Резьба по дереву кости и камню

Резьба по дереву и кости — история

При раскопках археологи нередко обнаруживают отходы костерезного производства, а также инструменты для резьбы по дереву: тесла, скобели, буравы и резцы-ложечники. Ничего особо удивительного в таких находках нет, учитывая, что резчики по кости и дереву обитали в Великом посаде с самого начала его существования. Из дерева ремесленники мастерили посуду (миски, ковши, черпаки, ложки и т.д.), гребни, крестики, игрушки и т.д. Из кости вырезали миниатюрные ложечки, пуговицы, орнаментальные накладки, шахматные фигурки и печати. Сначала все это резалось от руки, позднее отдельные вещи (круглую посуду, шахматные фигурки и пр.) стали изготавливать на токарном станке. Образцами высокого искусства резьбы по кости и дереву являются найденные в Зарядье костяной нательный крест и иконка-мощевик. Обе вещи изготовлены предположительно в конце XV века. Кроме перечисленных ремесел процветали в Московском Зарядье плотницкое и бондарное ремесло, работали портные, оружейники и другие мастера.

Настоящее, русское касалось не только резьбы дереву и камню, но и многих видов художественных ремесел. Утонченные украшения, настоящие шедевры создавали древнерусские ювелиры — золотых и серебряных дол мастера. Они делали браслеты, сережки, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, обрабатывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными каменьями посуду, оружие.

С особыми старанием и любовью мастера-умельцы украшали оклады икон, а также книги. Примером может служить искусно обработанный кожей, ювелирными украшениями оклад «Остромирова евангелия», созданного по заказу киевского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого.

До сих пор вызывают восхищение сделанные киевским ремесленником сережки (Х -Х вв.): колечки с полукруглыми щитами, к которым припаянные по шесть серебряных конусов с шариками и 500 колечками диаметром 0,06 см из провода диаметром 0,02 см. На колечках закрепленные малюсенькие зернышки серебра диаметром 0,04 см. Как делали это люди, не владея увеличительными приборами, вообразить себе тяжело.

Составной частью искусства Руси было музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «самые князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, которые играют на деревянных духовых и струйных инструментах — лютнях и гуслях. Из летописных сообщений известный талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных произведениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные шуты, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при дворах других видных русских властелинов во время банкетов присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнителе на струнных инструментах.

Из истории российского предпринимательства

История русского предпринимательства охватывает более тысячи лет. Его летопись — это, прежде всего, летопись становления русской государственности, поскольку политическое освоение гигантских территорий Российским государством шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями.

Дворянское предпринимательство в России в XVIII веке

Львиную долю дворян — предпринимателей составляли ближайшие соратники Петра I . Именно Петр энергично втягивал в производственную деятельность своих царедворцев и дворян, которым по достижении 40 — летнего возраста было разрешено заниматься торгово – промышленным промыслом.

Купечество и Православие

В последние годы отечественные ученые большое внимание проявляют к быту семьи, ее роли в экономической и духовной жизни общества. При этом быт купечества вызывает особенный интерес, в силу специфического социального, правового и экономического положения этого сословия.

Резьба по кости: необыкновенная разновидность художественного искусства

Приветствуем, друзья! Любите уникальные и изысканные вещи, скучаете при виде штампованных изделий без души? Тогда вам точно интересно будет больше узнать о том, что такое резьба по кости, как она проводится и чем притягивают внимание готовые изделия.

Резьба по кости — разновидность художественного искусства, в результате которого появляются завораживающие орнаментом и необычными штрихами изделия. Творцы — талантливые, духовно развитые мастера, способные вдохнуть жизнь в неказистый, малопримечательный, хотя и дорогой материал. Под инструментами автора непривлекательная на вид кость преображается в рисунки, фигуры, ажурные кружева с взаимосвязанными, дополняющими друг друга элементами, образующими в итоге концептуальную завершенность.

Эмоциональную составляющую изделий из слоновой кости просто объяснить древними корнями искусства резьбы. Ее путь длиною в тысячелетия. Все начиналось с примитивных предметов домашнего обихода и украшений, постепенно они усовершенствовались настолько, что заняли место легендарных рукотворных работ, которые выставляются на международных выставках, с трепетом сберегаются в частных коллекциях. Приемы обработки кости не меняются с начала первой резьбы.

  • 1 Разновидности и отличия
  • 2 Какой должна быть кость
  • 3 Резьба по дереву — что собой представляет
  • 4 Как проводится

Разновидности и отличия

Выделяют 3 вида резьбы по кости:

  • гладкую;
  • сквозную;
  • рельефную.

