaOH в воде выделяется тепло).
  • К раствору едкого натра небольшими порциями и перемешивая доливайте раствор купороса с сахаром. Добавьте воды до литра.

Патинирование медной монеты

Получившуюся темно-синюю непрозрачную жидкость подогрейте до 80°С, опустите в нее украшение и выдержите минуту. После этого подавайте напряжение от 0,6 до 1,1 V, в зависимости от размера предмета (чем оно выше, тем быстрее реакция и темнее цвет). Так, при 0,7-1,0 V возникают золотистые с нарастанием к розовому оттенки; при 1,2-1,4 V — фуксиевые, которые переходят в зеленоватые; дальше идут синие и фиолетовые. После этого гамма повторяется, поэтому если вы не успели достать деталь, уловив нужную окраску, дождитесь очередного цикла.

Зависимость цвета патины от времени воздействия.

Время воздействия, секунд Оттенок оксидной пленки для меди
2 Коричневый
2-3,5 Фиолетовый
3,5-5,3 Синий
5,3-6,3 Голубой
6,3-8,5 Бледно-зеленый
8,5-12 Желтый
12-13 Оранжевый
13-15,5 Красно-лиловый
15,5-17 Зелено-синий
17-21 Зеленый
21-25 Розово-красный

Попробуйте рывком повысить напряжение до 1,7-2 V на 1-2 секунды. Цвет патинируемой детали может оказаться любым, но скорее всего, вы получите оксидную пленку с голографическим эффектом. В зависимости от угла, под которым на него смотрят, поверхность кажется то красно-фиолетовой, то зеленой.

Патина, полученная гальваническим способом, безопасна для кожи и довольно стойкая, но ее не помешает покрыть лаком, например, акриловым изоляционным Plastik 71. Он продается в магазинах для радиолюбителей («лак для печатных плат») и предназначен для защиты электронных компонентов от влаги и повреждений. В отличие от многих других составов, он не стирает и не меняет цвет оксидной пленки на патинированном металле.

Тонкости приготовления искусственной патины на медных сплавах

Окисление железа называют ржавчиной. Окисление других металлов — патиной. С первой борются. За второй гонятся. Гонятся не чтобы изгнать, а напротив, удержать. Коллекционеры монет, к примеру, говорят, что «патина на монетах — это жизненный опыт денежных знаков». Налет свидетельствует о древности экспоната, бережном отношении к нему предыдущими владельцами. Однако, помимо естественной патины, образующейся при взаимодействии металла с атмосферой, окружающей средой, есть и искусственная. Главное назначение рукотворной пленки — декоративное. Ее создают при помощи различных кислот и окислителей. Они входят в составы специальных смесей. На одних металлах пленка зеленая, на других рыжая, на третьих черная. Тон налета зависит и от условий, в которых хранился, эксплуатировался предмет. На бронзовых статуях, стоящих на улицах городов, патина зеленоватая. Но, есть металлические фигуры, с налетом других красок.

Но безумство святотатца

Мной уже владеет, видно.

Так и не сумев сдержаться,

Я произношу бесстыдно:

— Памятник, зачем тебе такие большие уши?

— ЧТОБЫ ЛУЧШЕ СЛЫШАТЬ!

— Памятник, зачем тебе такие большие руки?

— ЧТОБЫ ОБНЯТЬ ТЕБЯ!

— Памятник, зачем тебе такие большие зубы?

Михаил Щербаков «Воздвиг я памятник»

В практике технического самодельщика, нужда в патинировании часто возникает при декоративном травлении железок из меди и ее сплавов, эти два приема практически неотделимы. Действительно, получив методом химического травления некое рельефное изображение, для большего контраста, следует заполнить углубленные места железки темным. Это позволяет видеть рисунок под любым углом и при любом разумном уровне освещения. Кроме того, готовая железка, после патинирования приобретает эффектный вид «под старину». Учитывая простоту процесса, пренебрегать таким приемом декорирования просто неразумно.

По сравнению с заполнением углублений краской, искусственная патина имеет ряд достоинств — это и меньшая токсичность испарений и, в большинстве случаев, большая прочность пленки. Процесс действительно несложен, следует только запастись необходимыми простыми реактивами.

