Как делать гравюру в домашних условиях?

Гравюра. Мастер-класс.

Светлана Большакова
Гравюра. Мастер-класс.

Недавно, перебирая свои старые записи с курсов, я нашла два листочка с оттиском, две старые гравюры.

Эта гравюра сделана из картона

А здесь кроме картона использованы кружева

Нам показывали приемы работы с эстампом, подготовке клише для оттиска гравюры. Тогда мне очень понравилась эта техника. Дело близилось к 8 Марта и я решила сделать с ребятами для мам гравюру на открытке. Клише я делала сама из картона, а дети только красили гуашью и делали оттиск на бумаге. Картон быстро размокал, отслаивался и приходил в негодность. Подготовительная работа показалась мне трудной и больше я к гравюре в работе с детьми не возвращалась. Но, найдя старые листочки с гравюрами, я захотела вспомнить, как это делается.

Гравюра на картоне (от франц. gravure) — вырезать, создавать рельеф — разновидность эстампа. Рельефный оттиск печати изготавливается с помощью аппликации, составленный из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм. Гравюра пришла из ювелирного дела.Она очень многогранна: линогравюра, гравюра по металлу, гравюра на картоне, ксилография, литография.Есть много способов снимать оттиски с природных объектов: листьев, перьев, цветов. Граттаж — это имитация гравюры.

Я хочу показать, как сделать гравюру на картоне. Я взяла 2 одинаковые картонки 11х15 см.

Из одной вырезала рамку и приклеила ко второй, хотя это не обязательно

Я решила сделать вазу с цветами, вырезала вазу и отдельные элементы к ней

Вырезала цветы, серединки к ним, листья и части листьев

Все наклеила на основу

Решила взять бордовую гуашь

Но мне не понравилось.

Сильно прижимала при проглаживании пальцами слева, опять не то

Покрасила еще раз и сделала оттиск. Ну вот, теперь можно наклеить на бумагу и вставить в рамку

Но мое клише после трех раз размокло и элементы начали расслаиваться

В поисках материала по этой теме в интернете, я нашла рекомендации по работе с детьми, используя полистирол и потолочную плитку. Этим мы вчера и занимались с моими гостями-кукурузоманами (об этом я рассказывала в предыдущей публикации)гравюрой с использованием полистирола — подложки для овощей. У меня была одна такая «мисочка» из-под грибов, я ее разрезала, сначала попробовала на своих внучках

Гуашь у меня хорошая, профессиональная и разводить водой ее не надо. А детскую гуашь нужно развести до густоты сметаны. Первый оттиск может не получится, а второй уже будет лучше. Такой эстамп никогда не размокнет и дети самостоятельно смогут нарисовать рисунок шариковой ручкой, закрасить гуашью и сделать оттиск

Мы зря развели гуашь, не очень четко видно рисунок.

Мастер-класс «Бабочки» Наступило самое волшебное время года — весна! Когда вся природа преображается, прилетели перелётные птицы, распустились цветы, появилась.

Мастер-класс «Барабанщицы» Мастер-класс «Барабанщицы» старший дошкольный возраст. Дорогие коллеги, я уже познакомила Вас с проектом «Музыкальные инструменты своими.

Мастер класс «Гвоздика» Чтобы сделать такую гвоздику вам понадобиться:гофрированная бумага двух цветов (зеленая и красная,ножницы,клей ПВА,трубочка. Для начала.

Мастер-класс «Корзинка из роз» Добрый день, дорогие коллеги! Хочу поделиться с вами способом изготовления роз из гофрированной бумаги. Вот такая рождественская корзинка.

Мастер-класс «Мастер времени. Делаем декоративные часы» Это захватывающая возможность попробовать себя в качестве настоящего часового мастера и декоратора. А чтобы вдохнуть жизнь в свои новые.

Мастер-класс «Обезьянка» Для того,что бы сделать такую поделку нам понадобится: -цветная бумага -картон (коричневого или оранжевого цвета) -ножницы -клей -степлер.

Мастер-класс «Открытка к 9 Мая» В канун великого праздника Дню Победы, предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению открытки. Цветы яблони — символ победы, мира,.

Мастер-класс «Ромашка» Думаю, мнoгие рaзделяют мoю любoвь к пoлевым цветaм. Ромaшка – этo однo из чудесных твoрений прирoды. Не знаю, как у других, но у меня.

Мастер-класс «Солнышко» Для работы нам потребуется цветной картон желтого и синего цвета, клей-карандаш, ножницы, фломастеры, двусторонний скотч, 8конфет с желтыми.

