Точение вазы из дерева на токарном станке

alejanders

Alexander

Деревянные вазы выглядят очень красиво. Обычно делаются на токарном станке. Но 90% дерева превращается в стружку.
Есть технология, которая позволяет сделать вазу из плоского щита.

Вот, что получается:

Долго выбирал материал для пробы. С одной стороны, хочется что-то интересное, с другой — чтобы не жалко было испортить.
В итоге остановился на орехе, с вставками из дуба и венге.

Ореховая доска шириной 75мм и толщиной 15мм разрезана на 3 части.
Дубовый 4мм шпон надо разрезать на 15мм плашки.

Как это сделать, если нет циркулярной пилы, но есть пара струбцин и подрезная пила?
Вот так — пист зажимается между ореховых плашек.

В итоге получается ровная плашка нужной толщины:

Склеиваю орех в щит с проставками — две дубовые плашки, между ними тонкий шпон венге. (который пилился по той же технологии)
Видны царапины от пилы. Небольшая неаккуратность, плюс твердый дуб, который пилил вдоль волокон.
Не страшно, все равно щит придется шлифовать, чтобы выровнять погрешности склейки.

Далее, делаю еще два распила поперек, используя в качестве направляющих дубовые доски:

И снова склеиваю с проставками, оставляю на ночь:

Ленточной шлифмашиной выравниваю щит, убираю остатки клея. Наверное, стоило сделать венге непрерывным:

Получился щит толщиной 14 мм. С каждой стороны ушло 0,5 мм.
Исходя из щита и желаемых габаритов вазы подбирается угол и шаг:

Печатаю чертеж, с помощью шила совмещаю центры щита и чертежа, приклеиваю чертеж:

Пилю небольшую рейку под углом 38 градусов:

Фиксирую щит зажимами на столе лобзика и используя рейку в качестве ориентира, просверливаю бормашиной 2мм отверстия под углом 38 градусов:

Продеваю в отверстие пилку:

И поехали!
Прорезал первое кольцо:

И вот оно — донышко!

Древесина очень твердая, пилится медленно, чуть пережмешь — лопается пилка. Для замены пилки нужно возвращать стол в горизонтальное положение, раскручивать крепления пилки, продевать щит, опять настраивать на 38 градусов, регулировать натяжение. Причем пилка почти всегда рвется, когда до завершения кольца остается 3 см.

Второе кольцо, картинка начинает вырисовываться.

И после четвертого кольца кончились пилки. Израсходовал полторы пачки. Больше нет, откладываю на завтра.

Заехал магазин, купил 8 пачек пилок (чтобы наверняка хватило), распилил:

Ловкость рук и никакого мошенничества, кольца складываются в вазу:

Можно совмещать со сдвигом. Можно между слоями делать вставки. Вариантов масса.

Начинаю клеить, пока без дна, чтобы было удобнее шлифовать внутреннюю поверхность:

Проверяю совмещение слоев:

Оставляю на ночь под нагрузкой:

Результат. Поверхность грубая, но совмещение линий без серьезных нарушений.
Потемнение — следы от пиления сверхтонкой пилкой (41 зуб на дюйм), которая тонула в опилках и дерево подгорало.

Надо выравнивать внутреннюю поверхность.
Попытка номер один — стальной стержень с наклеенной на двухсторонний скотч наждачкой.
Не вариант, слишком гибкий.

Попытка номер два, шлифовальный барабан на том же шпинделе.
Тоже не подходит, станок легкий (каким я его и задумывал). Не держится, плюс неудобно работать.

Попытка номер три. Шлифовальный барабан на гибком рукаве.

Барабан небольшой, опилки летят туда, где меньше всего нужны, но работать можно:

Для тонкой шлифовки собираю лепесточки 400 наждачки:

Но не шлифует. Продолжаю руками.
Уходит много времени, поверхность далека от идеала.
Обнаруживаю ошибку — предпоследнее кольцо вклеено со смещением 180 градусов.
Что же, будет напоминанием. В конце концов, могло быть намного хуже. Пусть придает шарм — будет каемочкой. Главное, проставки нормально совместились.

Больше всего мешает пот, заливающий глаза и падающий на вазу.

Респиратор когда-то был снежно-белый:

Вклеиваю донце. Для ускорения процесса в качестве пресса использую свой вес с гантелями в руках. Ваза выдерживает более 100 кг без скрипа, не смотря на легкость и тонкие стенки. Сейчас думаю, а что был бы, если бы ваза разлетелась?

