Какая древесина лучше для резьбы по дереву?

Древесина для резьбы по дереву

Резьба по дереву – достаточно сложный вид декоративно-прикладного искусства. Для освоения дела мастерам требуется постоянная практика, хороший инструментарий, а также творческий подход. Однако конечный результат работы резчика зависит не только от этих факторов. Важную роль также играет качество материала, используемого для обработки. Какое дерево используют для резьбы по дереву мастера, как его подготовить? Ответы на эти и другие вопросы представлены ниже.

Важность качества материала

Далеко не каждая древесина подходит для резного искусства. Поскольку материалы обладают разными свойствами: влажностью, прочностью, мягкостью, гибкостью и т. д. Поэтому от выбора конкретного варианта зависят:

  • простота и быстрота обработки заготовок;
  • визуальная привлекательность изделия;
  • возможность выполнения мелких и сложных орнаментов;
  • долговечность изделия (статуэтки, мебели и т. д.).

Какое дерево выбрать при всём многообразии пород? Подбор конкретного материала во многом определяется техникой, в которой работает мастер.

Так, при скульптурной резьбе рекомендуется использовать прочные породы дерева: дуб, кедр и т. д. А при рельефной или геометрической – липу, берёзу и ольху, которые отличаются мягкостью и гибкостью.

Популярные породы

Ручная резьба может осуществляться на заготовках различной древесины. Однако существует несколько наиболее популярных пород, которым отдаются предпочтения. В их числе:

  1. Липа. Заготовки из этой породы хорошо поддаются обработке резцами и стамесками. Сама древесина имеет тонковолокнистую структуру, благодаря чему мастера могут выполнять сложные и деликатные орнаменты. Ровный белый цвет липы – ещё одна причина, по которой резчики выбирают именно эту породу.
  2. Ольха. Какая древесина для резьбы по дереву используется, если мастеру необходим уникальный оттенок породы? Прежде всего, конечно же, ольха. Такая древесина меняет цвет: изначально заготовка белая, однако со временем обретает красноватый оттенок, а потом – светло-розовый.
  3. Берёза. Отличается лёгкостью обработки, поэтому её часто используют при рельефной и геометрической резьбе. Из-за невысоких показателей прочности берёзовые заготовки применяют при изготовлении картин, панно и прочих декоративных изделий.
  4. Дуб. Какое дерево нужно для резьбы, если мастер желает изготовить статуэтку или декоративную мебель? Дуб станет лучшим выбором. Для него характерна высокая прочность, долговечность, устойчивость к повреждениям. Именно поэтому из дуба изготавливают скамейки, стулья, кухонную утварь и т. д.

Какие деревья годятся для резьбы, помимо названных пород? Прежде всего, это клён. Его древесина по цвету схожа с берёзой, однако отличается привлекательной текстурой и твёрдостью. Клён сложнее обрабатывать резцами (маленькими стамескам, церазиками, клюкарзами и т. д.), поэтому на заготовках создают крупный орнамент и сравнительно простые узоры. Также в резном искусстве широко используют сосну, кедр, тис и пихту. Их необходимо лучше подготавливать перед работой, так как в породах содержится много смол.

Похожие материалы:

Критерии качества

Как выбрать дерево для резьбы при условии, что материалы различаются по свойствам? При заготовке важно учитывать:

  1. Влажность. Этот показатель напрямую влияет на долговечность готового изделия. Избыточная влажность древесины грозит деформацией, растрескиванием, потерей привлекательного внешнего вида. Поэтому свежесрубленный материал не подходит для обработки. Если возникает необходимость создания рельефа и орнамента, мастера выбирают сухие заготовки с влажностью около 8%.
  2. Состояние. Какую древесину использовать категорически не рекомендуется? Ту, которая имеет сучки, наросты и иные дефекты. Такой материал тяжёл в обработке из-за перекрученных волокон. Они мешают мастеру передвигать инструмент в нужном направлении. Кроме того, на месте сучков быстрее образуются сколы и трещины, что приводит к поломке изделий.
  3. Вес. Чем тяжелее материал, тем выше его прочность. Поэтому мастера стараются не использовать древесину с большим весом при изготовлении панно, картин и прочих изделий, которым требуется деликатная обработка. Тяжесть также может указывать на высокую влажность.

Это основная информация о том, какое дерево лучше выбрать для дальнейшей резьбы. При подборе конкретной заготовки мастерам также рекомендуется всегда учитывать технику, в которой они собираются работать.

Особенности подготовки

Выбор древесины – это начальный этап. После того как мастер определился с породой, ему потребуется подготовить материал. Эта мера необходима для того, чтобы предупредить раннюю порчу изделия и деформацию. Как подготовить дерево для резьбы, какие методы существуют?

Основным способом считается сушка. Эта процедура помогает удалить лишнюю влагу, которая накапливается в дереве. Оптимально, если материал высушивают на свежем воздухе. При этом важно снизить влажность до уровня 15–20%. Сама процедура сушки может занять много времени – несколько месяцев, если заготовки имеют большие габариты.

Как только влажность достигает нужных показателей, древесину заносят в помещение (подальше от отопительных приборов). Это необходимо для того, чтобы дополнительно просушить волокна материала. Желательно, чтобы показатель влажности в заготовке не превышал 8–10%.

Как подготовить древесину для резьбы с помощью альтернативных способов? Мастера могут применить метод вываривания. Такой способ подходит для подготовки заготовок небольшого размера. Для этого их помещают в кипяток, вываривая на маленьком огне в течение нескольких часов. Подобная процедура помогает быстро и эффективно устранить внутриклеточную влагу в волокнах материала. После такой термообработки заготовки необходимо просушить в течение недели (в среднем).

Если вам неизвестно, какое дерево подходит по резьбе стамесками, как правильно подготовить материал, но при этом желаете стать владельцем оригинальных изделий, мастера компании «Русский Бондарь» помогут. Наши специалисты – эксперты по изготовлению уникальной резной мебели, сувениров, статуэток, которые смогут заказать ценители эксклюзива.