Мастер-класс «Тортик» Нам понадобится: 1. Клей пистолет или момент 2. Картон или ватман 3. Ножницы 4. Краски 5. Салфетки бардовые и белые 6. Украшения на тортик.

Как делать гравюру в домашних условиях?

Цветная гравюра для детского творчества своими руками

Сегодня в специализированных магазинах можно найти массу разнообразных наборов для детского творчества: развивающие, обучающие, просто развлекательные. Такие товары-игрушки привлекают внимание детей, но ведь куда интересней создавать нечто подобное вместе с родителями, тем самым познавая все секреты творческого процесса.

И на самом деле, очень многие детские творческие наборы не представляют собой ничего сложного, чего бы нельзя было воспроизвести самостоятельно в домашних условиях. К примеру, знакомые многим гравюры можно сделать своими руками всего за каких-нибудь полчаса. Как? Давайте узнаем.

Для создания цветной гравюры понадобятся:

  • белый картон (не глянцевый);
  • восковые карандаши разных цветов (также можно использовать масляную пастель);
  • гуашь черного цвета (можно взять и другой темный цвет);
  • жидкое мыло;
  • кисточка;
  • апельсиновая палочка (или другой тонкий и острый предмет для гравировки).

Шаг 1. Создаем цветную основу-фон

Большинство гравюр, которые продаются в магазинах, сделаны с одноцветным фоном (золотистым или серебристым), а деткам будет интересней видеть картинку в разных цветах. Для этого разрисовываем одну сторону белого матового картона в произвольном порядке разноцветными восковыми мелками — чем насыщенней и контрастней цвета, тем эффектней они буду выглядеть при гравировке. Примечание: вместо восковых карандашей можно использовать обычные или фломастеры, но их нужно будет дополнительно зарисовать сверху парафиновой свечой, и лишь тогда приступать к следующему этапу.

Шаг 2. Делаем промежуточный слой гравюры

Чтобы сделать некий «защитный» невидимый слой, который не позволит стирать цветной фон при гравировки, понадобится жидкое мыло. Его нужно равномерно нанести на фоновую мозаику. Примечание: «втирать» мыло в пастель следует более аккуратно, потому что цвет может «размазываться», то есть переноситься на участок бумаги другого цвета.

Шаг 3. Наносим финишный слой для процарапывания

После того, как мыло впиталось в цветной фон картона, необходимо плотно закрасить его черной густой гуашью. Даже если в некоторых местах краска будет расходиться от воска, необходимо повторять закрашивание, пока фон не перестанет проступать. Закрасить можно, как весь лист, так и его часть.

Ждем, когда гуашь подсохнет, и наша гравюра готова. (хотя правильней будет сказать граттаж, который является лишь одной из разновидностей гравюры). Теперь можно брать в руки тонкий заостренный предмет (например, апельсиновую палочку, спицу, пустой стержень от ручки и т.д.) и приступать к процарапыванию нового шедевра.

На таком «полотне» детки могут создавать свои собственные картинки, которые будут проступать разноцветным контуром, или взрослый может нарисовать простым карандашом поверх гуаши рисунок, а ребенок будет его процарапывать. е занятие придется по душе как самым маленьким детишкам, так и младшим школьникам. Кстати, по такому же принципу можно разрисовать/процарапать яйца к Пасхе.

Веселого Вам творчества вместе с детками!

Гравюра своими руками

Гравюру, которая станет хорошим украшением интерьера, можно изготовить в домашних условиях. При этом с самым лёгким способом создания такого изображения справится даже ребёнок.

Самая простая гравюра

Наиболее простым способом гравюра в домашних условиях делается на бумаге. При этом, конечно же, тонкая бумага не подойдёт. Нужен плотный картон (не гофрированный) либо ватман. В качестве инструмента для этого можно использовать канцелярский нож (либо обычную иголку) и жёсткий валик. Будущее изображение вырезается (либо нацарапывается) на картоне. С царапин на картонной форме краска не будет попадать на оттиск. Такой вид гравюры называется гравюрой высокой печати.

Далее нужно раскатать на бумаге (на другом листе) краску при помощи валика. Для создания гравюры нужно брать краску, которая засыхает довольно долго. После этого краска с бумаги переносится на картонную форму. Теперь берётся лист бумаги, накладывается поверх формы и накрывается прессом (когда делается гравюра своими руками, в качестве пресса отлично подходит лист фанеры). Затем нужно несколько раз, прилагая усилие, пройтись валиком по прессу. Полученный на бумаге оттиск и есть ваша гравюра.