Самая простая в исполнении — гладкая. Ее применяют для изготовления лаконичных форм амулетов, фигурок животных, птиц и людей. Принцип следующий: по эскизу на кости формируются углубления, которые потом выделяют краской для выразительности. Рельефная резьба подразумевает изготовление сложных скульптурных часто трехмерных групп. Сквозная техника позволяет создавать изысканные ажурные фигуры. Чаще всего этот прием используют для изготовления шкатулок и авторских ларцов с «кружевным» покрытием.

Какой должна быть кость

Внешний вид и уникальность готовых изделий — результат мастерства автора, выбранной техники и типа материала. Перед использованием кости обязательно обрабатываются: поверхность обезжиривают и отбеливают, разделяя на удобные для работы элементы. Чем лучше мастер знаком со строением костей, тем качественнее сможет использовать их преимущества в работе.

Для резьбы подходят кости самых разных животных. Очень дорогие и эксклюзивные вещицы получаются из кости мамонта. По структуре она гораздо мягче и податливей моржовой. С ней легко и приятно работать, независимо от выбора техники, включая сложные работы со сквозной резьбой. Одного бивня мамонта будет достаточно для получения скульптуры внушительных габаритов. Интересно и то, что кости мамонта из-за особого сохранения в условиях пониженной температуры, могут иметь необычный окрас от светлого до темного, что тоже на руку креативным мастерам с развитым воображением.

Слоновая кость для резьбы подходит не меньше, чем мамонтовая. Изделия получаются такими же благородными и эффектными. Работая со слоновой костью, автор не ограничен в выборе техники резьбы, хотя чаще всего используется рельефная резьба с активной проработкой линий для оптимальной игры светотени. Слоновая кость такая же крупная, как и у мамонта, поэтому из нее получаются при необходимости цельные габаритные статуэтки.

Изделия из слоновой или мамонтовой кости поражают воображение необычными линиями и изящным силуэтом, являются образцом авторского художественного искусства. Не удивительно, что стоят они очень дорого.

Резьба по дереву — что собой представляет

Для оттачивания мастерства резьбы, авторы используют не только кость, но и более доступное в цене дерево. Древнейшее искусство резьбы по дереву передается из поколения в поколение с особенностями, свойственными для культуры каждого народа. По сравнению с костью, дерево проще и удобнее в обработке, при этом финальный результат ничуть не уступает костяным изделиям ни в утонченности, ни в эксклюзивности или оригинальности. Из дерева вырезают простые и грубые фигуры, «плетут» многослойные кружева.

На выбор технологии резьбы влияет замысел мастера и порода дерева. Рельефные и скульптурные работы получаются из мягкой древесины, например, березы или липы. Для изготовления фигур с обилием мелких элементов подходят груша, бук или клен. Предметы интерьера и мебели делают из ценных пород с финальной обработкой прозрачным лаком. Лучшие образцы мебели получают из красного дерева, из березы или ореха. Некоторые образцы мебели из перечисленных пород до сих пор радуют посетителей музеев в разных уголках мира.

Удивительный камень родонит — что он из себя представляет?

Как проводится

Еще одна разновидность искусства — резьба по камню. Художник камнерез — мастер и творец, способный вдохнуть жизнь в твердую, ничем не привлекательную и бесформенную каменную глыбу. Задача усложняется потребностью автора не просто придать камню определенную форму, а выделить его природный потенциал, характер, структуру.

Читайте также  Как работать циркулярной пилой по дереву?

  1. Процесс облагораживания камня начинается с формирования замысла. Автор создает эскиз, продумывает элементы, отрабатывает образ во всех ракурсах. В это время рождается авторское произведение искусства, пусть пока на бумаге, но уже со своим характером и индивидуальностью. Чем осознаннее автор подходит к делу, тем тщательнее он прорабатывает особенности персонажа, изучает его характер, эмоции, сопутствующие атрибуты. На этом этапе не допустима суета или фальшь.
  2. Персонаж с эскиза первоначально воплощается в жизнь с помощью мягкого материала. Чаще всего это глина или пластилин. Такая заготовка помогает мастеру понять на правильном ли он пути, выявить возможные недочеты и откорректировать замысел. Готовую пластилиновую заготовку отливают из пластикрита, нового материала, заменяющего гипс. Уже на этом этапе макет получает первый шанс на полноценное существование. Его потом интересно сравнивать с каменным изваянием, наблюдая из возможными перевоплощениями, связанными с использованием разных материалов в основе.
  3. Следующий этап в резьбе по камню — выбор материала для изделия. У каждого мастера обычно собрана коллекция камней, подходящих для воплощения идей в индивидуальной творческой манере, отвечающих предпочтениям и потребностям. В этой работе не бывает мелочей. Играют роль фактура и пластика материала, прочность и цвет. Что касается отделки, то на ее роль хорошо подходят драгоценные, полудрагоценные камни и разные виды металлов.
  4. На начальном этапе камень обрабатывают крупной пилой. В такие моменты особенно важно познать особенности структуры породы, по возможности сделать набросок в натуральном виде. Только после этого мастер переходит к работе над деталями, используя мелкие пилы. Главный инструмент для работы с канем — алмазные отрезные диски.
  5. Обязательное условие — доступ воды к станку для отслеживания результатов работы с камнем в чистом виде. Мастер работает с основой мелкими движениями, старается не уходить вглубь для контроля над состоянием структуры породы. Несмотря на внешнюю твердость и непоколебимость, камень — капризный, требующий к себе деликатного и уважительного отношения материал.