Для выравнивания внешней поверхности кладу ленточную шлифмашину вверх пузом:

И выравниваю поверхность:

Заканчиваю на дисковом станке с 400 шкуркой (ленты с такой зернистостью не нашел):

Полирую муслиновым кругом на гибком валу:

Вот. что получается. Забавно смотрятся точки, идущие по каждому слою. :

Покрываю маслом. Разница видна сразу. Масло впитывается быстро, если на флешку хватает одной капли, то на вазу ушла пара столовых ложек:

После пропитки финишная полировка, покрытие каранубским воском, вот результат:

Ваза весит всего 276,5 грамм.

Сувениры на токарном станке по дереву

Изделия из дерева люди делают уже много веков, со времён первобытного общества и до наших дней. Меняются только способы его обработки. И если раньше использовались топоры, пилы и рубанки, то современные мастера для обработки деревянных изделий, кроме ручных, также используют и электрические инструменты, и в том числе токарный станок.

Так, для чего же он нужен? И что можно сделать на токарном станке? Можно ли его использовать для творчества? Давайте разбираться.

Назначение станка и что можно сделать с его помощью

Токарный станок — это устройство для изготовления деревянных изделий, имеющих форму тел вращения. С его помощью можно точить материал, делать его нарезку, а также зачистку наждачной бумагой. Сам процесс обработки – это сочетание двух видов движения: вращательного и поступательного. Станок вращает непосредственно саму заготовку, а токарь вручную, при помощи стамески, регулирует давление на заготовку для получения нужной формы.

А выточить на станке можно не только строительные заготовки. Здесь все зависит от фантазии и квалификации мастера. Это могут быть сувениры и декоративные изделия. К примеру, красиво сделанный фужер из бука или необычные ложки из яблони станут достойным украшением любой кухни. В руках опытного мастера любое полено станет шедевром!

Разновидности точения и принцип действия

Существует более десятка различных видов токарных работ, и отличаются они друг от друга по видам деталей и по их размерам. Следовательно, и видов точения, может быть множество. Но есть три основных метода, на которых базируются все остальные: продольный, поперечный и угловой. Отличаются они направлением перемещения резца по отношению к оси вращения заготовки:

  • продольный – резец двигается параллельно оси вращения;
  • поперечный – резец двигается перпендикулярно оси вращения;
  • угловой (тангенциальный) – резец двигается под произвольным углом к оси вращения.

Какой метод применять – решает уже мастер, исходя из целей, которые перед ним стоят.

Необычные изделия, выполненные из древесины

Дерево – это уникальный материал, и сделать из него возможно все. Сильно ошибаются те, кто считает, что дерево нужно только для строительства или производства мебели. Иногда вещи, сделанные из древесины, просто поражают. Настольная лампа, чехол для фотоаппарата или ноутбука, джойстик для игровой приставки или, к примеру, кофемашина.

Все это вещи выглядят очень изысканно и придают всему своему окружению неповторимый шарм. А как стильно смотрится ванна из дерева, и как приятно ее принимать. Но фантазии умельцев неограниченные. Чего стоит деревянный велосипед или машина (!), корпус которой сделан также из дерева. Такая модель будет достойно смотреться среди самых дорогих автомобилей мира.

Но это все произведения опытнейших мастеров, которые отдали много лет этому искусству. Мы же рассмотрим несколько изделий, которые под силу каждому, кто решил серьезно работать с деревом.

Деревянные ложки своими руками

На Руси ложки из дерева делали веками. И сегодня изготовление деревянных ложек – занятие не только полезное. Кроме красивой декоративной вещи, мастер получает еще и большое удовлетворение от самого процесса.

Выбрать дерево, сделать заготовку, выточить ее на токарном станке, разукрасить и в результате получить эксклюзивную вещь – это ведь завораживающее действо, особенно для новичков.

Лучше всего брать древесину твердых пород, но не колкую – осину, клен, ясень, вишню, березу, орех. Совсем новичкам лучше начинать с липы, она мягкая и податливая.

Дальше нужно выполнить следующие действия:

  • нарисовать рисунок будущей ложки, затем перенести его деревянную заготовку;
  • используя токарный станок выполнить черновое точение;
  • отшлифовать заготовку;
  • при помощи плоских стамесок и шлифовального круга придать заготовке форму;
  • с помощью полукруглых стамесок вырезать внутреннюю чашеобразную часть;
  • отпилить все лишнее;
  • отшлифовать шкуркой;
  • на ручке ложки сделать рисунок;
  • при помощи специального ножа выполнить резьбу на ручке;
  • пропитать воском или любым лаком, если же ложку предполагается использовать для еды – то горячим льняным маслом.