Читайте также  Как обточить стекло в домашних условиях?

«Настоящая» гравюра

Более интересный и более сложный способ – гравюра на дереве. Доска (так называется форма для гравюры независимо от материала, из которого она изготовлена) в данном случае делается из дерева. Любая деревянная доска для этого не подойдёт, а изготовление собственной – процесс длительный и трудоёмкий (речь идёт о резке брёвен, просушке их в течение недель и т.д.). Поэтому лучше всего приобрести доски в художественном магазине.

Перед тем, как сделать гравюру на дереве нужно запастись набором специальных инструментов – штихелей. Это резцы из стали, имеющие удобную деревянную ручку. Они имеют различную форму сечения и разную толщину. Так, тонштихели вырезают линию, толщина которой соответствует размеру их жала (надо иметь под рукой, желательно, 5-6 таких штихелей толщиной 0,1 – 1,0 мм). Грабштихели оставляют линию, ширина которой зависит от силы нажима. И болтштихели служат для удаления довольно больших участков поверхности доски (которым на оттиске будут соответствовать незакрашенные места). Самые широкие места удаляются обыкновенной столярной стамеской.

Формирование рисунка

Картины-гравюры сначала рисуются на кальке или бумаге мягким карандашом. Потом рисунок прикладывается к доске и притирается. Таким образом, карандаш переводится на дерево. После этого при помощи штихелей и стамесок вырезается сам рисунок. При этом изображение на оттиск будет переноситься тоже методом высокой печати (глубокую печать – при которой краска переносится не с поверхности доски, а с вырезанных углублений – использует гравюра на стали), то есть вы вырезаете те места, которые будут белыми на оттиске.

Доска кладётся на кожаную (или из другого плотного материала) подушку, наполненную песком, которая лежит на рабочем столе (такую подушку сделать совсем несложно). Дело в том, что доску придётся часто проворачивать и менять уголок её наклона (штихель всегда толкается от себя). Поверхность такой подушки отлично подходит для таких манипуляций. Закончив обработку доски и имея готовую форму, можно начинать делать оттиски на бумаге, используя валик для нанесения краски на доску.

Гравюра своими руками на бумаге в домашних условиях: 4 способа. Мастер-класс

Сегодня будем делать гравюру, но гравюру не в чистом виде, а адаптацию на бумаге. Я покажу 4 способа изготовления гравюры в домашних условиях – все они простые и доступные. Сейчас продаётся большое количество промышленных гравюр для детей. Я дочкекупила на пробу парочку. Вот такая собачка получилась из одной из гравюр.

Делать гравюру меня научили ещё в шестом классе – один год у нас ИЗО преподавала замечательная тетенька. Я уже и имени её не помню, но до сих пор в поделках периодически использую то, чему она научила.

Гравюра своими руками – второй способ

  • Черная гуашь (можно использовать любую, но в классическом варианте гравюра – в черных или коричневых тонах)
  • Кисть
  • Обычная свеча (можно заменить парафином, но мне кажется, что обычную свечу найти проще)
  • Фоновое изображение

В качестве фона я использовала картинку из использованной книжки с наклейками про Лунтика. Дочь обожает наклейки, после того, как наклейки наклеены и книжка прочитана – она больше не используется, поэтому дома у нас скопилось несколько коробок таких книжек. Конечно, выкинуть жалко, да и периодически я оттуда что-нибудь вырезаю. Например, осьминожика для штуки на холодильник для изучения дней недели.

Вырезаем фон нужного размера.

Натираем его обычной свечой – тщательно промазывая каждый сантиметр.

Я пробовала сначала такой .

Свечка должна ложиться ровным слоем, без кусков. Поэтому цветная синяя меня больше устроила. Синий краситель свечи никак не повлиял на оттенок фонового рисунка.

Вот что получилось.

Теперь берем обычную гуашь.

И, не разбавляя гуашь водой, наносим ровным слоем на фон.

Воды не должно быть совсем, иначе, когда гравюра высохнет, черный слой не будет равномерно счищаться и останется вязким.

Когда прокрасили – отправляем сушиться на несколько часов.

Когда гуашь засохла – можно приступать к рисованию. Т.к. у меня в этом случае использован был конкретный рисунок и гравюра предназначалась для ребенка, то можно обойтись без узора и счистить необходимую поверхность.