Само патинирование выглядит примерно так — с травленной железки, растворителем (ацетоном) смывают слой защитного лака. Вся железка подвергается патинированию и покрывается темным слоем. После сушки, ее аккуратно шлифуют шкуркой «нулёвкой», при этом сошлифовывается слой патины на поверхности заготовки, а патина в углублениях остается нетронутой. Рисунок «проявляется» во все красе. После, поверхность желательно отполировать кусочком войлока с пастой ГОИ и покрыть нитро или акриловым лаком. И можно любоваться, жмурясь от удовольствия.

Это может быть шкала прибора или устройства, лимб, бирка, шильдик, декоративная панель или накладка на корпусе. Все это делает наше готовое устройство неповторимым, и смею надеяться, красивым или хотя бы, симпатичным.

Что было использовано в работе.

Инструменты.

Собственно, некая мерная емкость, емкость которую не жалко выкинуть, побольше, для спекания серной печени, для небольшого количества, хорошо подойдет консервная баночка, переносная газовая горелка для того же спекания. Емкость для самого патинирования. Для «патинирования» раствором кофе понадобится газовая горелка для пайки.

Материалы.

Доступ к воде (растворение, промывка), необходимые химикаты, растворитель, ветошь, паста ГОИ, суконка или кусочек войлока. Нитролак.

Ну что же, перейдем к рецептам патинирующих растворов.

А гипертоник в тайне от врача

Варил ночами очень-очень крепкий кофеечек

Он бегал по больнице хохоча,

Будил больных — вот настоящий наслаждения источник.

Манго-манго «Источник наслаждения».

Способ, подсмотренный у стимпанкеров — чернение насыщенным раствором растворимого же кофе. Строго говоря, способ не совсем химический — реакции не происходит, но образуется слой темной сажеобразной субстанции, который намертво впекается в ямки и углубления заготовки.

Итак, подробнее. Готовится насыщенный раствор растворимого-же кофе, в теплой водичке. Доводится до консистенции сиропа. Затем, травленая заготовка нашей железки намазывается этой пастой, со стороны рисунка, понятно.

Можно кистью, можно просто пальцем, мелкими круговыми движениями, этак, втирая кофейную пасту во все углубления.

После, не высушивая, обжигаем заготовку в пламени газовой горелки.

Здесь, важно более менее точно выдержать температуру. Она должна быть такова, что заготовка почти начинает светиться. Вот-вот. При этом, кофейная паста на поверхности, превращается в пепел и сажу, а в углублениях еще не успевает. Ежели не догреть, кофе и на поверхности не сгорит и выглядит как липкая труднооттираемая пакость.

После остывания заготовки, поверхности шлифуется «нулевкой» и полируется, покрывается лаком.

Греть лучше всего, газовой горелкой, пробовал помещать заготовку на горящие угли – слишком быстрый нагрев, трудно контролировать. Лишнее мгновение и все сгорело.

Да, иногда чернение в углублениях, почему-то оказывалось не черным, а серым. После покрытия нитролаком, заполнение темнеет и становится угольно-черным.

Способ «патинирования» чудо как хорош — чернение выходит очень плотным и контрастным, реактивы просты и доступны, «патине» не страшен нитролак — можно без особых церемоний шоркать кисточкой. Тем не менее, в ряде случаев, способ, требующий сильного нагрева заготовки не применим — например, большая и/или тонкая заготовка (возможное коробление) или не отделимые плавящиеся или сгорающие детали. В таком случае обращаемся к традиционному, химическому патинированию. Да, химическое патинование, кроме того, выглядит более «аутентичным», более похожим на натуральную патину, столь ценимую любителями антиквариата.

Приведу несколько рецептов растворов для искусственной патины из доступных компонентов.

Серная мазь

Цвета: От светло коричневого до черного.

Серную мазь наносят в небольшом количестве на заготовку и втирают круговыми движениями до достижения нужного цвета патины. На открытом воздухе процесс патинирования проходит достаточно быстро и некоторые сплавы меди мгновенно получают черный оттенок. Такая патина неустойчива и в последствии легко стирается пальцами. Рекомендуется наносить мазь на заготовку полностью погруженную в воду, предварительно смазав ее вазелином или растительным маслом. Тогда патина ложится более равномерно и менее интенсивно.

Если в процессе патинирования заготовка или ее участок получили чрезмерно черный окрас, его можно смыть хоз. мылом под струей теплой воды.