Дерево для резьбы по дереву: выбор породы и качества древесины

Резьба по дереву является достаточно сложным видом декоративного искусства. Причем конечный результат зависит не только от навыков мастера, но и многих других факторов, в частности, немаловажную роль играет качество древесины. Ниже мы рассмотрим, какое дерево используют для резьбы по дереву профессиональные резчики.

Резьба по дереву

Выбор древесины

Далеко не каждая древесина подходит для резки.

Поэтому ее выбор является ответственным этапом, от которого зависят такие моменты, как:

  • Простота обработки заготовки;
  • Возможность выполнения сложных узоров;
  • Долговечность готового изделия;
  • Внешний вид изделия.

Следует отметить, что какая-либо четкая инструкция по выбору материала отсутствует, так как для разных целей опытные резчики используют разное дерево. Однако, существуют некоторые общие правила, которые необходимо соблюдать. Далее мы с ними подробно ознакомимся.

Порода

Итак, чтобы правильно выбрать материал для резьбы по дереву, конечно, в первую очередь нужно обращать внимание на породу древесины.

Еще с давних времен для резьбы чаще всего использовали лиственные породы, такие как:

  • Липа – пользуется наибольшей популярностью у резчиков, так как отлично поддается обработке резцом. Причем благодаря тонковолокнистой структуре, которая свойственна только этой породе, она позволяет выполнять сложные и тонкие рисунки. Кроме того, резчиков привлекает и внешний вид липы, а именно – ее ровный белый цвет.

Выполненная из осины разделочная доска

  • Осина – обладает однородной структурой, однако, ее довольно редко используют для художественной резьбы. Связано это с тем, что осина имеет зеленоватый оттенок, устойчивый к внешним воздействиям. Поэтому данная древесина чаще используется при изготовлении своими руками всевозможного кухонного мелкого инвентаря, такого как ложки, миски, разделочные доски и пр.

На фото – пример резьбы по ольхе

  • Ольха – широко применяется резчиками. Опытные мастера используют в своих целях ее свойство менять цвет.
    Дело в том, что свежесрубленная ольха имеет белый цвет, но если ее оставить на свежем воздухе, то она очень быстро покраснеет, после чего начнет розоветь, пока не приобретет светло розовый оттенок. Если ольху вовремя изолировать, то можно получить желаемый цвет.

Резьба по березе

  • Береза – обладает бледно-желтым оттенком и вязкой однородной структурой.
    Клен – по цвету напоминает березу, однако, отличается красивой текстурой и высокой твердостью. Это дерево более сложное в обработке, но зато изделия из него получаются очень прочными. Поэтому издревле ложки и прочая утварь из клена ценилась гораздо больше, чем из липы или березы.
  • Дуб – является идеальным материалом для изготовления деревянной посуды, ложек и прочих изделий. Единственным недостатком этой породы является высокая цена и сложность обработки.

Совет!
Если вы являетесь новичком, то лучше всего начинать с сахарной сосны или американской липы, так как эти породы наиболее простые в плане обработки.

Что касается хвойных пород, то они для этих целей слишком мягкие, однако, в некоторых случаях их все же используют.

К примеру, если нужно получить особый цвет или текстуру, которую не могут дать лиственные породы, применяют:

  • Кедр;
  • Пихту;
  • Сосну;
  • Тис.

Резьба по ореху

Обратите внимание!
Резчики зачастую используют для резьбы не только саму древесину, но и капы или сувели – это наросты, которые встречаются на стволе дерева.
Главной их особенностью является разнообразная причудливая текстура.

Пример заготовки для резьбы

Качества древесины

Помимо породы древесины существует еще ряд других факторов, которые влияют на пригодность или непригодность использования материала для резьбы. К таким факторам относятся:

Совет!
Если вам не удалось найти материал нужных размеров, можно склеить несколько досок.

Вот, собственно, и вся основная информация по выбору материала. Конечно, это далеко не все что нужно для резьбы по дереву, однако, как уже было сказано выше, от качества деревянной заготовки во многом зависит конечный результат.

Вывод

При выборе дерева для резьбы следует обращать внимание на несколько моментов. Основными из них являются – порода древесины, ее влажность и качество. Новичкам можно порекомендовать использовать липу влажностью 8-10 процентов.

Из видео в этой статье можно получить дополнительную полезную информацию по данной теме.

Выбор и подготовка древесины для резьбы

Выбор породы дерева для резьбы диктуется назначением, видом и формой изделия. Для резьбы применяют главным образом древесину с однородным и равномерным, без отклонений, строением, с невыразительным рисунком древесных волокон – текстурой.

Так, для тонких резных работ используют лиственные породы: липу, осину, иву, рябину, березу, грушу, клен, грецкий орех, каштан, дуб и др., хвойные здесь не годятся.

Для некоторых мягких лиственных пород требуется постоянно остро отточенный инструмент и, естественно, особая аккуратность в работе.

Широкослойность говорит о рыхлости, непрочности дерева.

Параллельность годичных колец – признак того, что дерево имеет относительно прямолинейную внутреннюю структуру. Для резных работ это отличный материал.

Одиночные деревья, как правило, дают косослойную древесину вследствие скручивания при росте древесных волокон под действием ветра. У таких деревьев, кроме того, наблюдается и смещение ядровой части ближе к заболони в одном месте (с северной стороны). Здесь клетчатка имеет плотное строение. Во время сушки такое дерево трескается и сильно коробится. Поэтому валить одиночные породы не рекомендуется.

Немаловажен и возраст дерева. Молодая древесина мягкая и рыхлая, к тому же легко подвергается механическим повреждениям, а старая нестойка к гнили, поэтому для резных работ выбирают древесину среднего (зрелого) периода. Так, у дуба это период от 80 до 150 лет, у березы – от 60 до 70, у сосны – от 80 до 90, у ясеня – от 60 до 70 лет. Возраст дерева определяют по количеству годичных колец на поперечном срезе сваленного дерева или по толщине ствола.