На этом заканчиваем, будем рады узнать, какая резьба по дереву кости и камню вас впечатляет, где вы имели возможность видеть лучшие образцы работ. Делитесь постом с друзьями, обменивайтесь фото интересных скульптур!

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • АРХИТЕКТУРА (3029)
  • Архитектура мостов 1 (34)
  • Архитектура мостов 2 (50)
  • Архитектура мостов 3 (49)
  • Архитектура мостов 4 (1)
  • Архитектура театров (32)
  • Архитектура удивительная 1 (48)
  • Архитектура удивительная 2 (47)
  • Архитектура удивительная 3 (4)
  • Замки,дворцы Австрии (50)
  • Замки,дворцы Азии,Африки 1 (48)
  • Замки,дворцы Азии,Африки 2 (23)
  • Замки,дворцы Америки (34)
  • Замки,дворцы Англии 1 (50)
  • Замки,дворцы Англии 2 (49)
  • Замки,дворцы Бельгии (45)
  • Замки,дворцы Германии 1 (48)
  • Замки,дворцы Германии 2 (48)
  • Замки,дворцы Германии 3 (47)
  • Замки,дворцы Германии 4 (47)
  • Замки,дворцы Германии 5 (31)
  • Замки,дворцы Европы 1 (50)
  • Замки,дворцы Европы 2 (47)
  • Замки,дворцы Европы 3 (13)
  • Замки,дворцы Индии (47)
  • Замки,дворцы Ирландии (33)
  • Замки,дворцы Испании, Португалии1 (48)
  • Замки,дворцы Испании, Португалии2 (29)
  • Замки,дворцы Италии 1 (49)
  • Замки,дворцы Италии 2 (48)
  • Замки,дворцы мира (26)
  • Замки,дворцы Польши (49)
  • Замки,дворцы Прибалтики (30)
  • Замки,дворцы России 1 (42)
  • Замки,дворцы России 2 (39)
  • Замки,дворцы России 3 (31)
  • Замки,дворцы Скандинавии 1 (49)
  • Замки,дворцы Скандинавии 2 (14)
  • Замки,дворцы Украины,Беларуси (45)
  • Замки,дворцы Франции 1 (47)
  • Замки,дворцы Франции 2 (48)
  • Замки,дворцы Франции 3 (48)
  • Замки,дворцы Франции 4 (48)
  • Замки,дворцы Франции 5 (48)
  • Замки,дворцы Франции 6 (48)
  • Замки,дворцы Франции 7 (48)
  • Замки,дворцы Чехии, Словакии 1 (48)
  • Замки,дворцы Чехии, Словакии 2 (37)
  • Замки,дворцы Шотландии (48)
  • Кремли (48)
  • Мечети, мавзолеи 1 (47)
  • Мечети, мавзолеи 2 (19)
  • Монастыри 1 (46)
  • Монастыри 2 (45)
  • Монастыри 3 (48)
  • Монастыри 4 (47)
  • Монастыри 5 (45)
  • Монастыри 6 (24)
  • Соборы 1 (49)
  • Соборы 2 (46)
  • Соборы 3 (47)
  • Соборы 4 (47)
  • Соборы 5 (23)
  • Храмы 1 (48)
  • Храмы 2 (48)
  • Храмы 3 (48)
  • Храмы 4 (42)
  • Церкви 1 (49)
  • Церкви 2 (47)
  • Церкви 3 (45)
  • Церкви 4 (49)
  • Церкви 5 (49)
  • Церкви 6 (46)
  • Церкви 7 (18)
  • АУДИО (27)
  • Аудиокниги разных авторов (12)
  • Аудиосказки, аудиоспектакли (15)
  • ВСЁ ДЛЯ ДОМА (135)
  • Дачка (30)
  • Полезные советы 1 (39)
  • Полезные советы 2 (22)
  • Полезные советы 3 (43)
  • ЗДОРОВЬЕ (459)
  • Диабет (43)
  • Здоровье (нужное) 1 (33)
  • Здоровье (нужное) 2 (35)
  • Здоровье (нужное) 3 (33)
  • Здоровье (нужное) 4 (28)
  • Здоровье — разные вопросы 1 (47)
  • Здоровье — разные вопросы 2 (49)
  • Косметология (12)
  • Массаж, самомассаж 1 (30)
  • Массаж, самомассаж 2 (21)
  • Релакс голоса птиц 1 (45)
  • Релакс голоса птиц 2 (12)
  • Упражнения, гимнастика 1 (33)
  • Упражнения, гимнастика 2 (38)
  • ИНТЕРЕСНОЕ (624)
  • Интересное- разное 01 (50)
  • Интересное- разное 02 (50)
  • Интересное- разное 03 (50)
  • Интересное- разное 04 (49)
  • Интересное- разное 05 (50)
  • Интересное- разное 06 (49)
  • Интересное- разное 07 (41)
  • Интересное- разное 08 (30)
  • Интересные факты 1 (50)
  • Интересные факты 2 (50)
  • Интересные факты 3 (47)
  • Интересные факты 4 (10)
  • Полезные сайты 1 (38)