— Золотисто-коричневую со слабой малиновой побежалостью и умеренным блеском патину получают, используя раствор следующего состава, г/л:

Медный купорос СuSО4 • 5Н2О________________________20
Перманганат калия КМnО4____________________________5

Раствор комнатной температуры наносят кистью на подготовленную поверхность изделия, через сутки промывают горячей водой, высушивают и повторяют операцию ещё 3-4 раза. По завершении формирования пленки поверхность полируют сухой ветошью. Тот же результат может быть получен при выдержке изделия в растворе приведенного состава в течение 4-5 мин (последующая обработка та же). При погружении в этот раствор, нагретый до 95-99° С, на поверхности меди и медных сплавов образуется равномерная темно-коричневая пленка.

— Для получения патины от светло- до темно-коричневого цвета испльзуют раствор следующего состава, г/л:

Перманганат калия КМnО4____________________________20
Серная кислота (плотность 1,84г/см3)___________________7

Раствор комнатной температуры наносят на поверхность экспоната, после высыхания поверхность промывают горячей водой, осушают. Обработка может быть повторена 2-3 раза для получения равномерного и плотного слоя патины. Пленка должна быть уплотнена полировкой сухой ветошью или щетинной щеткой.

— Патину красивого, оливково-коричневого оттенка, можно получить при помощи раствора хлорокиси меди (ХОМ). Это вещество используется в качестве удобрения и продается в соответствующих отделах магазинов, под сокращенным названием ХОМ. Популярное и широко распространенное удобрение.

600мл воды две столовые ложки с горкой, хлорокиси. После растворения, влить 100мл нашатырного спирта, аптечного. Для более равномерного результата советуют помешивать раствор, или подвесить изделие на проволочку и поболтать им в растворе. Если изделие передержали в растворе и оно стало совсем черным, то его можно вернуть в первоначальное состояние раствором Трилона Б. Только имейте ввиду, что Трилон разъедает цинк быстрее чем медь, поэтому поверхность станет чуть более пористой и восприимчивой к дальнейшему покрытию.

— для патинирования меди можно использовать тиосульфат натрия в ампулах, что есть в продаже почти во всех аптеках.

Ну и наконец, классика жанра — «серная печень». Простой, быстрый и удобный реактив для нанесения прочной, красивой патины. Неплохо хранится в сухом виде, компоненты для изготовления легко доступны и не дороги. Единственный минус — готовить его (печень от слова — «печь») следует на открытом воздухе.

Чтобы приготовить серную печень, нужно одну часть порошковой серы смешать с двумя частями поташа в жестяной банке и поставить на огонь. Через несколько минут порошок расплавится, потемнеет и начнет спекаться, постепенно приобретая темно-бурый цвет. Во время спекания пары серы могут загореться слабым сине-зеленым пламенем. Не сбивайте пламя, оно не ухудшит качество серной печени. Примерно через 15 мин прекратите спекание.

Для продолжительного хранения серную печень растолките в порошок и засыпьте в стеклянную банку с плотной крышкой. При составлении раствора в один литр воды засыпьте 10–20 г порошка серной печени. Патина, полученная на металле в растворе серной печени, прочная и красивая.

Серу нетрудно добыть в хозяйственном магазине, магазине «Сад-огород» и подобных. Она преподносится как добавка в корм животным. Кроме того, можно спросить в аптеках, имеющих отдел приготовления лекарств.

Поташ — карбонат калия (К2СО3), сейчас не так-то просто добыть, однако есть вполне приемлемый заменитель. Сода кальцинированная (Na2CO3). Замечательно подходит — тоже щелочной метал, тот же кислотный остаток и столько же. Не придется ничего пересчитывать. Продается в хозяйственных магазинах, рядом со стиральными порошками. Кальцинированная сода довольно гигроскопична, и если предполагается хранить ее долго, лучше пересыпать из картонной коробки в герметичную тару — так она останется порошком, а не обратится в твердые куски.

Отмеряем, компоненты, тщательно перемешиваем. Для более точного «дозирования», горку у ложки следует снимать палочкой.

Для спекания придется пожертвовать консервной баночкой. Грел на туристической газовой плитке, сунул все это в ведро, чтобы сильно ветром не задувало.

Процесс идет, выделяется не дым, но газ, сернистый. Не дай бог вдохнуть — глаза на лоб вылезают, поэтому держаться подальше, с наветренной стороны, приближаться, задержав дыхание.

Все как будто бы прореагировало, выключаем нагрев, даем остыть.

Выковыриваем, что выковыривается, ссыпаем кусочки в баночку с широким горлом и плотной крышкой, непременно подписываем.