Читайте также  Как сделать самотык из дерева?

В практической работе необходимо учитывать влажность древесины. Для обозначения различной степени влажности древесины приняты следующие термины:

  • мокрая – длительно находящаяся в воде;
  • свежесрубленная с влажностью: хвойные породы – выше 82 %, мягколиственные – 60–93 %, твердолиственные – 36–78 %;
  • воздушно сухая – долго хранившаяся на открытом воздухе, влажность 15–20 %;
  • комнатно сухая – влажность 8–12 %;
  • абсолютно сухая – влажность около 0 %. Абсолютно сухая древесина используется для многих видов художественных работ: орнаментальной резьбы, столярных и бондарных работ, богородской резьбы и должна быть предварительно высушена до влажности 10–16 %.

Если обработанные изделия будут эксплуатироваться на улице (наличники окон и т.п.), то их влажность должна быть равной 15 %. Сушить древесину для таких изделий нужно под навесом в течение 3–6 месяцев. Если изделия предназначены для использования внутри дома, то древесину необходимо досушить в комнате.

Непригодна для резных работ свежесрубленная древесина. Высыхая, она сжимается в объеме и коробится. Пересушенное дерево даже в условиях нормальной влажности неизбежно впитает влагу из воздуха и разбухнет, что приведет к растрескиванию.

Недосушивание и пересушивание сказывается сильнее на твердых и плотных породах и слабее – на мягких и рыхлых.

В народных художественных промыслах наиболее широко распространены два способа сушки древесины: атмосферный и камерный. При атмосферной сушке материалы сохнут в сарае или на открытом воздухе под навесом, при камерной – в сушильных камерах различного объема.

Перед тем как взяться за нож нужно, в первую очередь, научиться слушать и чувствовать дерево. Опытный мастер уже по внешним признакам ствола определяет степень пригодности материала. Отсутствие мелких лучевых трещин на торце (срезе) говорит о хорошем качестве древесины, а большие трещины свидетельствуют о наличии пустых мест – полостей, которые дадут брак при распилке ствола. У сосны такие полости заполнены живицей. Если есть трещины по годичным слоям, значит, древесина непригодна для резьбы. Потому не стоит спешить с отбором материала для будущего изделия. Сперва необходимо внимательно присмотреться и простучать. При помощи этого приема можно найти все слабые места древесины, степень готовности к выделке и обработке. Так, к примеру, можно определить, где сидит в ней сучок, где рыхлое нутро, где завелась червоточина, где сухая, а где слишком сырая или молодая древесина.

Не рекомендуется для резных заготовок соединять разные породы, из-за неоднородной степени усыхания. Так, твердая, ядровая древесина усыхает значительно меньше, чем заболонь, поэтому заболонные участки древесины коробятся сильнее, а вот у центровой доски коробление будет едва заметным. Исходя из этого, мастер должен сам заготавливать древесину. Для чего необходимо знать, в какое время года делать заготовки той или иной породы, срок выдержки, условия хранения и т.д.

И все же, какое дерево лучше взять?

Из мягких лиственных пород наиболее предпочтительной является липа. К тому же она – лучший материал для начинающего резчика по дереву. Липа обладает мягкой, однородного строения, достаточно вязкой древесиной, которая одинаково легко режется вдоль и поперек волокон, мало подвержена короблению и растрескиванию. Недостатком является низкая твердость, что ограничивает область применения. Из древесины липы делают, как правило, небольшие предметы: резные игрушки, посуду, шкатулки, полки, настенные украшения.

Исконно русским резным материалом считается береза с ее белой, твердой и упругой древесиной. Она однородна по плотности и хорошо режется, хотя и труднее, чем липа. Рельеф резной поверхности получается чистым и четким. Береза хорошо окрашивается и отделывается, но подвержена сильному короблению. Поэтому ее нельзя применять для изготовления деталей больших размеров. Из древесины березы лучше делать небольшие детали мебели, резные и точеные накладные декоративные элементы.

Нередко используется древесина красной и черной ольхи. Это тоже однородный, вязкий материал, легко поддающийся обработке. Она хорошо режется, окрашивается, мало коробится.

Мало кто знает, что для резного дела подходит осина, серебристая, светящаяся древесина которой обладает всеми качествами, необходимыми для резных работ. Она однородна по строению и, хотя несколько более хрупка в сравнении с липой, может с успехом быть применена в любом виде резьбы.

Тополь по своим свойствам близок к липе, но при резьбе он может легко скалываться. Поэтому на древесине этих пород лучше всего выполнять крупнорельефную резьбу.

Из твердых лиственных пород используют дуб, орех, бук, грушу, клен.

Дуб считается классическим материалом для резьбы. Он обладает однородной плотностью на темных и светлых участках годичных слоев несмотря на крупноструктурное полосатое строение, а также вязкостью и необычной прочностью. Но древесина дуба твердая и ломкая, из-за чего нелегко поддается резьбе. Эту породу лучше применять для изготовления крупных декоративных элементов, а также накладных деталей. Дуб хорошо обтачивается, окрашивается и полируется. Позволяет выполнить как монументальные, так и небольшие камерные композиции.

Орех хорошо режется во всех направлениях, не дает сколов, поэтому его можно применять для выполнения самой тонкой резьбы. Древесину ореха используют для изготовления мебели, высокохудожественных резных изделий малых форм.

Бук по твердости близок к дубу, но скалывается еще больше. Он хорошо окрашивается и отделывается.

Груша легко и чисто режется во всех направлениях, мало коробится и хорошо окрашивается и отделывается, но имеет высокую твердость. Из ее древесины делают небольшие сувениры с рельефной резьбой, накладные декоративные детали для мебели.

Однородную, но твердую древесину имеет клен. Он режется чисто и без сколов, но тяжело; хорошо окрашивается и отделывается. Его древесину применяют в мозаичных и токарных работах.