  • Полезные сайты 2 (21)
  • С миру по нитке (35)
  • ИСКУССТВО (347)
  • Антиквариат (23)
  • Живопись 1 (43)
  • Живопись 2 (48)
  • Музеи мира 1 (40)
  • Музеи мира 2 (41)
  • Музеи мира 3 (3)
  • Разное (25)
  • Резьба по кости, камню и др. (27)
  • Скульптура (41)
  • Фарфор, керамика (29)
  • Эмаль перегородчатая (23)
  • ИСТОРИЯ (624)
  • Женщины известные 1 (47)
  • Женщины известные 2 (48)
  • Женщины известные 3 (47)
  • Женщины известные 4 (49)
  • Женщины известные 5 (11)
  • Личности в истории (22)
  • Люди в истории (5)
  • Правители Великобритании (40)
  • Правители разных государств (47)
  • Правители Руси, России (31)
  • Правители Франции (32)
  • Разное (14)
  • Резерв (7)
  • Романовы (44)
  • Тайное и загадочное (31)
  • Факты истории 1 (46)
  • Факты истории 2 (47)
  • Царская жизнь (29)
  • КЛАДОВОЧКА (22)
  • КОСМОС (64)
  • Космос 1 (33)
  • Космос 2 (31)
  • КРАСИВАЯ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ (869)
  • Водопады (50)
  • Вулканы (42)
  • Города 1 (47)
  • Города 2 (8)
  • Горы 1 (49)
  • Горы 2 (48)
  • Озёра 1 (48)
  • Озёра 2 (44)
  • Острова 1 (50)
  • Острова 2 (30)
  • Парки и сады 1 (25)
  • Парки и сады 2 (50)
  • Парки и сады 3 (49)
  • Пещеры 1 (50)
  • Пещеры 2 (15)
  • Разное-планета 1 (45)
  • Разное-планета 2 (46)
  • Разное-планета 3 (38)
  • Разное-планета 4 (27)
  • Разное-планета 5 (21)
  • Страны и континенты (44)
  • Таинственные места и чудеса света (42)
  • КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ (941)
  • Блины, оладьи (37)
  • Блюда из грибов и овощей 1 (50)
  • Блюда из грибов и овощей 2 (1)
  • Блюда из курицы (43)
  • Блюда из мяса (39)
  • Блюда из рыбы 1 (46)
  • Блюда из рыбы 2 (19)
  • Блюда из яиц, творога, сыра и др. молочки (37)
  • Вторые блюда 1 (37)
  • Вторые блюда 2 (17)
  • Выпечка 1 (48)
  • Выпечка 2 (44)
  • Выпечка Тесто (33)
  • Готовим на скорую руку (32)
  • Десерты, крема 1 (31)
  • Десерты, крема 2 (13)
  • Заготовки 1 (47)
  • Заготовки 2 (22)
  • Закуски, намазки (38)
  • Кулинарные хитрости 1 (49)
  • Кулинарные хитрости 2 (42)
  • Мультиварим (31)
  • Напитки (43)
  • Первые блюда (42)
  • Салаты 1 (41)
  • Салаты 2 (14)
  • Соусы, подливы (45)
  • ЛИЧНОЕ (28)
  • МИР ВОКРУГ НАС (341)
  • Подводный мир 1 (46)
  • Подводный мир 2 (39)
  • Природная красота (8)
  • Природные явления 1 (49)
  • Природные явления 2 (25)
  • Фауна 1 (42)
  • Фауна 2 (32)
  • Флора 1 (49)
  • Флора 2 (50)
  • Флора 3 (2)
  • ОБРАЗОВАНИЕ (36)
  • ОСВОЕНИЕ КОМПА И ЛИ.РУ (186)
  • Компьютерные уроки 1 (48)
  • Компьютерные уроки 2 (50)
  • Лирушник 1 (48)
  • Лирушник 2 (30)
  • ПРИЧЁСКИ (33)
  • РАЗВЛЕЧЕНИЯ (200)
  • Видео, фильмы (43)
  • Головоломки (33)
  • Игры — времяубивалки (3)
  • Разности (39)
  • Стихи, музыка (39)
  • Экскурсии,путешествия (43)
  • РУКОДЕЛИЕ (279)
  • Вязание крючком (11)
  • Вязание спицами 1 (33)
  • Вязание спицами 2 (21)
  • Вязание спицами 3 (41)
  • МК по рукоделию 1 (44)
  • МК по рукоделию 2 (37)
  • Полезности для дома (13)
  • Шитьё (48)
  • Шитьё штор (23)
  • СОЦИАЛКА (49)
  • ТВОРЧЕСТВО (259)
  • Бисер (21)
  • Бумажные шедевры (49)
  • Бумажные шедевры и Куклы (29)
  • Творчество разное 1 (45)
  • Творчество разное 2 (44)
  • Творчество разное 3 (48)
  • Фотографии (23)
  • ЭНЦИКЛОПЕДИИ (50)
  • ЮМОР (125)
  • Афоризмы, цитаты, статусы (50)
  • Веселая рубрика (36)
  • Перлы и языковое (38)