Водяной раствор серной печени, перед патинированием стоит подогреть до

Как в домашних условиях сделать патину на меди?

Медь — универсальный сплав, который используют для украшений, предметов интерьера и элементов декора. Металл привлекает своим красноватым оттенком, но со временем можно заметить, что его цвет начинает меняться. На поверхности медных изделиях появляется своеобразный налет — патина, которая указывает на древность вещей. Интересно, что именно это и привлекает многих коллекционеров. Патинирование меди можно провести в домашних условиях. Антиквары часто прибегают к обрабатыванию монет и других предметов, чтобы придать им аутентичный вид после чистки.

Цель и правила патинирования меди

Медь не принадлежит к числу драгоценных металлов, но это не мешает ей быть востребованной в разных областях. Издавна сплав использовался для изготовления монет, статуэток, сувениров, предметов быта и т.д. Дойдя до нашего времени, на поверхности образовалась стойкая пленка, изменившая цвет изделий и повысившая их стоимость. Потемнение медной поверхности под воздействием воздуха или воды — природный процесс, в результате которого ни изделии появляется налет разного цвета.

Окисление можно ускорить самостоятельно. Таким образом, облагораживают изделия, придают им раритетный вид с целью их дальнейшей реализации по высокой цене. Существует несколько способов вызывания искусственной патины на цветном металле. Они не требуют специальных навыков и вполне выполнимы в домашних условиях.

Способы патинирования меди в домашних условиях

Нанесение искусственной патины аналогично естественному окислению медной поверхности. Но некоторые способы не долговечны и требуют закрепление пленки лаком. Из самых распространенных технологий, успехом пользуется химический метод, электрохимический и термический. Для каждого из них необходимы определенные составы и инструменты, а также соблюдение мер безопасности.

Подготовительные мероприятия

Некоторые способы патинирования меди требуют использование токсичных химических составов, которые выделяют ядовитые испарения. Это требует соблюдение определенных правил во время работы:

  • процедура нанесения оксидной пленки проводится в специальных шкафах или в хорошо вентилируемом помещении;
  • химикаты держат в герметичных емкостях, предотвращая их пролитие и образования вредных паров;
  • перед патинированием медное изделие необходимо хорошо очистить, обезжирить спиртом и промыть в хорошо теплой воде.

Перед патинированием медное изделие необходимо обезжирить спиртом

После процедуры патинирования, обработанные предметы промывают и выкладывают для просушки. Лучше всего использовать для этой цели древесные опилки. Они эффективно справляются со своей задачей, не повреждая при этом оксидную пленку, которая еще не закреплена лаком. Кроме того, ткань не способна полностью удалить влагу с рельефной поверхности и процесс патинирования в труднодоступных местах будет продолжаться. Использование опилок исключает это, т.к. они полностью вытягивают влагу.

Способы патинирования и их особенности

Первый химический способ предполагает использование аммиака. Это довольно агрессивное вещество, поэтому процедуру необходимо проводить на улице или в хорошо проветриваемом помещении. Кроме этого, необходимо позаботиться о защите рук и лица.

Для патинирования понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • ненужная пластиковая емкость с крышкой;
  • бумажные полотенца;
  • раствор аммиака;
  • поваренная соль.

Дно контейнера застилают смятыми бумажными полотенцами. На них выливают раствор аммиака, чтобы он полностью пропитал их. Туда же засыпают соль, равномерно распределяя ее по периметру. На полученную подушку укладывают медные предметы, немного прижимая их к полотенцам так, чтобы дно и бока погрузились в аммиак с солью.

Сверху изделия посыпают солью по все поверхности и укрывают еще одним смятым полотенцем, пропитанным аммиаком. Бумаги должно быть столько, чтобы она могла полностью покрыть медь. После этого контейнер закрывают крышкой и оставляют на несколько часов или дней в зависимости от того, какой результат необходимо получить.

Время от времени нужно проверять качество патинирования, чтобы не передержать изделие и не получить более темный цвет, чем хотелось бы. Тонкий слой патины начнет формироваться уже через несколько минут, но для получения античного вида понадобится минимум пару дней.

После того, как на медной поверхности сформируется нужный слой патины, изделие вынимают из контейнера и выкладывают на чистый отрез материи или полотенце для просыхания. Когда медь высохнет, с нее смывают остатки химического раствора и еще раз высушивают. Если слой патины получился темнее, чем ожидалось, осветлить его можно с помощью стальной мочалки-нулевки.