Счищать засохшую гуашь можно ребром монетки. А для ребенка я бы все-таки рекомендовала пластиковое перо, например, такое.

Или можно использовать ручку с непишущим стержнем или же просто корпус от ручки, чтобы ребенок формировать привычку правильно держать ручку и карандаш – очень пригодится в школе.

Гравюра своими руками – третий способ

Этот или первый способ подойдет, если нужно в качестве фона использовать уже готовое изображение.

Что нужно для изготовления гравюры дома

  • Целлофановая пленка
  • Гуашь
  • Ножницы
  • Кисть
  • Клеевой карандаш
  • Картинка для фона

У меня была вот такая пленочка.

Можно использовать целлофановые пакеты – они хорошо держат форму, также подойдет прозрачный пластик (встречается в коробках с конфетами, в упаковке косметики и т.п)

Основой у меня будут вот такие бельчата.

Пленочку я приклеила по периметру при помощи клеевого карандаша прямо в книжке.

Вот готовая фоновая картинка.

Наносим слой гуаши.

Когда гравюра просохнет, можно приступать к рисованию. Монеткой получаются довольно резкие линии.

Как альтернативу предлагаю именно для гравюры по пленке попробовать использовать смоченный в воде ватный диск или салфетку. Только ребенок весь перемажется. Но, если до этого ребенок занимался с пальчиковыми красками, то вы морально к этому готовы:)

Гравюра своими руками – четвертый способ

Если у Вас есть ненужные обложки от книжек с любимыми героями, можно использовать их для изготовления гравюры. Причем не потребуется ни воск, не восковые мелки. От глянцевой обложки книжки прекрасно отмывается гуашь.

Что нужно для изготовления гравюры своими руками

  • Глянцевая обложка от книжки или журнала
  • Гуашь
  • Кисть
  • Ватный диск или салфетка, смоченные в воде

Вот пример такой книжки с нужной нам глянцевой обложкой. Подойдут также и «глянцевые» журналы.

Вырезаем картиночку под нужный размер.

Закрашиваем гуашью, конечно же, без участия воды.

Влажным ватным диском или салфеткой, смоченной в воде «оттираем» гуашь от гравюры.

В отличие от уже готовых гравюр, где видно, что именно «скрыто» под черным слоем, гравюры, выполненные своими руками для малыша гораздо интереснее, т.к. срабатывает фактор неизвестности. Поэтому сантиметр за сантиметром стирая краску малыш удовлетворяет свое любопытство. Моему ребенку работа с гравюрой ну очень нравится.

Процесс и способы изготовления гравюры на картоне

Гравюра на картоне появилась относительно недавно, сумев завоевать симпатии многих художников, в том числе и начинающих. Этот вид относится к высокой печати, т. к. пропечатываемые элементы образуются после выбирания резаками пробельных элементов, которые не будут касаться бумаги.

Необходимые инструменты

Данная техника требует, чтобы были подготовлены определенные материалы:

  • надфили (можно заменить шилом, иглой);
  • картон, который может быть любой фактуры и толщины. Для более профессиональной печати картон должен быть не меньше двух миллиметров;
  • картон или бумага для оттиска, подойдет чертежная;
  • резиновый валик или шпатель. В самом крайнем случае можно заменить кистью со щетиной;
  • калька;
  • копировальная бумага;
  • оргстекло;
  • тушь (не обязательно);
  • масляная или акриловая краска, для детского творчества подойдет гуашь.

Иглы должны быть остро наточены, т. к. от этого зависит эффективность их использования и аккуратность проводимых линий.