Изготовление ложек своими руками позволяет приобрести навыки работы со станком и другими инструментами, а также почувствовать, как ведет себя дерево.

Читайте также  Как придать дереву серый цвет старого дерева?

Точим кольцо из дерева

Кольца из дерева могут использоваться для различных целей, и как часть декора мебели, круглых зеркал или карнизов, и как самостоятельное украшение.

Для вытачивания деревянного кольца, потребуется специальная стамеска, которая имеет две режущие кромки, одну прямую, а вторую (боковую) полукруглую. Точение нужно начинать с торца заготовки:

  • заготовку закрепить в станке и обточить по всей длине, оставляя при этом припуск 2-3 мм;
  • стамеску направить внутрь цилиндра боковой кромкой к себе, глубина введения резца должна немного перекрывать диаметр сечения самого кольца;
  • углубить в заготовку и точить, пока внутри цилиндра не образуется полукруглый профиль;
  • подвести стамеску с внешней стороны заготовки и плавным нажатием от себя вырезать внешний профиль кольца.

Отделив одно кольцо, можно начинать вытачивать следующее. Использование одной стамески позволяет получить требуемое сечение колец.

Фужер из яблони и бука

Для изготовления простого фужера на токарном станке также нужна будет стамеска, имеющая две режущие кромки.

Для вытачивания чаши фужера используется боковой полукруглый резец. Но если в случае вытачивания колец ось режущей кромки должна быть строго параллельно оси вращения, то для придания чаше нужной формы резец наклоняется под соответствующим углом.

Чтобы выточить ножку фужера, нужно использовать прямой резец с внешней стороны изделия. Нужная форма придается плавным нажатием на заготовку, согласно шаблону.

Справка! В качестве материала лучше использовать прочные породы дерева, например, бук или яблоню.

Бук — идеальная порода для изготовления посуды. Она обладает высокой пластичностью, при этом, очень прочная, не уступает дубу. К тому же бук обладает антибактериальными свойствами.

Яблоня также является твердой породой. Изделия из хорошо высушенной яблони никогда не трескаются и не коробятся.

Изготовление шкатулочки

Вытачивание шкатулки не очень сложная задача. Потребуется заготовка цилиндрической формы и стамески с полукруглым, прямым и треугольным резцами:

  • заготовка, установленная в токарный станок, обрабатывается полукруглым резцом, для придания округлой формы;
  • далее, при помощи узкого прямого резца вытачивается внутренняя полость, причем делать это надо ступенчато, в несколько проходов;
  • внутренняя полость треугольным резцом расширяется до толщины стенок, после чего прямым широким резцом выравнивается дно;
  • производится финальная шлифовка и нанесение лака.

Далее, шкатулку можно украсить, причем сделать это можно чем угодно: стразами, бусами, бисером и т.п, подойдут любые элементы декора.

Выточить самодельные шахматы — проще простого!

Чтобы сделать шахматную фигуру, потребуется небольшая заготовка, например, 50х50 мм. Одну из сторон нужно будет сточить до сечения 40х40 мм и вставить в патрон. Чтоб заготовка стала круглой, нужно резцом снять небольшой слой.

Далее, согласно шаблону, вытачивается нужная фигура. Какого вида она будет – зависит от фантазии мастера.

По окончании точения фигуру надо отшлифовать и отрезать все лишнее. Затем покрасить в черный или белый цвет и вскрыть лаком. Эксклюзивные шахматы ручной работы готовы!

Фужер со смещенным центром

Это очень красиво и стильно. И сделать такой фужер тоже не очень сложно. Для этого нужно:

  • установить заготовку в токарный станок и сделать черновую обработку;
  • в торце просверлить отверстие, освободить центр древесины и с помощью треугольного резца задать внутреннюю форму фужера;
  • повторить внутреннюю форму по наружной стороне;
  • теперь нужно сместить на несколько градусов центр вращения при помощи одного из 3 кулачков и продолжить точение;
  • выровнять изделие в исходное положение и проточить еще один сегмент, получилось 2 сегмента, проточенные друг относительно друга не по центру;
  • сместить центр вращения при помощи второго кулачка и проточить еще один смещенный сегмент;
  • повторить еще раз при исходном положении центра вращения;
  • отшлифовать, отрезать лишнее.

Остается только декорировать получившийся фужер, и он станет прекрасным подарком и украшением любого интерьера.

DIY — Как сделать ТРЕЗУБЕЦ из бумаги а4 своими руками?