Однако не следует ограничиваться только лиственными породами. После того, как будет освоена техника резьбы, будут изучены приемы работы, можно браться и за хвойные породы с их ярко выраженной полосатой текстурой – ель, сосна, пихта и более прочная лиственница.

При выборе хвойных пород необходимо учитывать плотность годичных колец. Чем они гуще, тем плотнее и однороднее древесина. Для контурной и геометрической резьбы подойдут любые из перечисленных пород. Только нужно иметь в виду, что рисунок слоев древесины оказывает серьезное влияние на вид, форму и величину элементов задуманной композиции. Например, при работе с сосной и лиственницей узоры должны быть крупными и достаточно глубокими. Это диктуется:

  • во-первых, на срезах текстура выделяется очень сочно, яркими, четкими линиями, вмешиваясь и искажая глубину узоров, поэтому мелкие элементы теряются в рисунке древесины и резьба на ее фоне плохо просматривается;
  • во-вторых, древесина хвойных пород очень хрупка и неравномерна по плотности. Она легко скалывается по слою, особенно если элементы узора мелкие, отчего работа приобретает неопрятный, щербатый вид. В крупных элементах эти недостатки незаметны.

Что касается таких пород, как липа, осина, береза, то они могут быть покрыты тончайшим узором, который не забивается природным рисунком волокон. А так как древесина у этих пород равномерно гладкая и достаточно вязкая, то даже мелкие элементы не скалываются.

Из хвойных пород для резных работ можно с успехом использовать древесину сосны и ели. Из сосны вырезают украшения для наличников окон и дверей, карнизов, простенков домов и т.п. Это, как правило, крупнорельефная резьба. Благодаря смолистости сосны резные украшения из нее долговечны.

Ель мягче сосны и режется легче, но у нее имеется много твердых сучков, она менее смолиста, чем сосна, поэтому для резных работ применяется реже.

При выборе древесины для резьбы необходимо избегать таких пороков, как свилеватость, наклон волокон, прорость, сучки, трещины, гнили, червоточины.

Доски, предназначенные для резьбы, раскраивают на заготовки на круглопильных станках и обрабатывают в размер на фуговальных и рейсмусовых. Большое значение имеет срез доски – радиальный или тангенциальный. По радиальному срезу резать легче, доска меньше коробится, но резьба получается не такой выразительной, как на тангенциальном. Для крупных резных деталей лучше применять доски радиального распила, а для небольших – тангенциального.

Если резные детали имеют большую ширину, то заготовку получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек. Для склеивания можно применять поливинилацетатный клей. Бруски надо подбирать так, чтобы срез и направление годичных слоев были одинаковыми, иначе выполнять резьбу будет трудно, а внешний вид изделия может значительно ухудшиться, особенно при окрашивании водными красителями. Склеенную заготовку выравнивают по пластям на рейсмусовом или фуговальном станке.

Резьбу на крупных деталях лучше выполнять до их сборки в изделие. В таком случае детали должны быть тщательно обработаны и подогнаны.

Резьба по дереву

Сувели, капы и другая красивая древесина

Страницы

  • Главная страница
  • О себе и о сайте
  • Как купить. Контакты
  • Мои работы — 2
  • Мои работы — 1

2015-02-14

Характеристики древесных пород.Особенности работы.

Различают еще древесину ядровую (яблоня, сосна, дуб, ясень и др.) и безъядровую (ольха, ель, липа, клен, осина, береза и др.). Ядровая — это древесина, у которой внутренняя часть ствола более темная, чем остальная.Слой более светлой древесины, расположенной вокруг ядра, называется заболонью. Ну и чем суше древесина, тем она тверже.У меня есть несколько заготовок осины (мягкая порода), которые пролежали лет 12-14.Так по твердости они не уступают березе.
Я же расположу в своем сообщении древесные породы по степени их пригодности к резьбе и к токарным работам.Критерии оценки — доступность древесины, как она режется и обрабатывается.

Липа.Это лучший материал для резьбы, «чемпион» среди древесных пород.Древесина белого цвета, ближе к сердцевине встречаются розовато-бурые переходы.Годичные кольца почти не заметны.Древесина мягкая и вязкая.Режется очень легко, срез ровный, блестящий.Отлично шлифуется.Пригодна для токарных работ (знаменитые матрешки!). При хранении почти не усыхает и не коробится.Работать с липой — одно удовольствие.Пригодна для всех видов резьбы.
Осина.Этому дереву легенды приписывают совершенно мистические свойства.Мол, колом из осины можно убить вурдалака.На осине якобы повесился Иуда и именно поэтому листья на дереве постоянно дрожат от страха.А шляпки подосиновиков красные от крови Иуды.А в остальном самое обычное дерево, хорошо пригодное для резьбы.
Древесина мягкая и легкая.Цвет белый, иногда с зеленоватым или голубоватым оттенком.Текстура слабо выражена, но полированное изделие выглядит очень красиво, как перламутровое.Режется легко.Есть особенности.Рядом лежащие слои древесины могут идти в противоположном направлении.Чтобы не было задиров или сколов, нужно в этих местах менять направление реза.Шлифуется легко, но также есть нюансы.Поскольку древесина не очень однородная по плотности, при шлифовании крупнозернистой наждачной бумагой (наждачкой) «махрится». Приходится очень долго шлифовать, применяя среднюю и мелкую наждачные шкурки. Поэтому изделие лучше резцами выводить под «0», чтобы сразу шлифовать средней или даже мелкой шкуркой.При проработке мелких и тонких деталей дает сколы.Поэтому нужно быть очень осторожным.Пригодна для всех видов резьбы.Фантастически красива древесина сувелей осины.По цвету — настоящая золотая парча.
Ольха.В свежеспиленном состоянии древесина белая, на воздухе быстро становится красно-бурой.Высохнув, цвет меняется на светло-кремовый.Текстура слабо выражена, с буроватыми крапинками, черточками, полосками.Древесина мягкая, однородная.Хорошо и легко режется.Порезки гладкие и чистые.Отлично шлифуется.При неправильном хранении дает глубокие трещины.Пригодна для всех видов резьбы.
Береза.Для русского человека это особенное дерево.Наверное никто так красиво не писал о березе, как С.Есенин :