Когда оксидная пленка достаточно хорошо сцепится с медной поверхностью, ее покрывают бесцветным лаком или парафином, чтобы сохранить получившуюся патину.

Технология патинирования меди печеной серой имеет некоторые правила. Состав нельзя использовать для чернения украшений, инкрустированных камнями. К химическим реактивам восприимчивы полудрагоценные камни (яшма, агат, бирюза) и жемчуг. Их либо нужно вытащить перед покрытием либо найти другой способ обработки изделий.

Серная печень представляет собой смесь натрия или калия, которую получают сплавлением порошка серы с древесной золой. Реактив продается в любом магазине в виде гранул, порошка или геля. Если вместо золы взять соду, то состав можно сделать самостоятельно. Для этого расплавляют 30 г серы, пока смесь пузырится, в нее добавляют соду. Туда же наливают 50 мл воды, перемешивают и кипятят 2-3 минуты.

Остывший состав процеживают, оставляя осадок. Его хранят в плотно закрытой стеклянной емкости не более 3 дней. Если используется покупной реактив, его готовят по указанной инструкции.

Жидкую серную печень желательно немного подогреть, чтобы процесс патинирования шел быстрее. В раствор опускается медная деталь и выдерживается необходимое количество времени. Конечный цвет пленки зависит от концентрации, температуры и времени выдержки. По окончанию процедуры изделие вынимается из химиката, промывается и высушивается.

Раствор аммиака – средство для патинирования меди

Для придания медным вещам декоративного вида используют электрохимическое патинирование. Оттенки оксидного слоя зависят от температуры раствора, подаваемого напряжения, времени воздействия, текстуры изделий и времени их выдержки в электролите.

Раствор электролита готовится из следующих компонентов:

  • 60 г медного купороса;
  • 90 г сахара;
  • 45 г каустической соды;
  • дистиллированная вода.

Вода 300 мл подогревают до 60-80 градусов. В ней растворяют медный купорос и сахар. Еще в 300 мл растворяют соду, всыпая ее в жидкость постепенно. Ко второму раствору небольшими порциями доливают первый состав и доводят объем до одного литра. В итоге должна получиться непрозрачная жидкость темно-синего цвета.

Раствор электролита нагревают, опускают в него медную деталь и выдерживают 1-2 минуты. После этого напряжение увеличиваю исходя из размера изделия: от 0,6 до 1,2 В. Например, при 0,8-1 В получается оксидный слой патины золотисто-розового цвета, а при 1,3-1,5 В — образуется пленка цвета фуксии, переходящая в зелень. Дальнейшее выдерживание в электролите предполагает синие и фиолетовые оттенки.

Есть таблица, по которой можно отслеживать зависимость цвета патины от времени воздействия на предмет гальваническим способом.

Интересно, что если резко повысить напряжение в электролите до 2 В буквально на две секунды, то можно получить оксидную пленку с эффектом хамелеона. То есть украшение будет переливаться разными оттенками, в зависимости от того, под каким ракурсом на него посмотреть.

Каустическая сода необходима для приготовления раствора электролита

Патинирование меди в домашних условиях электрохимическим способом образует пленку, которая безопасна для человеческой кожи и довольно стойкая. Но для увеличения ее срока эксплуатации лучше обработать поверхность акриловым лаком, например, «Plastik 71». Он защитит медное украшение от влаги и повреждений. В отличие от многих других составов, такой лак стирает и не меняет цвет патины на металле.

Нанесение оксидной пленки с использованием сульфида меди придает сплаву желаемый оттенок, который можно варьировать насыщенностью серного раствора. Химическое вещество черного цвета получается в процессе реакции солей двухвалентной меди с серой. При этом оно не растворяется в воде и разбавленных составах кислот, поэтому полученная патина будет достаточно устойчивой.

Есть еще пара способов патинирования меди, которые не предполагают использование химических веществ. Самый простой из них — это термическая обработка. Медь моментально реагирует на высокие температуры. Чем дольше происходит обжиг, тем темнее становится цвет оксидной пленки. После процедуры материал опускают в воду для закрепления эффекта и покрывают лаком.

Второй способ придать медным изделиям антикварный шик — использование яиц. Их варят, охлаждают, нарезают или разминают вилкой. Измельченные продукт выкладывают в герметическую емкость, туда же помещают украшения. Сера, выделяемая вареными яйцами, будет воздействовать на медь и уже через полчаса появится первый результат. Чем дольше время выдержки, тем сильнее окажется эффект.