Музыка

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Выбрана рубрика Резьба по кости, камню и др..

  • 1 Запись понравилась
  • Процитировали
  • Сохранили
    • Добавить в цитатник
    • Сохранить в ссылки


    РЕЗЬБА ПО БИВНЯМ МАМОНТА КОПТЕЛОВЫ А. И Е.

    Работы из бивня мамонта. А. и Е. Коптеловы



    • Запись понравилась
    • Процитировали
    • Сохранили
      • Добавить в цитатник
      • Сохранить в ссылки


      РЕЗЬБА ПО БИВНЯМ МАМОНТА АРТЮХОВЫ ДАНИИЛ И ТАТЬЯНА

      Внутренняя река. Мастера Даниил и Татьяна Артюховы

      Рождении скульптуры. Что мы хотим показать. Состояние появления
      из Ничего – Образа,
      Мира – из Пустоты,
      Порядка – из Хаоса.
      Рождение скульптуры – это и медитация, и магия, причем не только для зрителя, но и для самого художника. Ни одна наша скульптура не рождается сама по себе – это всегда не только конечный результат физического труда, но и рождение нематериального образа, которое происходит на невербальном уровне.

      Даниил и Татьяна Артюховы — авторы скульптурных произведений на философскую тематику. Закончили Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. Васнецова. Обучались в творческой мастерской художников-скульпторов Маргариты и Григория Бородиных. Более пяти лет работают с бивнем мамонта, развивая новое для этого материала направление станковой скульптуры.

      Бивень мамонта – ископаемый материал, за тысячи лет, проведенных под землёй, бивни подвергаются постепенной минерализации, приобретая неповторимую пластичность, цветовую гамму и прочность. Кость – один из древнейших материалов, используемых человеком. Первые предметы из кости были обнаружены на местах стоянок первобытных людей пятого-четвертого веков до нашей эры. Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества.

      Дверь без двери (обретение вечности)

      Авторская станковая скульптура из бивня мамонта – новое и потому непривычное явление в искусстве, которое трудно оценить однозначно. Скульптуры Даниила и Татьяны Артюховых не отображают объекты материальной действительности, а формируют вокруг себя Ощущение в соответствии с замыслом художников. Тем не менее, нельзя сказать, что авторы стремятся донести до зрителя конкретные чувства. Напротив, каждое произведение является только отправной точкой, которая поможет зрителю лучше понять себя, разбудить новые переживания, стать трамплином для собственного путешествия.

      masterok

      Мастерок.жж.рф

      Хочу все знать

      Одним из древнейших искусств Китая является резьба по камню, возраст которого насчитывает более четырех тысячелетий. Секреты этого искусства бережно хранятся китайскими мастерами, и им одним известно, как из простейшего булыжника получить тончайшей резьбы произведение прикладного искусства.