Процесс и способы изготовления гравюры на картоне

  1. Рисование эскиза. Этот этап выполняется на обычной бумаге и включает в себя создание композиции, компоновку. При продумывании эскиза нужно учитывать, что создание изображения происходит за счет вырезания на картоне определенных участков. Поэтому, чтобы избежать разрывов рабочей поверхности картона, выполнять рисунок стоит пятном или простыми штрихами, но не перекрестными.
  2. После разработки эскиза рисунок переносится на кальку.
  3. Эскиз на бумаге разбивается на тени и свет. Свето-теневую разбивку проводят тушью или фломастером. Это поможет не запутаться при работе с картоном. Если гравюра предполагается цветной, желательно выполнить цветовое решение. При этом надо учитывать, что процарапываемые на картоне детали будут светлыми.
  4. С кальки эскиз переносится на картон. Это делается двумя способами:
    • В первом случае рисунок на кальке рисуется очень мягким карандашом. Тогда для переноса его на картон достаточно будет просто положить кальку рисунком к картону и пригладить поверхность ложкой. Или же обвести не пишущей ручкой по просвечивающимся линиям. Но тогда есть вероятность, что не все линии пропечатаются, да и сам рисунок отобразится в зеркальной проекции.
    • Во втором случае можно просто перевести рисунок через копировальную бумагу. Этот способ удобнее, а изображение можно сделать «смотрящим» как вправо, так и влево.
  1. На получившемся на картоне изображении надо при помощи инструментов вырезать пробельные элементы. Процарапывать картон следует аккуратно, т. к. любой огрех будет заметен на готовой работе. Для лучшего сцепления с пигментом картон можно загрунтовать. В этом случае наносить рисунок можно горячей иглой для выжигания. Плюс грунта еще и в том, что он сохраняет штамп более долговечным и позволяет сделать рисунок четче.
  2. Помимо процарапывания, можно клеить на картон аппликацию. Особенно интересно будет смотреться результат использования настоящих веток, травинок, листьев. Техника аппликации хороша не только как вспомогательная, но и как самостоятельная.
  3. После того как подготовительный этап окончен, можно переходить к заливке пигментом. Независимо от того, предполагается конечное изображение монохромным или цветным, техника здесь одна: на оргстекло наливается небольшое количество нужного пигмента, равномерно распределяется на валик и переносится на картон. Переносить нужно слоем 0,1–0,5 мм, равномерно распределяя пигмент по работе.

Важно! При использовании масляной краски поверхности, взаимодействующие с ней, нужно грунтовать. Для других красок этого можно не делать.

  1. Если используется акрил или гуашь, то перед отпечатыванием краску, если она подсохла, нужно смочить. Высохший цвет не даст никакого эффекта.
  2. Далее происходит печать. Для этого в классической графике используется офортный станок. В домашних условиях он заменяется столовой ложкой без каких-либо надписей и узоров. Для отпечатывания на прокрашенный картон накладывается чистый лист плотной бумаги или картона бо́льшего размера. Для надежности его можно закрепить скрепками. Для создания рисунка лист приглаживается ложкой по направлению от центра к краям. Делать это нужно внимательно, не пропуская участков.
  3. Качество получаемого изображения проверяется при отгибании угла листа. После проглаживания всей поверхности лист надо аккуратно, не смазывая краску, отделить от картона.
  4. Дать изображению высохнуть.
Читайте также  Как почистить медное кольцо в домашних условиях?

Получившийся оттиск должен быть хорошего качества, без потеков краски, без дефектов. Прокраска должна быть равномерной, а изображение хорошо читаемым. В случае если есть какие-то огрехи, не стоит отчаиваться. Можно постараться исправить ситуацию, внеся исправления в наработку на картоне. А также можно менять цветовое решение, получая несколько вариантов изображения.

Учтите! Если нужно поменять цвет изображения, а картон был покрыт масляной краской, то предыдущий цветной слой нужно максимально удалить сухой салфеткой, т. к. даже тонкий слой масла может сохнуть до полугода.

Оформление работы

Оформить работу не меньшее искусство, чем создание ее. Неправильно подобранная рамка может испортить впечатление даже от шедевра. Она не должна быть слишком громоздкой, отвлекать на себя внимание. Рамка — это лишь элегантное дополнение для картины, соответствующее настроению, цветовой гамме и тональному исполнению изображения.

Удачным решением будет бесшовное паспарту. Это рамка, выполненная из белого или тонированного картона (плотной бумаги). Ширина ее может начинаться от трех сантиметров, в зависимости от размера картины. Главное правило при создании паспарту — никаких швов. Оно делается из цельного листа бумаги и наклеивается сзади на изображение. Верхняя и боковые части одинаковые по ширине, а нижняя немного шире. Например, если три полосы равны трем сантиметрам, то нижняя будет равняться — пяти. Несмотря на простоту, такое оформление зачастую смотрится гораздо аккуратнее, чем полноценная рамка.

Оформленную в паспарту работу можно закрыть оргстеклом, размер которого выбран в соответствии с крайними границами рамки. Оно защищает изображение от пыли и грязи, а также придает аккуратность при вывешивании на стену. Если же хочется обойтись без него, картину стоит покрыть специальным лаком, подобранным с учетом использовавшейся краски.