Патинирование и цвет меди

Кроме вышеизложенных способов патинирования медных предметов, есть и множество других, с помощью которых можно получить различные оттенки. Например:

  • при погружении в чистый раствор серной печени получают серо-коричневый цвет;
  • после воздействия на медь нагретого раствора печеной серы и нашатырного спирта выходит темно-серый налет;
  • под действием хлористой платины возникает коричнево-черный оттенок;
  • в результате воздействия серного аммония, разведенного в воде получают чернение;
  • при нанесении слабоконцентрированной азотнокислой меди, смешанной с поваренной солью или олеиновой кислотой, на поверхности появляется зелень;
  • от помещения в разогретый раствор сульфида меди, едкого натра и молочного сахара медь приобретает золотой отлив.

Применение каждого способа дает свой результат и отличается не только цветом патины, но и длительностью сохранения покрытия. Иногда для защиты изделия производится покрытие лаком, тогда чернение не пропадает от времени вовсе.

Как патинировать медь?

Медь не является драгоценным металлом, однако и ее можно облагородить, придав привлекательный старинный вид. Для этого используется патинирование меди, подразумевающее искусственное создание оксидной пленки. Процессу могут быть подвержены и некоторые сплавы материала: бронза и латунь.

Цели применения патинирования

Дошедшие до наших времен старые медные изделия имеют естественную пленку из окисей и закисей. Образ старинных, ценных вещей закрепился именно за патинированным материалом. Сейчас для облагораживания изделий с целью выгодной продажи чаще всего используется искусственное затемнение. Этим способом получается придать товару раритетный вид, повысив его эксклюзивность и, следовательно, стоимость.

Подготовка к патинированию

Для проведения любой химической реакции необходимо следовать правилам безопасности. В конкретном случае искусственного патинирования важно помнить, что в его процессе используются токсичные химические составы, выделяющиеся пары которых ядовиты. В целях безопасности необходимо следовать правилам:

  1. Правильно хранить вещества, необходимые для химической реакции. Следует использовать герметичные упаковки для предотвращения попадания в воздух токсичных паров.
  2. Тщательно подготовить сами материалы: медь или ее сплавы очистить, затем обезжирить и помыть в воде с температурой выше средней.
  3. Выполнять саму процедуру в безопасных условиях. Чаще всего используется специальный шкаф, имеющий вентиляционную вытяжку.

После проведения покрытия также лучше соблюдать определенные рекомендации. Изделия нужно еще раз промыть в теплой воде и высушить. Вытирать тканевыми материалами не рекомендуется, поскольку они могут повредить еще не закрепившийся слой патины и удаляют воду только на поверхностных слоях. Для безопасного и качественного высушивания в большинстве случаев используются опилки.

Быстрые способы

В домашних условиях патинирование меди можно осуществить и быстрее. Для этого процесса не понадобится специальных составов и особой техники безопасности. Самый просто способ — это термическая обработка. Если подвергнуть огню материал, он реагирует моментально. Чем дольше происходит обжиг, тем темнее становится цвет оксидной пленки. После процедуры лучше опустить материал в воду, чтобы эффект закрепился, затем изделие нужно обработать лаком.

Еще один простой способ — с использованием яиц. После того как сварены и охлаждены, их необходимо порезать либо размять до небольших кусочков (со скорлупой или — без нее, не имеет значения). Затем нужно положить измельченные продукты в любую герметичную емкость (кастрюлю, к примеру), куда и кладется изделие. Вареные яйца будут выделять серу, и уже через тридцать минут налицо станет первый результат. Чем дольше проводится процедура, тем темнее оказывается эффект.

Состав с серной печенью

Для реализации этого способа понадобится серный порошок и вода. На один литр жидкости должно приходиться до двадцати грамм серной печени. Чем дольше изделие обрабатывается, тем темнее становится. Чтобы придать сероватый оттенок, на литр воды добавляется еще и несколько грамм хлорида натрия. Пленка после подобной обработки получается насыщенной и прочной.

Оксидирование в парах аммиака

Придать меди коричневый, оливковый или даже голубоватый оттенок поможет 10-процентный раствор аммиака. Если вы стремитесь добиться результата с голубыми вкраплениями, положите изделие в раствор поваренной соли перед обработкой. В таком случае оксидирование происходит быстро, за десять или пятнадцать минут. Для более благородного и глубокого оливкового цвета вещь нужно держать шесть–восемь часов в герметичной емкости с налитым в небольшую посуду раствором.