      Давайте посмотрим как это выглядит .

      Старая китайская пословица гласит: «Золото имеет цену, нефрит же бесценен». Цвет нефрита разнообразен: от бело молочного до темно-зеленого. Из нефрита делали императорские регалии, знаки отличия чиновников, декоративные вещи, украшения, чаши для вина. Китайские мастера любили также яшму, которая считалась воплощением творческой силы Неба и всех человеческих добродетелей. В древности круглые яшмовые диски как символы Неба и квадратные пластины как символы Земли использовались в религиозных церемониях. Из этого камня делали ритуальное оружие, служебные регалии, украшения и маски; кусочек яшмы вкладывали в рот покойному, а его одежду скрепляли яшмовыми застежками.

      В эпоху древних империй появилась художественная резьба: из яшмы изготавливали украшения, фигурки мифических животных, предметы личного и домашнего обихода и т.п. Обязательной принадлежностью императора и его приближенных была яшмовая печать. Популярным камнем был и агальматолит (китайский жировик или мыльный камень), из которого делали декоративные и бытовые вещи. В ювелирном деле также использовались халцедоны и агат, они шли на производство ювелирных украшений, флакончиков для косметики и лекарств.

      Резьба по камню-один из древнейших видов прикладного искусства Китая. Для резьбы искусные китайские камнерезы использовали яшму, нефрит и близкий ему по расцветке жадеит. А кроме них, еще агат, халцедон, бирюза,горный хрусталь, аметист,коралл и другие камни, которые еще древних мастеров привлекали разнообразием красок, твердостью и звонкостью материала.Китайского резчика отличает отношение к материалу, если на Западе камень прежде всего ценится за его ровную окраску и прозрачность, китайских мастеров привлекает причудливость естественной расцветки камня, и природная форма. Они-то и вдохновляют китайского мастера ни создание самой изысканной композиции. Поэтому, выбирая кусок породы, он долго изучает его форму и направление жилок, старались впоследствии использовать каждое пятно и прослойку.

      Известно, что из всех драгоценных и полудрагоценных камней китайские мастера отдавали предпочтение нефриту. Этот камень традиционно является одним из самых высоко ценимых в Китае. В древности китайцы считали нефрит священным камнем, поэтому ограничивались минимальной обработкой естественного камня. Но почитание нефрита в Китае объясняется еще и тем, что этот твердый камень с трудом поддается обработке. Поэтому, как гласят древние легенды, «хорошим резчиком по нефриту или яшме мог стать человек с сильной волей и доброй душой». Ведь изготовление скульптурной композиции из нефрита требовало длительного времени и большого терпения. Множество китайских текстов посвящено описанию цвета нефрита и соответствующих ему свойств. Более всего ценится в Китае белый нефрит «Бай юй», который добывается в Кашгарском крае (современный Синьцзян-Уйгурский автономный район), области на границе со Средней Азией, мирового центра по добыче нефрита.

      В древнем Китае изделия из нефрита широко использовались в различных ритуалах. Так, например, кусочек яшмы или нефрита в виде цикады вкладывали в рот покойнику, поскольку цикада, вновь оживающая после зимней спячки, была для древних китайцев олицетворением вечной жизни. Обязательной принадлежностью китайского императора была вырезанная из нефрита печать. Эти и многие другие изделия из яшмы и нефрита были найдены при раскопках и являются свидетельством развития художественного ремесла в древнем Китае.

      Вырезанные из камня печати популярны в Китае и по сегодняшний день, и если раньше их обладателями были император и знать, то сегодня такую печать может иметь каждый желающий. Личная печать заменяет подпись. Она представляет собой прямоугольный брусок из металла (золото, бронза, медь), камня, как правило, нефрита, дерева или слоновой кости. С одной стороны бруска, на плоскости квадрата врезаны или даны выпукло иероглифы имени, обычно в древнем начертании. В Китае изготовления личных печатей является отраслью искусства.

      Со временем в Китае нефрит утратил свое ритуальное значение, но китайцы навсегда сохранили особую любовь и уважение к этому камню. И в настоящее время из него изготавливают самые разные предметы личного и домашнего обихода, от дорогих украшений, до ваз, подсвечников и статуэток богов.

      С 1949 года, т.е. с момента образования Китайской Народной республики, китайские ремесленники создали множество выдающихся произведений из нефрита. Очень известны так называемые «четыре чуда Пекина» — это групповые нефритовые скульптуры Пань Бинхэна, нефритовые цветы Лю Дэина и нефритовые птицы Чжан Юньхэ. А такие шедевры китайских резчиков по камню, как «Блюда креветки» и «Драконовое блюдо», выполненные в Пекине из агата, а также «Радужная ваза», выполненная шанхайскими мастерами из красного жадеита, были признаны национальным достоянием. Эти работы завоевали широкое признание, как в Китае, так и за его пределами.