Инструкция, как сделать трезубец из бумаги А4. Необходимые материалы: 11 листов бумаги формата А4, клей, ножнички.Приблизительное время на создание 1 бумажной поделки: двадцать шесть минут.Справка: Трезубец – холодное оружие сосотоящее из диного древка и наконечка из трёх острих зубцов. Часто использовался в ближнем бою, как колющее оружие, а благодаря своей конструкции им можно было легко обезоружить своего врага. Особо широко применялась во времена Римской империи в боях гладиаторов. Их носили ретиарии, это особый вид воинов гладиаторов, в буквальном переводе, звучит, как «боец с сетью», их вооружение состояло из трезубца и сетки, их доспех состоял из одного наплечника, который прикривал плечо или левую часть груди. гладиатора. Тактика ретиариев заключалась втом, что бы набросить свою сеть на противника, если ему посчасливилось это сделать, то он тогда атаковал его своим трезубцем. В греко-римской культуре он являлся, символом молнии, и был оружием самого главного грецкого бога Зевса (Юпитера). Также трезубец — является символом власти над морями и океанами и всей водной стихией. Был постояним личним атрибутом древнегреческого бога Посейдона (Нептуна).В христианстве трезубец — символ Троицы. Но приобрел славу сатанинского оружия, именно им черти в аду мучают грешников. В индуизме же он уже является оружием индуистского бога Шивы, часто его изображали в виде отметки на лбах его последователей.В других культурах• Является знаком фирмы Мазерати.• Был личным знаком (тамгой) великого Чингисхана. • Трезубец это символ князей времён Киевской Руси. Сегодня «Тризуб» является гербом Украины.• Также изображён на флаге крымских татар и Барбадоса. ——————Оружие из бумаги: https://www.youtube.com/playlist?list… Подписаться на ютуб канал «Оригами и поделки из бумаги А4»: https://www.youtube.com/channel/UCQRY… Ссылка на это видео: https://www.youtube.com/watch?v=FzTWh… А главное помните, что каждое сделанное своими руками оригами немножко Вас облагораживает, а сам процесс складывания приучает к внимательности и терпению. Благодарю, что посмотрели наш diy ролик. Только не забудьте потом оценить это видео про тризубец из бумаги!))) Композиция «BTS Prolog» принадлежит исполнителю Kevin MacLeod. Лицензия: Creative Commons Attribution (https://creativecommons.org/licenses/…).Оригинальная версия: https://freepd.com/Unclassified/BTS%20….Исполнитель: https://incompetech.com/Композиция «Faceoff» принадлежит исполнителю Kevin MacLeod. Лицензия: Creative Commons Attribution (https://creativecommons.org/licenses/…).Оригинальная версия: https://incompetech.com/music/royalty-….Исполнитель: https://incompetech.com/

Читать также: Пропали каналы на спутнике как настроить

Деревянная ваза в интерьере. 100 фото идей

Деревянные вазы, в основном, бывают двух видов:

  • Напольные
  • Настольные

Дерево в интерьере, практически у всех дизайнеров, используется достаточно часто. И это говорит лишь о том, что предмет декора из натурального сырья всегда гармонично впишется в интерьер любого дома, практически в любой вид дизайна.

В нашей статье представлены порядка ста фото идей использования в декоре интерьера дома деревянных ваз.

Некоторые из них достаточно легко изготовить своими руками. При этом не имея никаких навыков работы с таким материалом, как дерево. Так сказать, скульптором-плотником быть совсем не обязательно.

Казалось бы — всего лишь ваза в интерьере… но как меняется восприятие помещения. Вид комнаты, с появлением такого предмета декора, становится как бы «благороднее», уютнее, «удорожает» его.

И, само собой, разумеется, нельзя переоценить экологичность такого предмета декора.

Декорировать интерьер деревом люди начали чуть ли не с первобытного строя. Из дерева изготавливали посуду, предметы мебели, что уж говорить, даже одевались и обувались в «дерево». Человек использовал лес для жизни и продолжает его использовать.

Ранее считали, что дерево обладает силой и могуществом. У дерева, прежде чем его срубить просили разрешения и прощения.

Совсем молодые или же совсем старые деревья срубать было категорически запрещено. Так как молодое дерево вырастет и его «станет больше». А у старого растения очень много мудрости и мистических сил, в которые верили на Руси.

Но, вернемся в наши дни

На представленных фото порядка ста вариантов деревянных ваз и, конечно это далеко не предел. Каждая ваза, изготовленная вручную это шедевр. В этом можно убедится, посмотрев работы мастеров на сайте Livemaster.ru (Ярмарка мастеров). Где представлены работы российских умельцев. Там же можно и сделать заказ мастеру с описанием всех ваших пожеланий к предмету декора.