Патинирование в опилках

Способ помогает достичь оттенков черного, голубого и розового с вкраплениями. Сначала нужно приготовить раствор, смешав ингредиенты:

  • 700 мл воды;
  • 600 мл нашатырного спирта;
  • 16 грамм соли.

Полученным составом затем нужно пропитать опилки до состояния влажности (но не мокроты). Изделия должны быть подвергнуты испарениям насыщенных химикатами опилок, но не прямому воздействию.

Степень реакции зависит от длительности процедуры, уровня насыщенности пропитки и доли соли и спирта в растворе. В принципе для проведения патинирования данным способом могут быть использованы и другие материалы, впитывающие влагу.

Электрохимический способ

Самый непростой для проведения в домашних условиях способ, но он подойдет тем, кто ищет необычный оттенок. Проведение требует использования электричества и токсичной смеси, поэтому техника безопасности обязательно должна быть соблюдена!

  1. Первый шаг — приготовление раствора: в 300 мл теплой воды добавьте 60 г медного купороса и 90 г сахара; отдельно в таком же объеме холодной воды растворите 45 г каустической соды; затем обе жидкости медленно смешайте.
  2. Второй шаг — воду необходимо нагреть до 80 градусов и выдержать в ней изделие около минуты.
  3. Третий шаг — подайте электричество, например, с помощью автомобильного аккумулятора: «плюс» на медную палочку-анод и «минус» на обрабатываемую деталь. Мощность — от 0,5 до 1,1 ватта.

Цвет получается самым разным, в зависимости от силы подачи и времени обработки. Если вы не успели уловить требуемый цвет, не беспокойтесь и продолжайте патинирование: оно происходит циклично, можно «поймать» нужный оттенок через некоторое время.

В общем, покрыть изделие патиной можно вполне безопасно, правда, получите несколько тривиальный вариант. Но добиваясь необычного эффекта, без химикатов не обойтись, так что будьте очень осторожны.

Wire wrap патинирование: основы и технология

«Wire wrap патинирование» — техника обработки металлической проволоки с целью придания ей эффекта состаривания. Что она включает в себя, из каких этапов состоит – расскажем в статье.

Как изменить цвет металла?

Как изменить цвет металла, чтобы он стал выглядеть, как антикварный? С незапамятных времен мастера пользуются методами оксидирования, воронения и патинирования.

Для осуществления работ применяются различные способы:

  1. Обработка металла на открытом огне. Этот способ один из популярных и старинных среди мастеров-ювелиров. Для более красивого и ровного цвета рекомендуется прокаливание проволоки над открытым огнем заранее, еще до создания украшения. Это связано с тем, что скорость нагрева металла может отличаться на разных участках, следовательно, есть опасность ее пережечь и сделать ломкой. Кроме того, если исходный рабочий металл покрыт лаком, огонь уберет его и предварительно подготовит проволоку к работе.
  2. Обработка металла серной печенью создает эффект патинирования. Обычно применяется пропорция 50 мл воды/1 капля средства. Рекомендуется использовать воду 20-23 градуса, приближенную к комнатной температуре, так как при более горячей воде реакция патинирования происходит быстрее, а образуемая патина становится менее устойчивой и станет стираться при прикосновении с одеждой, кожей, поверхностью шкатулки.
  3. Аммиачный раствор (в первом случае используются исключительно его пары). Для обработки следует поместить украшение в банку с крышкой, внутрь которой налить 1 мл нашатырного спирта 5% концентрации. Цвет металла меняется относительно быстро, регулировать его можно, наблюдая за изменениями в течение некоторого времени.
  4. Аммиачный раствор (во втором случае используется совместно с водой). Для обработки изделие сбрызгивается водой или помещается на 1 секунду непосредственно в раствор, а далее его отправляют в емкость, где образуются пары нашатыря. Под воздействием воды и аммиака в паре цвет патины становится приближенным к голубому.

Что такое патина?

Перед изучением способов изменения цвета металла полезно будет знать, что такое патина. Патина (от итальянского patina) – налет, который образуется на медных изделиях или изделиях, выполненных из сплавов с использованием меди. Патина всегда многослойна, но на поверхности находится только видимый глазу зелено-синий или коричневый слой.

Выделяют патину искусственную, которая создается специально путем обработки металла различными химическими составами; и естественную, которая образуется на изделии со временем и является реакцией окисления под воздействием условий хранения и содержания.