      Искусство резьбы имеет в Китае древнюю историю и богатую традицию. Оно прошло долгий путь от примитивных изделий эпохи неолита, до высокоразвитой культуры, которая обрела мировую известность.

      В Китае еще в глубокой древности достигли высокого мастерства резчики по слоновой кости. Их работа по ценности уступала лишь резьбе по нефриту и яшме. Из слоновой кости древние китайцы вырезали веера, заколки для волос, палочки для еды, рукоятки ножей, чаши и многое другое.

      В настоящее время основными центрами резьбы по кости являются Пекин, Гуанчжоу, Шанхай, Тяньцзинь и Нанкин. Причем каждая школа имеет свои отличительные особенности. Например, в Пекине изготовляются статуэтки и другие изделия, сохраняющие естественный оттенок материала. В Гуанчжоу изготовляют т.н. мячики из слоновой кости, или как их еще называют «шары в шаре». Они выполняются так, что внутри костяного шарика, помещаются несколько других шариков. Только гуанчоуские мастера могли вырезать из целого куска кости до двадцати вложенных друг в друга шаров. Эта работа требовала от умельцев огромного терпения и безупречной точности руки.

      Предметов изготовляемых в Китае из слоновой кости великое множество. Это и статуэтки, курительные трубки, фигуры для игры в шашки и шахматы и многое — многое другое.

      Одной из самых распространенных в Китае является резьба по дереву – материалу доступному и податливому. Китайские мастера использовали для обработки многие породы деревьев – тополь, ароматный сандал, твердое грушевое дерево, камфорное, пробковое дерево и бамбук. Сюжеты для работ обычно берутся из многочисленных мифов и легенд, которыми так богата китайская мифология. В последние несколько столетий художественная резьба по дереву в Китае достигает своего расцвета. Широкой популярностью у китайских и иностранных модниц пользуются китайские деревянные коробочки и шкатулки для украшений, украшенные резным орнаментом из цветов или декоративных узоров. Резьба по дереву широко применялась в интерьере китайского дома. Деревянная мебель в древнем китайском стиле не потеряла своей популярности и в современном Китае. Особенной популярностью пользуются столы с резной поверхностью, кровати с резными спинками, резные ширмы, подставки и прочие.

      Еще одна область применения резьбы по дереву – это маски для народных театральных представлений. Такие маски, вырезанные из дерева, были особенно популярны на юго-западе Китая. Они изображают различных богов, персонажей народных сказаний и сказочных существ, таких как дракон, тигр и др.

      Наиболее искусные резчики по дереву использовали в своих работах ствол и корень бамбука. Как вид искусства, резьба по бамбуку и его корню стала известна в 15-м веке, при династии Мин. Именно в те времена мастерство резьбы по бамбуку достигло очень высокого уровня. В последние несколько столетий этот вид народного искусства продолжает развиваться. В Китае известно немало мастеров высокого класса в этом ремесле. Самыми распространенными изделиями из бамбука являются стаканы для кистей и ручек, на которых вырезаны различные рисунки.

      Говоря о различных видах резьбы нельзя не упомянуть об искусстве резьбы по рогу носорога. Ведь мало кто знает, что внешняя форма и внутренняя структура рога носорога очень необычны. Он заметно отличается от коровьего и бараньего рогов, да и к тому же является более редким материалом. Как утверждают древние записи, добывать этот необычный материал начали примерно с эпохи Хань. В Китае в основном использовали рог носорога, привозимый из других стран. В течение всей своей долгой истории, изделия из рога носорога представляли собой роскошные вещи для высших слоев общества.

      Резьба по камню: советы для начинающих, инструменты, выбор подходящего материала для работы

      Человек с ранних веков хотел обустроить мир вокруг себя под личные нужды. Первые попытки подчинить себе камень – каменный век, во время которого изготавливались инструменты из этого прочного материала. Позже из него начали строить жилища, использовать и в декоративных целях, ну а самое раннее и известнейшее творение древности из камня – египетские пирамиды. Для резьбы по камню существует множество инструментов, мы расскажем и покажем самые популярные из них!

      Кроме обыкновенной породы существуют еще драгоценные и полудрагоценные камни, отличающиеся своей красотой и редкостью. У большинства женщин есть украшения из изумрудов, рубинов, агатов или ограненных алмазов – бриллиантов. Натуральную красоту можно подчеркнуть оправой или полировкой, но помимо этого существует целое направление – резьба по камню.