Можно, конечно обратиться к мастеру. Стоимость работы каждого мастера индивидуальна, но дешевыми услуги мастеров не назовешь. Но и как можно «за дарма» приобрести шедевр в единственном экземпляре.

Есть еще вариант- посвятить себя творчеству и создать своими рукам деревянный предмет интерьера, вложить в него свою любовь, и такой предмет интерьера станет поистине бесценным.

Читайте также  Как работать гравером по дереву?

Предлагаем вам «порадовать глаз» и окунуться в мир деревянного декора, в виде вазы, в интерьере помещений. Возможно, после просмотра прекрасного, у вас откроются скрытые таланты и ваз затянет творческий процесс… Итак…

Токарные работы по дереву: особенности точения на токарном станке

Ручная отделка древесных пород всегда будет актуальна, даже в эпоху абсолютной автоматизации всех производственных процессов, ведь уникальную вещь в подавляющем большинстве случаев можно выполнить только вручную.

Азы токарных работ по дереву на станке могут пригодиться не только профессиональному плотнику, но и начинающим дизайнерам, строителям, да и просто желающим изучить это древнее мастерство.

  • Описание токарного станка
    • Принцип работы
  • Отделка заготовки
  • Методы работы на токарном станке
    • Черновая обработка
    • Проверяем размер
    • Вытачивание листелей
    • Декорирование детали

Работа на токарном станке по дереву, или, как иногда говорят, токарка, в общем-то, не составляет особого труда, но нужно научиться понимать, как бы ощущать обрабатываемое изделие. Именно тогда работа становится подлинным искусством, в котором человек обретает самовыражение, реализует творчество и развивает воображение.

Описание токарного станка

Токарный станок по дереву обладает одной ограничительной функцией: он способен лишь вращать заготовку из дерева. Столяр же способен из обычного куска дерева потихоньку вытачивать законченный предмет, к примеру:

  • салатницы,
  • коробочки,
  • стойки перил,
  • ножки для мебели,
  • игрушки,
  • корпус лампы,
  • кубки,
  • вазы.

В отличие от иных машин для обрабатывания дерева, использующихся только на тех или иных промежуточных этапах, токарный станок подходит для любых операций: от предварительной обработки до полировки. Необходимый инструмент — это желобчатые (в виде буквы «V» или цилиндрические) и плоские скребки, резцы, стамески всевозможных форм и размеров. Станок вертит заготовку, а рука мастера осуществляет контроль над движением резца. Исходя из того, какой предмет необходимо сделать, выделяют два варианта крепления заготовки.

В первом случае деревянная деталь крепится в горизонтальном положении между средоточиями передней и задней стенок. Второй метод учитывает то, что токарь по дереву крепит установку заготовки только лишь в передней «бабке» при помощи планшайбы или патрона. Если вы новенький в работе на данном станке, будет разумно приступать к работе через первый способ.

Токарный станок с электронной регулировкой (комплектация):

  • выключатель «Пуск-Стоп»,
  • станина,
  • передн. и задн. бабки,
  • переключатель скорости (с вариатором),
  • шпиндель,
  • поводковый центр,
  • подручник (резцедержатель).
  • центр задн. бабки,
  • набор резцов.

Вариант комплектации:

  • желобчатая стамеска,
  • резец-майсель (2 мм),
  • полукруглый резец,
  • отрезной резец,
  • скошенная стамеска (косяк),
  • полукруглая стамеска — для отделки фасонной поверхности,
  • желобчатая стамеска (рейер) — для черновой обработки.

Принцип работы

Все устройство станка укреплено на станине, которая сделана из алюминиевых, чугунных либо профильных балок или двух стальных брусьев. С одной стороны станины токарь по дереву размещает переднюю бабку, а внутри нее расположен электродвигатель (0,5−1,5 лошадиных силы). Он вращает шпиндель, имеющий конус Морзе, по необходимости вставляется поводковый центр (с одним острием и 2-мя, 3-мя или 4-мя ножами), планшайба или патрон. С противоположной стороны станка располагается задняя бабка, а ее центр поджимает заготовку, закрепляя ее в горизонтальном положении.

Подручник, поворачивающийся в любую сторону, располагается как можно ближе к болванке, направляет резец и поддерживает его.

На станках с ручной регулировкой частота (скорость) движения способна переключаться за счет рычага коробки передач, скорость которой от 450 до 2000 оборотов в минуту. В ней расположены шкивы с подшипниками.

В намного более сложных модификациях станков вместо коробки передач стоит электронный вариатор, дающий возможность мягко регулировать быстроту хода.