Читайте также  Фрезы для резьбы по дереву бормашиной

Древесина березы белая, с желтоватым оттенком.Чуть подгнившая древесина изобилует розоватыми, желтоватыми, коричневыми разводами.Из такой древесины, специальным образом обработанной, вырезают и точат красивые декоративные изделия.Древесина березы плотная, твердая.Хорошо режется и шлифуется.Пригодна для большинства видов резьбы и токарных работ.Очень красивы по текстуре березовые сувели — наросты древесины на стволе дерева.Для березового сувеля характерен хорошо выраженный «мраморный» рисунок древесины с перламутровым отливом и сиянием.Очень красив рисунок древесины капа — совокупность «спящих» почек.Текстура капа похожа на «павлиньи глазки».Сувели и капы широко используются резчиками по дереву для изготовления ваз, чаш, шкатулок и т.п.
Тополь.Древесина мягкая, легкая и однородная.Цвет белый, хорошо видны годичные кольца.Легко режется и обрабатывается.Древесина не плотная.Поэтому при направлении резца перпендикулярно годичным кольцам при помощи киянки может сминаться.Это нужно учитывать.Пригодна для всех видов резьбы.
Сосна.Хвойная ядровая порода.Ядро буро-красное.Четко видны годичные кольца.Особенно красивая текстура на тангентальном срезе.Древесина легкая, мягкая, легко колется.На тангентальном срезе режется тяжело.Если сосна не обессмолена, то шлифуется и окрашивается плохо.Пригодна для всех видов резьбы, в том числе и для токарных работ.
Ель.Древесина белая, слегка желтоватая или с розоватым оттенком.Хорошо видны годичные кольца.У ели легкая, мягкая древесина, легко колется.При высыхании трескается.Текстура ели в месте отрастания ветвей по кругу ствола очень красивая, хорошо проявляется при токарных работах.Пригодна для домовой, геометрической резьбы.Из-за сучковатости и неоднородности в рельефной резьбе применяется редко.
Рябина.Порода с красивым красно-бурым ядром.Заболонь белая, иногда содержит бурые и черные слои.Древесина твердая, тяжелая и прочная, хорошо обрабатывается резцами.Красивы из рябины токарные изделия.Пригодна для декоративных работ небольшого размера.Шлифуется легко.При хранении сильно усыхает.Подвержена растрескиванию.
Черемуха.Древесина крепкая, вязкая и тяжелая.Хорошо режется, шлифуется и окрашивается.При сушке коробится мало.Но древесина сувеля черемухи шлифуется тяжело.При сушке может растрескиваться.У взрослого дерева древесина красно-бурая с черными прожилками.Пригодна для большинства видов резьбы, токарных работ, изготовления украшений (бижутерии), небольших поделок.
Черешня.Ядровая порода.Древесина желто-коричневая, до бурой, с очень красивой текстурой.Быстро сохнет.Древесина твердая, хорошо режется, но при неаккуратной работе дает задиры и сколы.Приятно пахнет.Отлично шлифуется.Пригодна для рельефной, объемной резьбы, токарных работ, поделок и сувениров.
Груша.Древесина от розовато-коричневой до красно-бурой.Тяжелая, твердая, но режется отлично во всех направлениях.Ее можно использовать для изготовления мелких поделок с тонкой проработкой рисунка, для рельефной, объемной резьбы, токарных работ.Высушенная древесина не коробится и не трескается.Отлично шлифуется.Полированная поверхность выглядит очень красиво.
Яблоня.»Яблони в цвету-такое чудо!». Действительно, чудесная порода для резьбы.Ядровая порода.Ядро красно-коричневое, заболонь бело-розовая.Древесина плотная, твердая, при сушке сильно трескается.Даже пролежавшая несколько лет заготовка при обработке дает трещины.Хорошо режется, отлично шлифуется и полируется.Очень красивы из яблони токарные изделия.По яблоне можно выполнять очень тонкую резьбу.Прекрасно смотрятся небольшие поделки, статуэтки, сувениры, шкатулки.
Шелковица или тутовое дерево.Цвет древесины желтоватый до желто-коричневого.Твердая порода, но хорошо режется, шлифуется и полируется.Позволяет прорабатывать очень мелкие детали.
Орех грецкий.Ядровая порода.Ядро серо-коричневое.Заболонь сероватая с различными оттенками вплоть до черного. Корень и комель с очень красивой текстурой.Легко режется и обрабатывается.Очень красивы токарные изделия.На них можно получить цветовые переходы от белого до черного.Пригодна для рельефной, объемной резьбы, поделок и сувениров.
Клен.Древесина однородная, белая с хорошо обозначенными границами годичных колец.Древесина крепкая, тяжелая и твердая.Режется с трудом, но срез очень четкий и гладкий.Хорошо шлифуется и полируется.Полированные изделия выглядят очень красиво.Пригодна для всех видов резьбы и токарных работ.
Красное дерево .Хотя в России и не произрастает, раздобыть его можно.Древесина по цвету от желтовато-розовой до красно-бурой, почти вишневого цвета.Имеет своеобразную ленточную структуру с чередованием матовых и блестящих полос.Твердая, крупнососудистая древесина.При резьбе может крошиться.Шлифуется и окрашивается хорошо.Подходит для изготовления различных панно, статуэток.
Ясень.Ядровая порода, светло-бурая, с коричневым оттенком.Заболонь от желтоватой до розовой.Древесина крупнососудистая, твердая, текстура красивая.Режется с трудом, крошится по годичным слоям.Перед финишной отделкой необходимо грунтовать (заполнять поры), чтобы выровнять поверхность.