Если гравюра выполнялась масляной краской, то не стоит сразу оформлять работу. Даже если верхний слой масла кажется просохшим, это впечатление обманчиво. Такая краска способна сохнуть от шести месяцев и до нескольких лет, в зависимости от толщины слоя. Процесс сушки ускорится, если покрыть готовую работу тонким слоем ретушного лака. В противном случае при оформлении сырой гравюры в паспарту, есть шанс увидеть на нем масляные пятна, что не добавит эстетической ценности работе.

Вывод

Гравюра на картоне — простой вид высокой печати, легко исполняемый в домашних условиях. Но для полного раскрытия техники и получения достойного результата стоит использовать если не профессиональные, то хотя бы качественные материалы. Картон лучше брать плотный, не «съедающий» краску. Бумагу для оттиска предпочтительно применять акварельную (использовать глянцевую сторону) или чертежную. Тогда работа над гравюрой принесет море удовольствия и порадует прекрасным результатом.

Гравюра для детей своими руками

Сегодня, мне захотелось посвятить мастер класс для детей, интересной и одной из самых древних техник рисования. Речь идет о гравюре, которая может стать открытием великого мира изобразительного искусства как для вас так и для вашего ребенка.

Творческая жилка всегда присутствовала в людях и вызывала желание оставить свой след на различных поверхностях, что послужило началом создания интересных и необычных техник рисования. Ведь что может быть проще процарапывания рисунка на камне, глиняной табличке или дереве? Если же заполнить бороздки краской, получится яркий рисунок, который сохранится довольно долго. Так зародилась одна из древнейших техник рисования — гравюра. Пришла она из ювелирного дела, все инструменты и техники используются ювелирами, по сей день. Она очень многогранна и включает в себя множество различных техник исполнения. Это и линогравюра, и гравюра по металлу, на картоне, ксилография и литография. Появление техники гравировки, послужило толчком для создания печатных станков.

Множество великих художников уделяли гравюре огромное внимание и создавали удивительные и прекрасные шедевры. Одним из ярчайших мастеров был Альбрехт Дюрер.

Как сделать гравюру

Создание гравюры своими руками, как бы это не показалось странным, дело довольно простое. Детские рисунки легко можно разнообразить предложив ребенку технику гравюры или ее имитацию – граттаж, процарапывание в покрытой цветной краской или воском пластины рисунка.

Эти занятия гравюрой в домашних условиях отлично развлекут малышей, поспособствуют развитию любви к прекрасному. И будут первыми шагами в искусстве. Работа в этой технике способствует развитию у ребенка мелкой моторики, усидчивости и аккуратности.

Создавать картины в этой технике могут даже маленькие детки. Для малышей можно упростить процесс и им понадобится помощь взрослых. Для этой технике нам понадобится:

— тонкие пластины пенопласта или пенополистирола;
— палочка для процарапывания рисунка, штихель или обычная шариковая ручка.
— ножницы;
— цветная бумага;
— краски;
— резиновый валик для прокатки работы.

Ребенок может нарисовать рисунок на пластине пенополистирола шариковой ручкой, посильнее нажимая на нее.

Получится рисунок, контуры которого продавлены в материал.

Вырежем город и положим его на поднос, чтобы не запачкать краской все вокруг.

При помощи валика нанесем краску на пластину.

Наложим ее на лист цветной бумаги и крепко прижмем.

Аккуратно сняв пластину с бумаги, мы увидим получившуюся гравюру.

Получившуюся картинку можно поместить в рамку и украсить ею интерьер. Это упрощенная, но очень интересная технология.

Для детского творчества существуют в продаже пластины с уже нанесенным рисунком для гравировки, специальные краски для печати и даже станки — валики для прокатки гравюр. Если ребенок увлечется, необходимые материалы легко приобрести.

И не забываем, что есть еще много способов самовыражения в технике гравюра, например снимать оттиски с природных объектов: листьев; перьев птиц; или как в дной из наших статей снять отпечаток с среза дерева.

Как самому нарисовать гравюру

Как нарисовать гравюру.