      Прежде всего, следует разобраться с целями подобного занятия. Можно обрабатывать камень в строительных целях, например, вырезать и шлифовать гранит для создания и облицовки зданий вокзалов, университетов или просто домов. А можно заниматься ювелирной, художественной резкой по драгоценным камням.

      Многие люди видели в интернете и даже в книгах различные поделки из камня в виде зверей, рыб, птиц. Уникальные творения, которые сложно с чем-либо спутать, принадлежат барнуковским мастерам. А ведь село Барнуково когда-то славилось переработкой и добычей строительного гипса – алебастра. Позже из добываемого там же цветного камня стали производить известные на весь мир статуэтки и предметы быта.

      Изучаем резьбу по камню: от инструментов до популярных техник

      В зависимости от вида и цели обработки этого материала, существуют различные инструменты. В резьбе по горной породе помогут кувалда, кирка, отбойный молоток, болгарка с алмазными дисками, киянки, стамески и прочее. Они нужны, главным образом, для придания формы породе. Если же речь идет о ювелирной работе, то пригодятся следующие орудия: скарпель для гравировки, чертилка для создания прямых линий, ручные и электрические фрезы для придания формы заготовке, кривые и прямые напильники и прочие мелкие вспомогательные инструменты.

      Для начинающих подойдет максимально мягкая порода камня. Стеатит, мыльный, восковой камень, талькохлорит – это все названия одного и того же камня, – очень мягкий и податливый материал для работы. По нему можно вырезать даже более твердым камнем или подручными инструментами. Для работы с ним не требуется большого количества инструментов, приобрести его можно в специализированных строительных или художественных магазинах, а также заказать в интернете на многочисленных ресурсах.

      Если отсутствует возможность приобрести стеатит, можно также выбрать алебастр. Он бывает разных цветов; немного тверже первого, но все же отличный материал, с ним легко работать, он легок и прочен.

      С твердыми породами лучше не работать новичку. Для них понадобится много сложных специальных инструментов, процесс получится трудоемкий, а результат, возможно, не оправдает ожиданий.

      Размер заготовки должен быть больше будущего изделия. Это логично, ведь в процессе работы от цельного бруска отрезаются части для придания формы. Лучше взять брусок намного больше, чтобы был запас, который необходим новичку для уверенной работы.

      Выбор подходящей структуры камня для работы.

      Помимо материала и размера болванки для вырезания, важно правильно выбрать структуру камня. Важно, чтобы имеющиеся трещины не были большими или проходящими через весь камень, ведь в противном случае велика вероятность раскола во время работы. Однако, если это и произошло, не следует расстраиваться: отколовшуюся деталь можно приклеить на эпоксидную смолу, которая продается в строительных отделах.

      При вырезании ювелирных украшений или декораций для интерьера важно помнить об осторожности:

      • Инструменты должны быть острыми и прочными, чтобы они не сломались во время работы.
      • Защитные очки использовать обязательно, так как пыль и осколки от камня могут повредить глаза. Лучше иметь запасную пару, так как они могут быстро поцарапаться и прийти в негодность.
      • Необходимо во время работы надевать маску или респиратор, чтобы не вдыхать тяжелую и вредную пыль
      • При работе с большими глыбами лучше использовать специальные защитные перчатки во избежания травм рук и натирания мозолей. Если изделие готовится небольшое, то достаточно простых садовых перчаток.
      • С большим куском породы лучше работать вне дома или обеспечить хорошую вентиляцию
      • Удобно держать камень во время работы на мешке из плотной ткани с песком или кошачьим наполнителем: так глыба будет держаться в нужном положении, при этом легко поворачиваясь под руку мастера.

      Во время резки по камню своими руками очень важно соблюдать технологию:

      • Определить направление трещин у камня. Подобно волокну дерева, камень тоже имеет направление, по которому лучше высекать. В таком случае получатся более ровные срезы и уменьшается возможность того, что инструмент поведет не в ту сторону
      • Изобразить на бумаге будущее изделие. Многим помогает не просто нарисовать, а вылепить из пластилина или другого материала, в таком случае появится лучшее представление об объеме.
      • Не следует начинать со сложных форм, чтобы не разочароваться в себе и этом мастерстве. Принцип постепенности при обучении говорит о постижении от более простого к более сложному
      • При высечении фигуры из породы следует вести долото от краев к центру. Так меньше вероятность ненужных сколов. Долото при этом следует держать под острым углом к камню, иначе будут не срезаться куски, а выбиваться дырки.

      Подборка видео и мастер-классов по теме статьи