Акация.Ядровая порода.Ядро темно-коричневое, до пунцового, заболонь от белой до желто-зеленой.Очень прочная, твердая древесина.Переход по границам годичных колец резкий, это создает очень красивую текстуру.Срез блестящий, гладкий.Режется с трудом, шлифуется хорошо.Из акации получаются очень красивые украшения, поделки и сувениры.Хорошо подходит для токарных работ.
Дуб.Ядровая порода.Ядро от желто-коричневого до темно-красного.Заболонь светло-желтая.Все знают, что древесина дуба очень прочная и твердая («крепок, как дуб!»). У дуба красивая текстура, особенно на поперечном срезе.Пригоден для всех видов резьбы, особенно для объемной.Режется тяжело, шлифуется хорошо.Поскольку древесина дуба крупнососудистая, то перед отделкой ее необходимо грунтовать — заполнять поры.Лучшей отделкой для древесины дуба считается воск.Подвержен растрескиванию.Из дуба получаются красивые токарные изделия при поперечном точении.
Самшит.Светло-желтая порода древесины с характерным приятным запахом.Очень твердая, режется с трудом.Позволяет прорезать тонкие детали.Отлично подходит для изготовления мелких поделок, сувениров, статуэток.Кто бывал в Крыму, видел на лотках у набережных множество сувениров из самшита.

Качественная подготовка дерева для резьбы: выбор материала и его сушка

Резьба по дереву — это особый вид художественной обработки древесины, позволяющий превратить ничем не примечательную заготовку в великолепную картину или тончайшее деревянное кружево.

Этот народный промысел появился на Руси очень давно. Наши предки чтили деревья и использовали древесину не только как строительный материал и дрова для обогрева помещений, но и в качестве сырья для изготовления домашней утвари, создания украшений для внутреннего убранства домов, их отделки снаружи.

До появления на Руси христианства дома украшали деревянной резьбой с языческими сюжетами. Часто можно было встретить символ солнца, а также изображения животных и птиц. Позже сюжеты стали разнообразнее, а накопленный опыт позволил создавать более сложные и богатые резные украшения.

Сегодня условно выделяется целых пять типов резьбы по дереву:

  • сквозную резьбу, к которой относят работы, выполненные пропильным и прорезным способами, в том числе ажурную резьбу, имеющую рельефный орнамент;
  • глухую резьбу, включающую все разновидности плосковыемчатой и рельефной резьбы;
  • скульптурную резьбу;
  • домовую резьбу, которая является сочетанием всех перечисленных выше видов резьбы;
  • и даже резьбу бензопилой, чаще всего скульптурную, которая выполняется исключительно этим современным инструментом.

Каким бы видом резьбы по дереву не занимался мастер, первоначально он всегда тщательно выбирает и подготавливает древесину для работы. Только грамотно проделанные предварительные этапы — заготовка и сушка дерева — позволяют получить желаемые результаты и избавляют от проблем при работе.

Породы дерева, подходящие для резьбы


Опытные мастера знают, что для резных украшений, которые будут находиться на открытом воздухе, наилучшим образом подходит древесина хвойных пород.

Дело в том, что в ней содержится смола, естественным образом защищающая изделие от гниения. Именно поэтому для карнизов, оконных, дверных наличников и экстерьерных скульптур используют древесину ели, сосны, пихты, лиственницы, псевдотсуги, тисового дерева и кедра.

Конечно, несмотря на природную защиту, резные украшения из этих пород тоже нужно пропитывать олифой или красить, это многократно продлит срок их службы.

Для украшения домашней утвари, создания мебели, рам, картин, сувениров и поделок лучше использовать древесину лиственных пород, имеющих мелковолокнистую структуру. Идеальными вариантами являются липа, береза, дуб и фруктовые сорта. Единственным условием, делающим древесину этих деревьев непригодной для использования, является наличие большого количества сучков. Такой материал не годится для резьбы.

Подготовка древесины

Началом подготовительного этапа является срубка дерева, но нужно сразу настроиться на то, что должно пройти еще много времени пока из сваленного дерева получится задуманное украшение. Самый долговременный процесс этапа подготовки материала — сушка дерева. От качества проведения сушки зависит конечный результат всей работы: чем тщательнее она проведена, тем легче мастеру будет работать с заготовкой и тем красивее и долговечнее выйдет изделие.

Заготавливать древесину лучше всего в конце осени или зимой, в этот период в дереве наименьшее количество влаги, значит, материал высохнет быстрее. В старину отношение к дереву было особенно трепетное и бережное, поэтому к подготовке материала всегда подходили тщательно и без спешки. Предпочтение чаще всего отдавали естественной сушке, технология проведения которой не изменилась по сей день.

Для естественной сушки бревна укладывают в штабеля и накрывают навесом. В таком положении они остаются как минимум год. Материал, предназначенный специально для резьбы, распиливают на чурки до 1,5 метров и складывают в сухом помещении, где нет сквозняков. Чаще всего для таких нужд используют хорошо вентилируемое подсобное помещение. В нем заготовки хранятся год-полтора, за это время они, как правило, успевают просохнуть до требуемой влажности 8-10%.

Ничего не мешает современным мастерам сушить древесину естественным методом, кроме нетерпения и желания быстрее приступить к работе. Такие стремления способствовали разработке ускоренных методов сушки, таких как:

  • вываривание заготовок;
  • интенсивная сухая сушка.

Что лучше вываривать или сушить древесину?


Народные умельцы перед сушкой вываривают заготовку в кипятке на протяжении нескольких часов. При этом происходит растворение и удаление внутриклеточной влаги, после чего древесина сохнет быстрее. Практическими экспериментами было доказано, что вываривание в соленой воде или последующая натирка заготовки солью крупного помола еще сильнее ускоряет последующую сушку. В зависимости от вида древесины, заготовка может высохнуть за время от нескольких дней до двух недель.

Метод вываривания хорош также тем, что позволяет экспериментировать с цветом древесины. Например, добавление в воду коры ольхи позволяет придать заготовке кофейно-коричневый цвет.

Метод неплох, но имеет существенный недостаток — он не подходит для больших объемов материала. Если мастер хочет украсить весь дом, выварить древесину для такой масштабной работы будет непросто.