Отделка заготовки

Данный метод используется для обработки элементов цилиндрической формы разнообразной длины, зафиксированной между центрами задней и передней бабок. Соответственно, вы имеете возможность изготовить любые детали: от стоек перил и ножек стола до крохотных шахматных фигурок. В особенности у искусных мастеров получается изготовление и обтачивание бильярдных киев.

Первый этап работы состоит в определении расположения оси заготовки из дерева, чтобы зажать ее между центром задней бабки и поводковым центром.

Второй этап заключается в том, чтобы изготовить заготовку (из обрезки полена или бруска дерева квадратного сечения). Это может производиться в режиме 1000−1500 оборотов в минуту. В этом случае стружка должна сниматься справа налево посредством желобчатой вогнутой широкой стамески для предварительной обработки рейера. Если заготовка длинноватая, то черновая обработка осуществляется в несколько шагов; подручник при этом придвигается к детали по мере ее отделки, не меняя положения по высоте.

При точении деталей бывают инструменты различной формы для обработки фасонной поверхности:

  • крючок,
  • полукруглый резец,
  • плоская стамеска,
  • скошенная стамеска (или в народе — косяк),
  • желобчатая стамеска и др.

В зависимости от разновидности применяемого инструмента и стадии рабочего процесса необходимо время от времени приближать подручник к заготовке. По окончании процесса, когда деталь будет уже готова, осуществляется финальная отделка:

  • полирование,
  • тонирование,
  • шлифование,
  • вощение и проч.

Последние штрихи происходят, когда подручник уже снят.

Методы работы на токарном станке

При помощи углового центроискателя прочертите простым карандашом с обеих сторон заготовки по 2−3 линии, средокрестие которых и станет центром торца.

Сильно ударив молотком по разметочному керну, сделайте канавки и осевое углубление на торцах заготовки.

Поместите заготовку на поводковый центр, приблизьте заднюю бабку к противолежащему торцу и подожмите при ее помощи заготовку так, чтобы поводки оптимально врезались в углубления на торце, а после отстраните центр задней бабки. После этого заготовка сможет держаться самостоятельно.

Еще раз приблизьте центр задней бабки к заготовке для того, чтобы зафиксировать ее по оси центров. Если дерево мягкое, то сверните маховик задней бабки на ¼ оборота, если твердое, будет достаточно половины оборота. Заготовка должна быть зафиксирована таким образом, чтобы можно было без противодействия проворачивать ее рукой.

Приблизьте подручник как можно ближе к заготовке. Вращая ее рукой, удостоверьтесь, что она поворачивается без препятствий, ни за что не задевая. Опорная плоскость подручника при этом должна находиться приблизительно на 5 мм ниже точки вращения.

Черновая обработка

Точение по дереву на токарном станке предполагает черновую обработку. Для чернового обтачивания цилиндра при помощи рейера необходимо установить частоту (или скорость) вращения 1000, максимум 1500 оборотов в минуту. Чем более выверенной должна быть форма цилиндра, тем скорость должна быть установлена больше. Заготовки с незначительным припуском на обработку допускается протачивать с одного хода по всей длине, если припуск больше, то действовать нужно поступательно, двигаясь к шпинделю от задней бабки.

Начинайте работу постепенно, делая упор стержня резца на подручник и удерживая лезвие таким образом, чтобы пятка резца касалась дерева. После этого приподнимите ручку стамески, пока край острия не станет врезаться в дерево, убирая при этом ровненько и хорошо закручивающуюся стружку.

Ведите резец по направлению скручивания стружки так: рука, которая держит ручку, задает движение, а вторая только поддерживает лезвие, не допуская нажатия на него.

При осуществлении черновой обработки квадратного заготовочного материала аккуратно начинайте срезать углы стамеской, не очень налегая на нее. Дождитесь, пока заготовка шлифуется до цилиндрической формы наивысшего диаметра, передвигая по направлению к оси вращения по мере обтачивания припуска подручник.

Исходя из того, какую форму вы желаете сообщить детали, проведите простым карандашом базовые линии разметки вогнутых и выпуклых частей, поворачивая рукой заготовку. Размечайте ее таким образом, чтобы более широкие части детали каждый раз располагались с края передней бабки.

Приступайте к обтачиванию стамеской обоих краев заготовки. В опоре на подручник она должна входить в дерево плавно (без грубых движений), находясь перпендикулярно оси движения.