Что может программа Strokes Maker, в общих чертах

1. Создавать векторные штриховки разных форм


Некоторые базовые штриховки с заданным утолщением

2. Управлять штрихами в зависимости от исходного растрового изображения, а именно:


Пример управления штриховками (барельеф, комбинирование, деформация форм)

2.1 Управлять толщиной отдельных штрихов
2.2 Придавать штрихам вид барельефа
2.3 Управлять разрывами в штрихах
2.4 Создавать пунктирные участки штриховки
2.5 Управлять параметрами пунктира


Параметры штриховки: утолщение, пунктир, разрыв, комбинирование 2х параллельных штриховок, барельеф, комбинирование с поперечной штриховкой

3. Создавать помимо стандартных штриховок разные прикольные векторные заливки


Использование векторной полутона (halftone)

3.1 Полутон (Может состоять из разных образующих элементов)
3.2 Кривые Пеано
3.3 Области трассировки
3.х Другие интересные векторные заливки


Некоторые полезные векторные заливки (область трассировки, подсолнух, кривая Пеано)

4. Управлять формой заливок (подобно Free Mesh)

5. Работать с масками

5.1 Задавать маски для заливок
5.2 Комбинировать маски разных заливок
5.3 Управлять прозрачностью масок

6. Экспортировать в формат AI EPS (с группировкой штриховок по плоскостям).

Итак, приступим

Во первых, необходимо в сети найти подходящую фотографию тест-объекта (ТО), в данном случае Билла Гейтса. Фотография должна удовлетворять следующим требованиям (не обязательно, но желательно):

Читайте также  Как покрыть алюминий медью в домашних условиях?

1. ТО должен быть достаточно морщинист

2. Для облегчения задачи ТО не должен иметь щетины или лысины. Очень трудно реалистично заштриховать как гладкую поверхность щеки ребенка или блестящую лысину уважаемого гражданина, так и торчащие в разные стороны пеньки недельной небритости
(по этой самой причине я не взял в качестве ТО образ Стива Джобса)

3. Голова ТО должна быть повернута немного в сторону, т.е. не должна быть строго в профиль или анфас

4. Разрешение фотографии не должно превышать 300 dpi и фотка должна быть Grayscale

Немного покопавшись в сети — без труда находим подходящую фотографию Билла Гейтса.


Исходная фотография

Для равномерного штрихования поверхности лица, фотографию необходимо немного обработать — в данном случае убрать очки и отдельные волоски с лица. Штриховка должна быть однородной и соответствовать штрихуемому материалу. Иначе штрих с лица будет “забегать”, например, на очки, что будет смотреться не реалистично.


Отредактированный вариант

Очки и отдельные волоски лучше потом нарисовать в иллюстраторе, хотя можно и в SM.

Фотография готова, теперь необходимо определиться со штриховками.
Основная идея заключается в том, что каждый материал должен штриховаться “своей” штриховкой. Т.е. если мы начали штриховать лицо штриховкой с опеределенными параметрами, эти параметры должны соблюдаться для всех штрихуемых фрагментов изображения, содержащих этот материал. Можно и нужно менять направление штриховки, составлять из штриховок единую поверхность, но параметры этих штриховок менять нельзя.

На имеющемся изображении можно выделить 7 различных типов поверхности (материала): лицо, волосы, глаза, зубы, губы, одежда, фон.

Начнем с лица. Какой должна быть штриховка? Обратимся к имеющимся материалам, например к маркам или долларовым банкнотам. Видно, что штриховка лица состоит из 3х видов штрихов — длинные штрихи, переходящие в пунктир, проходящие по всей поверхности лица. Поперечные штрихи (примерно 45градусов относительно основного штриха), добавляющие изображению контраст, и точки в пустотах пересечений основного и поперечного штрихов, добавляющие еще больший контраст и реалистичность изображению. Желательно, что бы траектория штриха плавно “обтекала” щеку ТО переходя в стенку носа (напоминала волну).

Для решения подобных задач SM предоставляет штриховку типа “Волна”, по сути являющейся синусоидой с соответствующими параметрами.

Штриховку проводим от крупных объектов к мелким.

Открываем программу SM. Загружаем отредактированную фотографию Билла Гейтса (ТО). Выбираем в палитре инструментов инструмент “штриховка” и примерно выделяем прямоугольную область поверх правой части лица ТО. Получаем прямоугольный элемент, заполненный штриховкой с текущими заданными параметрами, обычно это штриховка прямыми линиями 45 градусов. Для изменения параметров текущей штриховки в выделенном элементе используем панель “Штриховки”. Необходимо заметить, что каждый элемент (та самая прямоугольная область), может содержать несколько штриховок, которые зависят от формы этого элемента и наложенной маски. Т.е. получается такой “бутерброд” из штриховок, форму которого можно менять и ограничивать область видимости маской.

Требуемую штриховку с “точкой” можно получить комбинируя белые и черные группы штриховок с определенными углами (допустим 0 град., 35 град.). Первый слой штрихов — черный, поверх накладываем группу белых штрихов, как бы «разрезая» нижний слой. При этом белые штрихи должны иметь измененную опцию “толще на светлом”. Эта опция будет расширять белые штрихи на светлых участках ТО, тем самым разряжая нижний темный фон. Темным фоном может быть любой набор штриховок, в том числе специальные заливки, типа векторной оттрассированной области и т.п.