Небольшие заготовки можно сушить и на простой батарее центрального отопления, а летом — на солнце, предварительно завернув их в газетную бумагу и полиэтилен. Менять бумагу нужно раз в несколько дней до тех пор, пока она не престанет впитывать влагу, а на полиэтилене не будет образовывать конденсат.

Но если речь идет о большом количестве заготовок, для их сушки лучше всего применять современные инфракрасные кассеты. Они просты в применении, не требуют постоянного контроля мастера и экономичны в плане потребления электрической энергии.

Использовать инфракрасные сушилки можно и в помещении, и на улице. А по срокам сушки они лидируют среди всех вышеперечисленных методов.

Читайте также  Тиски для резьбы по дереву

Дерево для резьбы по дереву: особенности материалов, и какие породы древесины лучше выбрать?

Если вы начинающий резчик, одним из первых интересующих вас вопросов будет следующим – какое дерево лучше для резьбы по дереву? Материал в этом ремесле действительно очень важен. Весь творческий пыл может остыть, если для начинаний резчик выбрал неподходящую древесину. В этой статье вы узнаете, какой бывает древесина, какие «ходовые» сорта подходят для резного творчества, а так же, из чего складываются критерии качества материала. А в довершении к этому узнаете, как подготовить дерево к резьбе.

Технологические качества древесины

Базовые показатели для отбора дерева – твердость и плотность. Плотность материала позволяет разделить его на 3 вида: древесина с низкой плотностью, со средней плотностью, а также породы с высокими плотностными данными. По маркерам твердости дерево может быть мягким, твердым и сверхтвердым. Остановимся на этих характеристиках подробнее.

Материал по твердости:

  • Мягкие породы. К ним относят ель, каштан, а также пихту, сосну и иву, липу. Сюда же – тополь и ольха. Если из этой древесины делают, например, мебель, она будет дешевле. Из предложенных пород самой ходовой будет сосна. Мягкие породы дерева для резьбы – максимально комфортны в обработке. Мягкая древесина неплохо выгибается, хорошо шлифуется.
  • Твердые породы. Такая древесина характеризует лиственные варианты. В этом перечне будет бук, береза обыкновенная, осина, а также ясень, вяз. Особенно ценным сортом является ясень: это высокоэкологичная древесина с красивой структурой и прекрасным оттенком. Ясень чем-то напоминает могучий дуб, но все же он посветлее.
  • Сверхтвердые породы. Твердостью обладают граб, самшит, может ею похвастаться кизил, белая акация и, собственно, дуб. В мебельном сегменте, вне сомнений, это ценная древесина. И производят из нее люксовую мебель. Дерево этой группы отличается высокой устойчивостью к гнили.

Если вы только начинаете обучение резьбе, то старайтесь работать с мягкими породами. Например, в Сибири ремесленники работают с кедровыми заготовками, комфортным для резного творчества материалом с прекрасной фактурой. Из лиственных сортов резчики любят использовать липу. Ее древесина чистая и легкая в резке, то для крупных мебельных изделий она не подходит. А вот для первых опытов в резьбе – вполне. Породы дерева для резьбы предполагают целый список материалов, и они могут конкурировать друг с другом. Да и важны личные предпочтения мастера.

Выбор древесины для резьбы по дереву

Специалистам приходится работать с разным материалом для резьбы по дереву. И помимо объективных характеристик сортов, есть еще и субъективные оценки мастера. Потому, чтобы найти свой оптимальный вариант, приходится экспериментировать.

  • Сосна. У нее прямослойная древесина с желтизной, мощная со средней степенью усыхания. С ней легко работать, если дерево не особо смолянистое, она прекрасна в склейке, но не особенно удобна в отделочных действиях и окраске. Для мелкорельефной резьбы почти не годна. Но задействуется и для резного декора построек.
  • Лиственница. Древесина с высочайшими качествами. Тяжелая и прочная, не самая легкая в обработке, но очень долговечная. Она не загниет от сырости. Но чаще ее берут для строительства домов и изготовления паркета.
  • Тисс. Ядровая порода, нутро ее плотное и тяжелое, практически не гниющее. Удачный выбор для столярно-токарных нужд. Причисляют его к «красным» породам.
  • Можжевельник. А это уже очень интересная для резчиков порода. Тяжелое и твердое дерево мало усыхает, оно не боится гниения, долго держит приятный аромат. Прекрасно ведет себя при резке, хорошее в подкраске и послушное в полировке. Засохший можжевельник считается замечательной основой для столярничества. Древесина – подходящий выбор для тонкой плоскорельефной резьбы, а еще для объемной резьбы.
  • Кедр. Близка его структура к древесине сосны, потому в резном деле востребована. Так, выгодно смотрится дерево в полированных гладких изделиях, в различного рода поделках, украшенных контурной резьбой.
  • Дуб. Плотная древесина с изящной структурой, со средним высыханием и низким растрескиванием. Обрабатывать дуб приходится с немалой силой и с помощью высококачественного, хорошо заточенного инструмента. Древесина его часто применима для резьбы и точения, для мозаичных операций.
  • Черемуха. Тяжкая и крепкая древесина, влаги она страшится. Если дерево молодое, оно будет белым, старое – красновато-бурым. Сушить материал нужно осторожно. Отличает черемуху отличная резка во всех направлениях. Всегда это дерево активно использовали резчики по древу.
  • Яблоня. У этого дерева материал твердый, тяжелый, имеющий однородное строение. Непросто яблоню просушить, так как она сильно усыхает, но зато после высушивания она не коробится, не трескается. Дерево хорошо ведет себя в окраске, в шлифовке, в полировке и лощении. Практически идеален яблоневый материал для тонкой резьбы мини-скульптуры.
  • Орешник. Материал просто отличный для мелких резных операций. Из орешника давно уже вырезают шахматные фигуры, а еще карандаши, рукоятки.
  • Осина. Мягкая, нежных оттенков древесина, отлично поддается резке стамеской. Производят из нее легковесные игрушки, посуду и различный декор, который можно украсить резьбой.
  • Рябина. Красновато-бурая основа непроста в обработке, она прочная и тяжелая. Но для токарных и резных операций плотный и однородный состав вполне подходит. Ее и раньше использовали для резных и долбежных поделок. Корень рябины считается отличной заготовкой для скульптуры.
  • Ольха. Также применяется для резных работ, а еще для имитации более благородных пород дерева.