Проверяем размер

Систематически проводите проверку размера при помощи штангенциркуля. Профессиональные столяры, как правило, придавливают резец к бедру локтем, для того чтобы высвободить руку для замерного инструмента. Когда штангенциркуль начинает содрогаться, убавьте глубину стружки. Обточите таким образом в первую очередь максимальные диаметры, а после переходите к точению остальных деталей:

  • плеч,
  • шеек,
  • торов,
  • шаров и проч.

Чтобы выточить полутор, используйте желобчатую стамеску. Она пригодится для фасонной обработки поверхности. Держать ее нужно перпендикулярно оси. Режущую кромку «спускайте» с внешней стороны в глубину заготовки. Ручку станка нужно поднимать и немного поворачивать. Для того чтобы получился целый тор, следует совершить ту же манипуляцию с каждой из сторон.

Свод (шейка) вытачивается тем же резцом, что применялся для тора.

Читайте также  Как сделать самодельный токарный станок по дереву?

После завершения черновой отделки донышка в центре шейки проточите правую полушейку, только на этот раз проводя инструмент вверх снизу и вправо. Ни в коем случае не переводите резец в один прием с одной стороны шейки на вторую — их необходимо вытачивать по очереди.

Вытачивание листелей

Листели (мелкие ободки, часто оставляемые с каждой из сторон шейки) вытачиваются с применением мейсель-резца. У него не имеется задних углов на боковых гранях стержня, чем он и отличается от стамески, но вместо этого есть тонкая колея для вывода стружек.

Можно использовать в работе прием «галтель»: это мягкий переход от одной поверхности ко второй. По сути, это комбинация шейки и тора. В связи с этим сначала затачивайте шейку, а после этого тор, который примыкает к ней.

Поместите клин между крышкой и коробочкой и, немного стукнув киянкой, затем снимите ее. При помощи сверла, прикрепленного в задней бабке, просверлите в заготовке отверстие, которое впоследствии задаст глубину. Скребок или иной режущий инструмент придерживайте по оси вращения, приподнимая ручку, до тех пор пока не обнаружите наилучший угол резки. Скребком можно манипулировать, перемещая его к краю заготовки от центра или наоборот. Периодически нужно проверять глубину. Когда внутренность будет выточена, выровняйте посадочное отверстие для покрышки мелкозерненой шкуркой, а после этого можно приступать к сражению коробочки при помощи мейсель-резки.

Декорирование детали

Деталь, зафиксированную с двух сторон, никогда не срезают полностью. Выточите ее с двух краев колеи, сохраняя перемычки небольшого диаметра, и, предварительно остановив станок, отсоедините концы ножовкой.

Для завершения отделки детали уберите резцедержатель и снизу подвергните обработке деталь мелкой шкуркой (зернистость М16-M63). Во время работы шкурку следует поворачивать крест-накрест во избежание круговых царапин.

Для красивого внешнего вида изделия на токарном станке по дереву можно во время вращения натереть ее кусочком воска или парафина, а после отполировать пробковым материалом или плотной тканью.

Обработка дерева на токарном станке

Ручное мастерение из дерева, как и автоматизированное производство может давать разнообразные плоды работы — от простейших деталей до предметов искусства. Хорошим помощником для любого мастера в деревообработке становится токарный станок, который помогает частично автоматизировать процесс.

Для того, чтобы научиться работать с деревом на этом станке, нужно знать несколько основных правил работы с ним, иметь инструменты для обработки древесины, а также необходимое количество заготовок и овладеть некими навыками. Какие же простые детали и предметы можно получить с помощью токарного станка даже для новичка? Какие есть манеры обработки древесины — об этом далее.

Принцип работы станка

С помощью токарного станка достаточно легко получить любую фигура вращения, будь то шахматная фигура, вроде пешки, элементарный подсвечник или шары для декора кровати.

Такие детали получаются благодаря тому, что заготовки из дерева на токарном станке обрабатываются при помощи точения инструментов, например, на обычном станке токарном для дерева (СТД) модели 120 М. С помощью этого учебного агрегата можно получить такие детали достаточно быстро.

Как происходит точение дерева? Заготовка, которая имеет изначально близкую к округлой форму, крепится при помощи одной или двух бабок над рабочей поверхностью станка — станиной. Для того, чтобы обрабатывать заготовку, достаточно просто запустить двигатель и поднести к заготовки режущий инструмент, который удаляет лишнюю древесину.

Обычно используется два вида инструментов:

  • резцы — острые и прямые ножи для точения;
  • стамески — имеют округлые по форме лезвия для скобления.

Как правило, резцы используются для более мягких пород дерева, волокна которых можно легко разрезать, после чего опилки удаляются. Также их используют для тонких углублений.