Патину, образованную естественным путем, можно видеть на старинных медных монетах, монументальных памятниках, воротах, замках, куполах храмов. Металл покрывает пленка от темно-коричневого до голубовато-зеленого оттенков, которая является своеобразным защитным слоем основного металла.

Что значит «патинировать» изделие?

Что в терминологии значит «патинировать»? Это означает покрывать изделия из металла специальным налетом, который придаст предмету вид старинного. Патинировать металлические изделия можно с использованием химических составов, растворов, паров, после контакта с которыми изделие меняет цвет и становится особенным.

Пленка, которая образуется на изделии после процесса патинирования, является защитной и при использовании предохраняет металл от воздействия окружающей среды, внешних агрессивных условий.

Известны разнообразные натуральные оттенки патины на медных изделиях. Зеленый, оливковый, голубой, коричневый, красноватый, близкий к черному. Эти цвета появляются на меди и медесодержащих сплавах – латуни и бронзе. Патина, образующаяся на металле естественным путем, выглядит красиво и даже имеет эпитет «благородная».

Эстетический и практический эффекты натолкнули ювелиров и декораторов на изобретение способов создания искусственной патины как способа состаривания изделия. Выделяют два способа патинирования металла: случайный и стабильный.

При стабильном способе результат патинирования можно точно просчитать. Например, если использовать серную печень, то налет получится коричневых оттенков, степень его насыщенности можно регулировать временем воздействия.

При случайном способе нанесения патины результат предугадать невозможно, так как он будет зависеть от того, как поведет себя металл в реакции на те или иные средства. Но при этом способе получается всегда интересный и художественно ценный итог.

Имеются разнообразные средства и реагенты для образования налета. Рассмотрим самые популярные для патинирования меди и латуни.

Чем патинировать медь?

Чем патинировать медь, чтобы изделие приобрело эффект антикварного? Одно из популярных средств – пары уксусной кислоты или аммиака. Медная проволока или пластина при температуре 20-25 градусов быстро вступает в контакт с химическими испарениями и образует налет. Ускорить процесс и усилить интенсивность патинирования можно, увеличив температуру воздуха в области проведения процедуры.

Для создания патины изделие следует поместить в герметичную посуду, на дно которой налиты аммиак или уксусная кислота (соблюдайте технику безопасности, работайте в перчатках, также необходимо задерживать дыхание или использовать респиратор). Следите за процессом, украшение начнет окрашиваться в коричневый цвет. Не передерживайте, чтобы не усилить хрупкость и не испортить металл).

Извлеките изделие после достижения цвета нужной интенсивности и промойте водой. Используя бархотку с полировочной пастой (пастой гои), отполируйте украшение, пройдитесь щеткой, промойте еще раз и высушите.

Патинирование латуни: средства и способы

При патинировании латуни парами нашатырного спирта следует учесть, что этот металл более хрупкий, и длительное воздействие может запустить процесс разрушения. Не рекомендуется оставлять изделие дольше, чем на 20-25 минут, иначе проволока будет сломана.

Латунь после химического патинирования дает удивительные цветовые решения: от желтого и красного до фиолетового и черного. Отметим, что это многообразие может образоваться на одном изделии.

Используя патинирование триосульфатом натрия (гипосульфитом) и азотной кислотой, можно добиться серых оттенков в состаривании латуни. Процесс происходит следующим образом.

В емкость наливают пол-литра горячей воды, добавляют 25-30 граммов гипосульфита и 1-2 чайные ложки азотной кислоты. Раствор приобретает желто-зелёный оттенок и серный запах. На 15 минут в эту жидкость помещают латунное изделия и наблюдают за процессом окисления. После получения первоначального эффекта с помощью пинцета изделие извлекают из раствора и промывают горячей водой.

Чистое изделие следует протереть песком и снова опустить в химический состав. Повторная обработка дает окончательный цвет и разводы. Снова промыв горячей водой, изделие чистят пемзовым порошком, который смывается после протирания. Патинированная латунь сушится в слое опилок, после чего обрабатывается бархоткой, машинным маслом и покрывается лаком.

Таким образом, любому новому изделию из меди, латуни, бронзы можно придать благородный антикварный вид, используя способ патинирования. Патина не только создает дополнительную цветовую гамму украшению, но и защищает металл от неблагоприятных внешних воздействий, тем самым увеличивая срок его службы.