По шагам процедура создания штриховки показана ниже:


Пример штриховки с “точкой”

Для наглядности белые штриховки выделены желтым цветом. При формировании первой штриховки необходимо учесть все параметры, в том числе “барельеф” и пунктир, а также, область разрыва штрихов. Это важно, т.к. в дальнейшем эта исходная штриховка будет использоваться при штриховании других элементов лица с возможными небольшими изменениями и при изменении базовых параметров штриховки необходимо будет отследить возможные изменения других элементов.
После получения удовлетворительного результата, штриховку желательно сохранить в файле штриховок (*.ets) и в дальнейшем использовать для заполнения других элементов.


Расположение штриховки “по форме”

Теперь необходимо расположить элемент на ТО таким образом, что бы штрихи шли “по форме”. Далее необходимо ограничить маской заштрихованную область (“маскировать”), т.е. правую часть лица. Для этих целей предназначен инструмент «свободная форма маски». Выбираем его в палитре инструментов и обводим нужную нам область штриховки. При этом, элемент, содержащий штриховки, должен быть выделен, иначе будет автоматически создан новый элемент с маской. Для полного пересчета штриховок жмем кнопку на панели “Штриховки”- “Обработать выбранную группу штриховок” или «ctrl-space». В результате будут пересчитаны все “измененные” штриховки.


Ограничение маской

Другие штриховки создаем простым копированием подходящих элементов с последующим расположением «по форме» и маскированием. Следует не забывать выключать «прозрачность» элемента. В этом случае из всех штриховок, находящиеся под текущей штриховкой будут исключены области, маскированные в текущей штриховке. Так же можно задать значение “размытия” края маски, и прозрачности маски. В “полупрозрачном” режиме, нижележащие штриховки будут просвечивать в соответствии с заданным параметром «прозрачность» верхней штриховки.


Элементы лица

При создании штриховок имеет смысл объединять элементы в смысловые секции — “ОДЕЖДА”, “ЛИЦО”, “ГЛАЗА” и т.п. Для этого в панели “Объекты” есть соответствующие кнопки.


Глаза и зубы

При штриховании глаз имеет смысл воспользоваться парой штриховок “спираль” + “радиальная”.

Прическа — это отдельная тема. При видимой простоте задачи, что-бы добиться нужного результата надо помучиться. В случае с прической нашего ТО — подойдет простая линейная штриховка с включенным параметром “дрожание” (панель “Штриховки”-”Барельеф”). Создаем один небольшой фрагмент “локон” и копируем его по всей поверхности прически, стараясь, по возможности, следовать направлениям локонов исходной прически ТО.


Прическа

Для формирования фона используем сильно размытое изображение исходного ТО.
SM позволяет использовать в одном проекте произвольное количество исходных растровых изображений.


Растр для фона

Результат работы SM можно сохранить в 2х внутренних форматах:

  • Полный формат, включающий в себя структуру проекта (формы, маски и т.п.) и результат рендеринга (штриховки).
  • Легкий вариант, включающий в себя только структуру проекта, которую можно отредерить.

Для дальнейшего использования предусмотрен экспорт в формат AI. Результат экспорта содержит разбивку штрихов на слои, как это было определено в SM. При необходимости, можно без труда и без использования SM, отключать ненужные слои (элементы) векторной гравюры в иллюстраторе или другом векторном редакторе.


Гравюра в сборе

Некоторые фрагменты гравюры


Ухо — обязательно должно быть выделено в отдельный объект,
иначе сольется с формой


Зубы — выполнены простой вертикально штриховкой


Глаз — выполнен спиральной штриховкой и
явно требует ручной доработки


Подбородок — в основе содержит круговую штриховку,
центр “утянут” вниз, за пределы формы. Так же можно видеть штрихи фона, выполненные радиальной штриховкой с иньстоньшением по градиенту фона


Прическа с заданным “треммором” штриха

Скриншот программы Strokes Maker, с включенными границами элементов, показан ниже:


Формы элементов, содержащих штриховки, выделены синим цветом

В правой части рабочего поля расположены основные панели программы:

  • Объекты — содержит все формы, при необходимости объединенные в тематические группы
  • Штриховки — содержит все штриховки для текущего элемента и параметры для текущей выбранной штриховки