Стамесками достигается другой эффект: волокна древесины, которые плотно прилегают друг другу, вырываются из общего древесного тела. Так происходит небольшое углубление в саму деталь. Стамески часто используются для твердых пород.

Как правило, тела вращения имеют симметричную фигуру относительно оси вращения. В некоторых случаях часть заготовки можно оставить необработанной, после этого ее снимают из токарного станка и, например, занимаются резкой. Так получается круглый подсвечник на квадратной подставке или, например, шахматная фигура с круглым основанием и фигурной верхней частью.

Учебный станок

Устройство токарного станка по дереву для большинства моделей стандартно. Часто используют известный школьный станок токарный по дереву СТД 120М, как самый популярный токарный инструмент, для вытачивания самых простых заготовок, например, деревянных бит. Хотя для стандартного бейсбола эти биты не подходят, они скорее похожи на кухонные качалки для теста, которые также можно изготовить на станке.

Ограничение станка — максимальная длина заготовок для него составляет 50 сантиметров при максимально доступном диаметре 19 сантиметров. При этом из 50 сантиметров длины только 45 могут быть обработаны, то есть готовая деталь может быть не более 45 сантиметров в длину.

Технические характеристики СТД 120 М находятся в рамках стандарта. Токарная обработка дерева на нем происходит на одной из двух скоростей 2350 или 2050 оборотов минуту. Токарный станок по дереву подключается только к промышленной электросети с напряжением 380 В и стандартной частотой 50 Гц. В движение бабку приводит электродвигатель, который имеет мощность 0,4 киловатта. Номер 120 в названии модели обозначает высоту центров заготовки (оптимальная для большинства людей нормального роста). При всех своих достоинствах СТД 120 М весит около 100 килограммов.

Для того, чтобы детальнее ознакомиться с принципами обработки, можно просмотреть токарные работы по дереву на видео. Для этого будет достаточно просмотреть урок от мастера.

Один из лучших вариантов обучения токарным работам — освоить токарно-фрезерный станок по дереву. При этом нужно иметь хотя бы базовые навыки работы с ним. Сделанный фрезерный станок по дереву своими руками поможет работать быстрее и эффективнее, точить, проводить фрезерование и другую работу с древесиной.

Манеры точения

Приемы работы на токарном станке разнообразны и у каждого мастера есть свои секреты. Но существует несколько основных приемов для обработки древесины на токарном станке, а также определенные манеры точения, которые носят название зависимо от расположения резца, когда происходит работа на токарном станке по:

  • дереву:
  • нижняя;
  • прямая;
  • верхняя.

Каждая из этих манер была характерна в отдельных странах или группах стран. Как правило, это зависело от того, какая именно была конструкция установки.

Так, например, верхняя (так называемая арабская) манера появилась благодаря тому, что конструкция станков, которые использовались в странах Ближнего Востока предполагает задействование одной ноги в процессе запуска станка. Эта манера появилась еще во времена, когда электродвигателей не существовало. Из-за этого токарь не мог сменить руку в процессе, поэтому был вынужден работать, держа инструмент сверху.

Со временем такая необходимость превратилась в искусство и умение, благодаря чему манера стала распространенной (она была популярна в Египте, Марокко, Греции). Как правило, для такой манеры точения использовали нож с заточкой с обеих сторон.

Особенность этой манеры в том, что нож следует удерживать двумя руками (передняя — снизу, задняя — сверху). Так появилась одна из лучших техник обработки. Об этом, например, можно судить, исходя из того, что одним инструментом можно в верхней манере выточить балясины, что в других техниках редкость.

Так называемая нижняя манера точения предполагает наличие длинного инструмента. Планка-поддержка находится на большом расстоянии от заготовки. При этой манеры обеспечивается самая большая производительность, но, к сожалению, страдает точность выполнения работы на токарном станке по дереву. При нижней манере инструмент также удерживается двумя руками, но только передняя рука в этом случае находится сверху. Чаще всего она используется для изготовления деревянной посуды, от чего также получила название «посудной».

Прямая или европейская манера предполагает использование короткой планки на опоре, которая находится близко к заготовки. Точка касания нож к заготовке находится на уровне самой планки, а обе руки находятся снизу, удерживая инструмент. При этом руки меняются при изменении направления точения справа налево и наоборот. Это манера позволяет получить самую высокую точность точения.

Очевидно, освоить токарный деревообрабатывающий станок и работы на нем не так и трудно. Если есть время и желание, то можно начать из простой детали, и уже вскоре начинающий мастер сможет стать профессионалом.

Видео: принципы работы на токарном станке по дереву