Отдельно стоит сказать про березу. Это древесина средней твердости и плотности, строение ее однородно. Она легко режется в разных направлениях, отлично сверлится и полируется. Но есть у материала и некоторые недостатки: береза имеет высокий риск растрескивания, коробления и усушки. Она подвержена червоточинкам и гнили.

Ну и, конечно, клен – плотная, яркая и высокопрочная древесина служит оптимальной основой для резных операций. В особенности, для накладной резьбы.

Более детальную информацию о древесине, можно получить при просмотре данного видео:

Критерии качества

Существуют определенные физические качества древесины, согласно которым мастеру приходится выбирать материал. Важны для резчика цвет дерева, влажность, текстура и запах. Будет оценивать он гигроскопичность, способность к разбуханию и усушке. Рассмотрим отдельные критерии.

Какой должна быть древесина для резьбы по дереву:

  • Так как молодое дерево еще мягкое и рыхлое, а старое неустойчиво к гнили и травмам, для резчиков ценной оказывается древесина среднего или зрелого периода. Но у разных пород показатели этого периода отличаются. Так, если взять дуб, его оптимальный возраст для резьбы – от 80 до 150 лет. У березы этот возраст в диапазоне 60-70 лет, у ясеня такой же. Возраст дерева можно посчитать по количеству так называемых годичных колец на поперечном срезе.
  • Влажность древесины – еще один значимый критерий. Если изделия, которые будут выполнены мастером, предназначаются для эксплуатации на улице, их влажность должна составлять 15%. И сушат материал для подобных изделий не менее 3 месяцев на улице, под навесом. Если изделия будут только внутри помещения, древесину еще придется досушивать в комнате.
  • Свежесрубленное дерево, конечно, не подойдет для резки. Да и пересушенное непригодно. В первом случае после высыхания материал сожмется в объеме, коробится. Во втором – даже при нормальных показателях влажности оно будет впитывать влагу из воздуха, отчего начнет разбухать и растрескиваться.

Не досушить и пересушить дерево – для мастера обернется проблемой. Если порода тверда и плотна, то качество изготовления поделки на такой основе пострадает. А вот мягкому древу для декорирования не так страшны проблемы с сушкой.

Обязательно глядите на годичные колечки: параллельность колец говорит о прямолинейности внутренней структуры древа. Широкие древесные слои – знак рыхловатости и не высокой прочности деревянной заготовки.

Одиночно растущие деревца тоже не берутся для резьбы, они более других подвержены ветровому воздействию, потому волокна их скручиваются, плотность их разная.

Новички-резчики не всегда знают, что в резной продукции не совмещают (или стараются этого не делать) разные породы, а также части дерева. Ядровая твердая древесина ссыхается меньше, чем заболонь, у доски же центра коробления фактически нет. Когда выбираете древесину, следует отказываться от брака (сучков, волоконного наклона, трещинок, а еще, безусловно, гнили и червоточинок).

Подготовка дерева к работе

Какое дерево лучше для резьбы по дереву мы узнали, а теперь несколько слов о том, как подготовиться к резьбе. Стартом подготовки, конечно, можно назвать и саму срубку дерева. Но это еще далеко до непосредственной работы резчика. Самый долгий подготовительный этап – сушка. От того, как он прошел, зависит итоговый результат. Зависит и процесс изготовления, будет ли он комфортным для ремесленника или придется ему помучиться с резьбой.

Рекомендации по подготовке рабочего материала:

    • Древесину традиционно заготавливают поздней осенью либо зимой, в дереве в это время меньше влаги, а потому сохнет оно скорее. Отношение к древесине было особым, трепетным, потому готовили материал без спешки. Естественная сушка предпочтительна, и процесс этот остался неизменным.
    • Естественная сушка предполагает укладывание бревен в штабеля, накрывание их навесом. И такое состояние длится год. Тот материал, что предназначается для резных операций, пилят на чурки, складируют в сухом месте без гуляющих сквозняков. В нем дерево также хранится долго, не менее года-полутора. Так оно просыхает до универсальной влажности в 8-10%.

Правильная сушка древесины.

    • Также древесину можно вываривать, а еще можно устраивать ей интенсив-сушку. Некоторые профи до сушки вываривают материал в кипятке несколько часов. Делается это для растворения внутриклеточной влаги. Разумеется, после варки древесина будет быстрее сохнуть. А если выварить материал в соленой воде, а потом еще натереть его крупной солью, сушка дерева ускорится.

Вываривание деревянных брусков в кипятке.

  • Если вы решите предварительно вываривать дерево, можете «поиграть» и с его цветом. К примеру, если в воду при варке добавить кору ольхи, заготовка приобретет кофейный цвет.
  • Если заготовка мала, ее можно высушить на обычной батарее, летом неплохо она сушится на солнце, только сначала ее нужно завернуть в газету и полиэтилен.
  • Отдельные умельцы применяют для сушки инфракрасные кассеты. С их помощью сушить дерево можно и внутри помещения, и на улице.
  • Частая ошибка новичка – работа с сырой древесиной. Не наступайте на эти грабли, все заготовки должны быть с низкой влажностью.

Техническая подготовка – это практический навык. Но чем вы более вы будете начитанными и насмотренными, тем легче будет учиться. Например, часто начинающие резчики не берут в учет банальную разнородность древесины. Они вырезают скругленный орнамент, направляют режущую кромку в разные стороны, не меняя нажим инструмента.

Резьба по дереву – целое искусство, которое состоит из маленьких секретов и больших премудростей. Удачи вам в их постижении!